ЛОНГРИД

Большие дети: как инфантильность проявляется на экране

Ная Гусева
Киножурналист, автор канала «кабинет доктора хали-гали» и журнала «Сеанс»

О том, почему взрослые ведут себя как дети, размышлять можно бесконечно — особенно на экране. Инфантильные персонажи то и дело появляются в кино: кто-то не готов брать ответственность, другие не могут справиться с травмами юности. Множество причин приводит к действиям, больше подходящим для ребенка, и в кинематографических реалиях они становятся отличным двигателем сюжета. К выходу на START фестивальных фильмов «Привет, мама» и «Край надломленной луны» вспомнили несколько картин, в которых взрослые ведут себя инфантильно.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Без любви
В драме Андрея Звягинцева «Нелюбовь» инфантильность выражается в неумении двух главных героев, Бориса (Алексей Розин) и Жени (Марьяна Спивак), которые когда-то были любящими супругами и родителями, сохранить взаимное уважение и способность адекватно коммуницировать. Бесконечные конфликты, претензии и нежелание поставить чужие интересы хотя бы наравне со своими приводят к трагедии: их сын Алеша (Матвей Новиков) уходит из дома и бесследно пропадает. В «Нелюбви» взрослые не понимают, что причиняют боль самому дорогому, что их связывает, — ребенку, который вынужден принимать решение самостоятельно.
«Нелюбовь» (2017)
«Нелюбовь» (2017)
«Нелюбовь» (2017)
«Нелюбовь» (2017)
«Нелюбовь» (2017)
«Нелюбовь» (2017)
«Нелюбовь» (2017)
В ситуации на грани развода оказываются под конец и герои фильма «Дорога перемен» Сэма Мендеса. Фрэнк (Леонардо ДиКаприо) и Эйприл (Кейт Уинслет) на протяжении всей картины не могут взять на себя ответственность за принятие решения, мучат друг друга враньем и изменами, но остаются вместе, потому что когда-то так было проще. Им некуда сбежать из «безнадежной пустоты», ведь даже потенциальный переезд в Париж не исправит отношения героев к семейной жизни. Они готовятся снова стать родителями и вершить чужие судьбы, хотя не в силах разобраться с собственной.
«Дорога перемен» (2008)
«Дорога перемен» (2008)
«Дорога перемен» (2008)
«Дорога перемен» (2008)
«Дорога перемен» (2008)
«Дорога перемен» (2008)
«Дорога перемен» (2008)
Мечтательный Париж
Кстати, о Париже. Одним из самых инфантильных персонажей стала Эмили (Лили Коллинз) в том самом сериале «Эмили в Париже». Ее детскость граничит со «слабоумием и отвагой»: девушка приезжает в незнакомый город, в другую страну без знания языка, чтобы построить новую жизнь после расставания в Америке.
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
«Эмили в Париже» (сериал, 2020–...)
Эмили — мечтательница в самом плохом смысле этого слова, и окружают ее такие же друзья. Возможно, это классическая легкомысленность героинь Даррена Стара — создателя «Секса в большом городе», перекочевавшая из Нью-Йорка в Париж. Однако к четвертому сезону поступки девушки и ее подруг нельзя объяснить даже инфантилизмом — на язык просится уже другое слово.
И так сойдет
Не всегда инфантильность подается в форме драмы или сериала-жвачки. Например, Роман Каримов заключил ее в форму романтической комедии «Неадекватные люди» с диалогами настолько хлесткими и «говорящими», что о персонажах сразу все становится ясно — зрителю, но не им самим. Главному герою Виталику (Илья Любимов) очень не везет на женщин рядом: соседка пытается его переделать, а начальница норовит затащить в постель. Собственно, Виталик винит в этом всех, кроме себя. Но ему гораздо проще оказаться под чьим-то контролем, по-детски с ним смирившись, чем что-то изменить.
«Неадекватные люди» (2010)
«Неадекватные люди» (2010)
«Неадекватные люди» (2010)
«Неадекватные люди» (2010)
Не хочет ничего менять и героиня фильма «Привет, мама» Или Малаховой. Кире (Дарья Савельева) под сорок, и когда-то их с сестрой Верой (Аглая Тарасова) выгнала из дома родная мать. Уже несколько лет, как та пропала без вести. Но Кира по трагическим обстоятельствам застыла в позиции девочки, которая никак не дождется маму, а еще не понимает, каким тираном та была. Пора вступить в наследство, забрать свидетельство о смерти, съехать от Веры и ее детей, но нельзя: вдруг мать еще вернется. Кира, будучи старшей, оказывается единственной, кто не готов повзрослеть.
«Привет, мама» (2023)
«Привет, мама» (2023)
«Привет, мама» (2023)
«Привет, мама» (2023)
«Привет, мама» (2023)
Запретный плод
Иногда инфантильность выражается в связях, которые обычно порицаются обществом. Например, в картине Антона Коломейца «Ваш репетитор» между взрослой учительницей литературы Анной Германовной (Наталия Вдовина) и юным Саввой (Алексей Сергеев) зарождаются отношения, нарушающие субординацию. Неясно, кто оказывается более инфантильным — подросток, поддавшийся эмоциям и страсти, или преподавательница, осознающая опасность ситуации, но не способная поставить точку.
«Ваш репетитор» (2018)
«Ваш репетитор» (2018)
«Ваш репетитор» (2018)
«Ваш репетитор» (2018)
«Ваш репетитор» (2018)
Влюбленность в педагога становится краеугольным камнем и в драме «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Ангелины Никоновой, основанной на реальной истории Карины Добротворской и киноведа Сергея Добротворского. Кира (Анна Чиповская) влюбляется до беспамятства, но вот нюанс: амбиции героев так сильны, что стремление осуществить несбыточные мечты оказывается выше попытки выстроить здоровые отношения и сохранить в них себя.
«Кто-нибудь видел мою девчонку?» (2020)
«Кто-нибудь видел мою девчонку?» (2020)
«Кто-нибудь видел мою девчонку?» (2020)
«Кто-нибудь видел мою девчонку?» (2020)
«Кто-нибудь видел мою девчонку?» (2020)
«Кто-нибудь видел мою девчонку?» (2020)
Из крайности в крайность
Странный способ поиска новых знакомых, не очень подходящий для взрослого мужчины, выбирает Веня (Леонид Бичевин) в фильме «Закрытые пространства» — да, в том самом, где Мария Машкова играет курьера Вику в эмо-платье розового цвета и полосатых гетрах. Герои при нестандартных обстоятельствах оказываются заперты: мужчина закрывает дверь и не выпускает девушку. Выясняется, что он не маньяк, за которого так пытается себя выдать, а ранимый агорафоб, страшащийся внешнего мира.
«Закрытые пространства» (2008)
«Закрытые пространства» (2008)
«Закрытые пространства» (2008)
«Закрытые пространства» (2008)
«Закрытые пространства» (2008)
Веня — очередной герой, не готовый принять ответственность за себя самого и запирающий вместе с собой других. Справедливости ради, Вику не назовешь бойкой: она быстро проникается сочувствием к новому знакомому и, кажется, страдает от стокгольмского синдрома.
Детально рассмотреть инфантильность, как правило, можно в контрасте между взрослыми и детьми. В картине Светланы Самошиной «Край надломленной луны» три женщины пытаются найти общий язык. Снова сбежавший ребенок: младшая дочь Соня (Мария Лобанова) уходит из квартиры, а разыскивают ее 30-летняя сестра-журналистка Саша (Анна Шепелева) с мамой (Виктория Толстоганова).
«Край надломленной луны» (2023)
«Край надломленной луны» (2023)
«Край надломленной луны» (2023)
«Край надломленной луны» (2023)
«Край надломленной луны» (2023)
И в этой драме взрослые тоже думают, что точно знают, как лучше. Например, соврать про отца. Пока младшая дочь пытается ужиться со своей трагедией, старшая терпит от матери даже не упреки, а настоящие издевательства, выслушивая комментарии в адрес своей внешности, карьеры, личной жизни и других аспектов, касающихся только ее. В «Крае надломленной луны» инфантильность проявляется в слепой надежде взрослых на возможность все исправить — как будто, если сказать, что дочь тебе дорога, она забудет 30 лет насмешек.
В главных ролях: Дарья Савельева, Аглая Тарасова, Анна Осипова
Режиссер: Иля Малахова
Смотреть