ЛОНГРИД

Как начинающим кинематографистам попасть в индустрию

Кому-то кажется, что путь в киноиндустрию открыт только избранным, что всё там по знакомству или по очень удачному стечению обстоятельств. Такое мнение существует не зря, доля правды в нем действительно имеется, но, на самом деле, проложить дорогу к зрителю и стать узнаваемым деятелем вполне реально. Достаточно обладать представлением о том, как снимается кино, и желанием его снимать. В этом материале мы очень честно рассказали, через какую дверь заходить в индустрию и что с собой прихватить. В этом нам помог редактор нашего онлайн-кинотеатра Александр Карманов, от решения которого зависит, имеет ли ваша история шанс дойти до зрителя START (контакты Саши мы оставим ниже).

«Слезы капали в Фо-Бо»
«Слезы капали в Фо-Бо»

Полезная информация для тех, кто хочет знать больше о кинопроизводстве:вплоть до конца октября START организовывает в баре «Ровесник» лекции с людьми в индустрии, которые делятся своей экспертизой и помогают молодым кинематографистам войти в профессию.

Дорога в кино начинается с коротких метров

Взять и сходу снять полнометражный фильм с Сергеем Буруновым и Александрой Бортич вряд ли получится. Для этого нужно обладать не только нормальными бюджетами, но и опытом. Обзавестись этим опытом проще всего — взявшись за короткометражку. В коротких метрах есть пространство для эксперимента, их можно снимать без больших бюджетов, а некоторые звезды могут согласиться принять участие в них просто за идею.

Если всё случится как надо, ваша короткометражка может оказаться в библиотеке нашего (или любого другого) онлайн-кинотеатра. Главное, соблюсти ряд последовательных действий.

Как короткометражки попадают в онлайн-кинотеатры?

По словам Саши Карманова, глобально существует четыре пути появления короткометражек в линейке онлайн-кинотеатров.

  • Киношколы. Во многих московских киношколах короткий метр зачастую является единственной формой самовыражения студентов. Редакторы онлайн-кинотеатров с охотой отсматривают подобные работы, а сами кинотеатры готовы приобрести их за деньги и показать своим подписчикам.
  • Фестивали. Помимо фестивалей полнометражного кино, существуют смотры коротких метров. Например, фестиваль «Короче», который ежегодно проходит в конце августа в Калининграде. На этих фестивалях присутствуют отборщики (такие как Саша), которые влияют на решения о приобретении тех или иных картин для показа в онлайн-кинотеатрах. Причем фестивальная история есть не только в России, но и за рубежом. Это удачная возможность расширить географию автора, начав с дебюта.
  • Входящие заявки. Это довольно понятный и короткий путь — любой кинематографист может снять короткий метр и показать его редактору онлайн-кинотеатра. Если последнему понравится, можно переходить к обсуждению деталей.
  • «Быстрый Старт». Ну, и еще один способ быть увиденным, — принять участие в конкурсе короткометражек «Быстрый Старт», который мы устраиваем у себя на START. Тут всё просто — вы отправляете нам сценарий или готовый фильм, а мы выбираем победителей.

Казалось бы, возможностей много, но, по словам Саши Карманова, индустрии короткого метра в нашей стране нет.

«Индустрия — непрерывный цикл производства, система, которая позволяет заработать на одном проекте и потратить на следующий. В этом контексте индустрии короткого метра как таковой не существует в России», — считает он.

Но не всё так печально, как может показаться на первый взгляд.

Что нужно понять перед началом работы над коротким метром

Каждому автору короткого метра с самого начала нужно определиться с целью. Бизнес-коучи обычно называют этот процесс целеполаганием. Так вот ответьте себе на вопрос, для чего вы снимаете этот фильм. Оказывается, цели тут могут быть очень разные — от попадания картины в шорт-листы фестивалей до обретения миллиона просмотров на YouTube. От выстраивания целей будет зависеть подход к производству. Фестивали зачастую любят артовые истории, а YouTube что-то более зрительское и вирусное.

Дельфины в Космосе

«Короткий метр — это плацдарм для формирования начального этапа карьеры. Снимаешь короткий метр, отправляешь на фестивали или показываешь продюсерам, тебя замечают, с тобой работают. Причем это равнозначно как для режиссера и оператора, так и для артистов», — считает Саша.

Отдельной историей во всем этом процессе является монетизация. Это не самая простая задачка для кинематографистов, особенно с учетом того факта, что индустрии короткого метра как таковой нет. Но благодаря развитию онлайн-кинотеатров процесс монетизации стал гораздо проще. Если короткий метр перспективен, онлайн-кинотеатры могут купить его в свою библиотеку. То есть от этой сделки выигрывает и автор, который получает сумму за права на показ фильма, и сам онлайн-кинотеатр, предлагающий своим подписчикам качественный и уникальный контент.

Короткие метры открывают новые имена

Не стоит забывать во всей этой истории про открытие зрителям и индустрии новых имен. Популярность в этом случае работает по старому доброму принципу сарафанного радио. Если какой-то проект завирусился, зрители начинают рекомендовать его своим друзьям, кинокритики обсуждать, а продюсеры присматриваться. Кроме того, следующую работу с участием талантливого новичка (актера или режиссера) уже будут ждать. А это многого стоит.

«Хороший пример — Ламара Согомонян, которая сняла »Собирайся, поедем на праздник», продемонстрировав тем самым свой профессиональный уровень, и теперь снимает четвертый сезон «Содержанок”», — заявил Саша.

Стоит также учитывать, что короткий метр может стать началом чего-то большего. Иногда замыслы, рожденные в короткометражках, перетекают в полнометражные картины или сериалы. Всё зависит от удачно сложенных компонентов. Поэтому сегодня некоторые авторы позиционируют свои короткометражки как пилотные серии будущих сериалов. Таким образом они убивают двух зайцев — получают законченную работу в короткой форме и заявку на большой проект.

«Собирайся, поедем на праздник»

Короткие метры дают возможность нарушать правила

Благодаря тому, что короткометражка — это свободная форма выражения, она позволяет нарушать общепринятые правила и действовать по-новому, рисковать. Конечно, таким же образом можно поступать и в полнометражных проектах, но ответственность за это будет гораздо большая. Полные метры — это дорогостоящий производственный процесс, где не всегда можно взять и с легкой руки сделать нечто кардинально иное. Зачастую полнометражные картины снимаются по заранее готовой формуле успеха, действующей на массового зрителя.

«Шесть часов»

Но при всей прелести коротких форматов у них есть и определенные сложности. Например, за короткое время зрителя не так просто подключить к истории. Он должен успеть привыкнуть к герою, проявить эмпатию и начать переживать за его судьбу. Иногда, чтобы подключиться к истории в сериале, нужно посмотреть как минимум два эпизода по 45 минут. В короткой форме на это отведено гораздо меньше времени. В этом и заключается парадокс — дебютант должен продемонстрировать мастерство подключения, вызвать у зрителя нужную эмоцию. Если всё получится — успех не заставит себя ждать.

Почему у нас нет индустрии короткометражек и как эта ситуация меняется?

Так сложилось, что традиционный путь продвижения короткометражного кино представляет собой ситуацию, когда короткий метр год или полтора показывают на фестивалях, и всё это время его можно посмотреть разве что по закрытой ссылке на YouTube (если вы друг режиссера или потенциальный покупатель прав на показ). При этом, если покупатель захочет приобрести короткометражку раньше, ему ее могут просто не продать из-за условия организаторов фестивалей в эксклюзивности. Если покупатель так и не находится, короткометражку заливают на YouTube в открытый доступ. В частности из-за этой схемы индустрия короткого метра у нас отсутствует.

«СДДД»

Однако сегодня эта концепция трансформируется и популярность набирает иная модель, когда короткий метр появляется в онлайн-кинотеатрах и при этом катается по фестивалям.

«Если откровенно, никакой эксклюзивности в ноунейм-проекте нет и быть не может. Это надуманная надстройка. Эксклюзивность — это некая ценность, а какая может быть ценность, если это дипломная работа киношколы? Эксклюзивность — это когда, например, Серебренников снимает фильм, и все ждут премьеры в Каннах. Благодаря схеме „онлайн-кинотеатры плюс фестивали“ фильм зарабатывает и параллельно получает награды. В частности, START сейчас продвигает такую историю с фильмом Адильхана Ержанова „Возвращение Зои“. У нас нет потребности лишать редких посетителей фестивальных показов этих самых показов», — сказал Саша.

Три категории короткометражек

Короткометражки, как и любое другое игровое кино, условно делятся на несколько категорий — арт, зрительское кино и арт-мейнстрим.

Пример чистого арта — фильм «Трэп», который в прошлом году получил награду в Берлине. Это фестивальное, синефильское и даже сложноватое кино для зрительского восприятия. Там нет внятной главной линии и узнаваемого каста. У нас на START такого кино не очень много, мы предпочитаем зрительское, жанровое кино.

При этом даже довольно артовый «Собирайся, поедем на праздник» на фоне «Трэпа» можно отнести в категорию арт-мейнстрима за счет его каста и прямого диалога со зрителем на актуальную тему. Артом его можно считать потому, что, несмотря на важность заявленной темы, она довольно узкая, а выбранный мир все-таки труден для зрительского восприятия.

Тем временем фильм «Зарница» Алены Шевченко можно считать зрительским. Но даже в нем есть артовые элементы, в числе которых попытка поговорить со зрителем языком эмоций и импульсов, а не прямым текстом и логичными поступками персонажей.

Какие короткометражки посмотреть на START

Если вы хотите понять, какие короткометражки пользуются зрительским успехом, можете присмотреться к нашему списку. Каждый из этих коротких метров можно посмотреть у нас в онлайн-кинотеатре и попытаться нащупать ту самую формулу успеха, на которую следуют ориентироваться дебютантам, если они хотят снять зрительское кино с понятным коммерческим потенциалом.

  • «Взятка» (Бурунов);
  • «Ищу козла» (Тарасова, Бондарчук, Варнава);
  • «Сексоголики» (Гладких, Хориняк);
  • «Прощай, любимый» (Раппопорт, Цыпкин);
  • «И привет» (Девонин, Робак, Лагашкин, Дерябина, Мазунина);
  • «Утренний секс» (Матвеев, Хлынина);
  • «Ездок» (Шалаева, Деревянко).

Куда писать если у вас есть готовая короткометражка или детально расписанная идея?

Нашему редактору Александру Карманову или Ольге Соловиенко.

a.karmanov@start.ru

o.solovienko@start.ru

Поделиться
Закрыть
7 дней бесплатно
7 дней бесплатно
Попробуйте START в течение недели. Отменить подписку можно в любой момент.
В подписку входит всё
В подписку входит всё
В ежемесячный платёж входит весь контент, включая премьеры и новинки.
Качество Full HD 1080
Качество Full HD 1080
Мы ценим отличное качество картинки и звука. Как ещё смотреть сериалы, как не в идеальном разрешении?
Премьеры оригинальных проектов
Премьеры оригинальных проектов
Мы первыми в России стали снимать контент специально для подписчиков и по-прежнему показываем свои оригинальные проекты эксклюзивно на START.
В любой точке мира и с субтитрами
В любой точке мира и с субтитрами
START работает по всему миру. Недавно мы запустили локальные версии на других языках, чтобы сделать наш контент ещё более доступным зрителям разных стран.
Безопасный детский профиль
Безопасный детский профиль
Мы ценим безопасность маленьких зрителей. У нас есть безопасный профиль с лучшим контентом для детей и функция родительского контроля.
Попробовать бесплатно