«На Земле кино снимается по-другому»: смотрим новую серию сериала «Вызов. О фильме, покорившем космос»

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»
Пока «Вызов» продолжает успешно покорять российский кинопрокат, на START выходят новые эпизоды документального фильма о том, как создавалась первая картина, снятая на околоземной орбите. О чем мы узнали в четвертой серии «Вызова. О фильме, покорившем космос», разбираемся в дайджесте.


На старт, внимание, поехали!
5 октября 2021 года с космодрома Байконур успешно стартовал «Союз МС-19» с Юлией Пересильд, Климом Шипенко и Антоном Шкаплеровым. До станции группа добиралась три часа. В предыдущей части дайджеста мы рассказывали, что Шкаплеров оказался единственным профессиональным космонавтом на борту и полностью взял на себя управление кораблем. Без непредвиденных случаев не обошлось: при стыковке с российским модулем «Рассвет» отказала автоматика. Корабль два раза подходил и отходил от Международной космической станции, после чего командир перешел на ручное управление.


Первое испытание прошло удачно — судно успешно долетело до МКС и пристыковалось к модулю. Затем никогда прежде не бывавших в космосе режиссера и актрису ждала вторая проверка — адаптация. Три месяца они усиленно занимались подготовкой, в которую в том числе входила имитация пребывания во внеземных условиях. Но теоретически на акклиматизацию уходит до двух недель. Впрочем, съемочная группа приспособилась к жизни на корабле достаточно быстро. Шипенко и Пересильд начали снимать уже спустя 10 минут после старта «Союза МС-19» и продолжили на следующий день в шесть утра.
Работа четко по расписанию
На космической станции выработан четкий распорядок дня. Члены экипажа живут по гринвичскому времени, подъем у них в 7:00, а отбой в 21:30. В основном космонавты заняты проведением научных экспериментов, проверкой и починкой систем, погрузкой и разгрузкой еды, воды и необходимого оборудования. Из-за высокого риска мышечной атрофии около двух часов выделяется на тренировки: занятия на велотренажере и беговой дорожке, силовые упражнения. Несколько часов уходит на прием пищи, а оставшееся время — на себя и общение с родственниками.

Изначально съемочная группа планировала снимать по 12 часов в день, но совместить непосредственную работу космонавтов на МКС и их актерскую деятельность оказалось непросто. Когда появлялась возможность, Олег Новицкий, Петр Дубро и Антон Шкаплеров сотрудничали с Шипенко и Пересильд.
Съемки в невесомости
Пребывание в невесомости для Клима и Юлии не обошлось без травм. Коридоры на корабле узкие, поэтому во время съемок пролета по ним Шипенко и Пересильд, а также профессиональные космонавты получали царапины, ушибы коленей и локтей.

К этим сложностям добавлялась львиная доля других задач, с которыми режиссеру и актрисе необходимо было успешно справляться, чтобы все усилия не пошли насмарку. Клим и Юлия выполняли на площадке сразу несколько функций. Помимо своей основной режиссерской работы постановщик отвечал за звук, съемки и свет, а актриса не только отыгрывала роль торакального хирурга Жени Беляевой, по стечению обстоятельств (прямо как и сама актриса) оказавшейся на борту космического корабля, но и была ответственной за костюмы и реквизит.
Пребывание в космосе требует соблюдения строгих правил, и касаются они не только людей. Например, отправленная на МКС одежда была сделана из специальной сертифицированной ткани. Для сцены, в которой героиня Пересильд появляется в платье изумрудного цвета, художник по костюмам Виктория Ефимова-Шестаковская придумала два наряда. Стояла задача выкроить платья так, чтобы юбка во время парения в невесомости не задиралась слишком высоко и выглядела в кадре естественно и аккуратно.

Не обошли стороной и эксперименты с техникой. Клим Шипенко верно подметил, что съемки кино на Земле не то же самое, что в космосе. Взаимодействие с аппаратурой происходит в невесомости иначе: камеру достаточно отпустить в условно свободный полет, чтобы она плавно фиксировала реальность вокруг, а для поимки правильного освещения нужно набраться терпения — Шипенко снимал при естественном свете, который менялся каждые 40 минут. «Пока свет был идеальным, это всего 10 минут, шла съемка. Потом ждали, когда он вернется опять. Зрители увидят, как прямо в кадре свет меняется и переходит от дня к ночи», — рассказывает режиссер.


Чем еще запомнилась экспедиция космического киноэкипажа, узнаем уже в следующих сериях нашего фильма о фильме.