ЛОНГРИД

Эволюция анимации: как чувствует себя «Союзмультфильм» в свои 86 лет

10 июня исполнилось ровно 86 лет со дня основания «Союзмультфильма». За время существования студия произвела больше 1500 мультфильмов, завоевала более 500 наград и воспитала не одно поколение отцов и детей. Казалось бы, «Союзмультфильм» существовал беспрепятственно все это время, оставаясь вне контекста общественных потрясений. Однако это далеко не так. Между периодом распада СССР и текущим моментом в работе студии случился разрыв на два десятилетия. Это время потребовались на то, чтобы адаптироваться к переходу от советских реалий к российским.

На открытке, напечатанной в СССР, изображена сцена из «Ну, погоди!», художник Сергей Русаков, 1975 год. Автор: Игорь Головнев
На открытке, напечатанной в СССР, изображена сцена из «Ну, погоди!», художник Сергей Русаков, 1975 год. Автор: Игорь Головнев

Сегодня «Союзмультфильм» в корне отличается от того, что представляла собой студия образца прошлого века. Изменилось буквально все — от технологий создания анимации до темпов и способов ее потребления.

Мы поговорили с генеральным директором киностудии Борисом Машковцевым и директором производства «Союзмультфильма» Анной Моряковой о том, как делалась анимация раньше, что происходит на студии сейчас и что ее ждет в будущем.

Наброски персонажей на современном «Союзмультфильме»

Начало пути

Официально российская анимация появилась в 1912 году, но вплоть до создания «Союзмультфильма» в 1936-м, ее можно считать искусством одиночек, промышлявших кустарным трудом.

«Союзмультфильм» стал первой в нашей стране фабрикой мультфильмов, где были объединены настоящие специалисты, а производство поставлено на поток. Дебютным проектом студии оказался десятиминутный мультфильм «В Африке жарко» про обезьянку и моржа, совершивших путешествие к экватору с Северного полюса, чтобы привезти друзьям мороженое.

Кадр из мультфильма «В Африке жарко»

Стилистически он очень похож на американские мультики тех лет, и дело тут не столько в подражании западным коллегам, сколько в использовании той же самой технологии. Она задавала стиль, уйти от которого было сложно. Как бы то ни было, спустя годы экспериментов студия нащупала свой почерк и стала делать самобытное творчество.

В середине прошлого века на производство одной короткометражки уходил примерно год работы, половина которого тратилась на создание вселенной будущего мультика. Нужно было придумать стиль, персонажей, сценарий, постановку — в общем, все, на чем будет строиться мультфильм. Сегодня сроки производства мультфильмов сократились, но на создание их вселенных по-прежнему тратится много времени.

Дух свободного творчества в советские годы

В отличие от текущего момента, в советское время производство анимации не имело строгого планирования. Тогда не ставились задачи по эффективности и выработке определенного количества минут за год. Несмотря на существование дедлайнов в производственном календаре, люди работали в гораздо более свободном режиме и, скорее всего, позволяли себе срывать эти сроки и выходить за пределы установленных рамок и правил. Более того, в некоторых областях даже отсутствовали так называемые гайдлайны, которые сегодня надо соблюдать обязательно.

Кукольный цех советского периода

Например, в советские годы у киностудии не было единого логотипа: режиссер каждого фильма выбирал стиль написания названия по своему усмотрению. Сейчас такое немыслимо, поскольку существуют такие понятия, как брендинг, корпоративные цвета, единые шрифты и так далее.

Более того, все крылатые фразы из мультфильма «Малыш и Карлсон», вроде известных нам «день варенья», «дело-то житейское», «а у вас молоко убежало» — это импровизация актеров. Изначально этих фраз просто не было в сценарии.

Генеральный директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев

«"Золотой период" студии пришелся на вторую половину 1960-х и 1970-е годы. Тогда «Союзмультфильм» продемонстрировал максимальную широту подходов к анимации с точки зрения их идейного наполнения. Был крепкий базис. Сложившаяся экономика. Это период здоровой и жизнерадостной конкуренции внутри студии, она не разъединяла авторов. Тот же Норштейн мог идти к своим режиссерским работам и параллельно быть аниматором на "Чебурашке". Это поколение авторов прошло все производственные процессы собственными ногами – начиная с подмастерий и заканчивая самостоятельными мастерами. Они понимали, какие задачи можно реализовать с помощью анимации».

Борис Машковцев
Генеральный директор киностудии «Союзмультфильм»

В свое время советское кино было очень эффективным с точки зрения экономики, тогда в целом экономическая модель была другой. Поэтому ставившиеся задачи оказывались зачастую не про деньги. Цель состояла в воспитании ребенка, чтобы потом во взрослом возрасте он испытывал интерес к отечественному кино.

Мультипликатор Майя Бузинова, съемки «Шапокляк», 1970-е годы. Фото Александра Жуковского

Период развала

Вместе с развалом Советского Союза начал разваливаться и «Союзмультфильм», однако существование свое он не прекратил. В 1980-е годы мультипликаторы студии начали входить в активную стадию сотрудничества с зарубежными коллегами, появились экспериментальные форматы, вроде смешения классической анимации с натурным кино (живыми актерами). Чего стоит совместный проект с румынскими коллегами «Мария Мирабела» или мультфильм «Приключения пингвиненка Лоло», созданный вместе с японцами.

Сотрудники студии и журналисты, 1984 год

Казалось бы, студия должна была начать активное сотрудничество с коллегами по всему миру и уже была готова присмотреться к зарождающейся компьютерной графике, но эти планы резко отменились из-за развала советского государства и его экономической модели. «Союзмультфильм» попал в яму на 20 с лишним лет и перестал активно развиваться. Это не значит, что на студии вообще не снимались мультфильмы. Они, конечно, выходили, но как будто растворялись в пространстве, оставаясь незамеченными. Тогда правила игры настолько поменялись из-за смены централизованной экономики на рыночную, что студия только через двадцать лет поняла, как ей жить в предложенных обстоятельствах.

Текущее положение дел на «Союзмультфильме»

В 2017 году случилось перерождение легендарной студии. Пришло новое руководство, новые сотрудники, производство анимации заработало в новом здании. Уже в 2020 году короткометражные фильмы киностудии получили 45 наград на национальных и международных смотрах, а в прошлом году «Союзмультфильм» выпустил целых 2000 минут анимационного контента, что сложно себе представить.

Творческая атмосфера на современном «Союзмультфильме»

Все это произошло благодаря переходу на эффективную модель так называемого конвейерного производства. Ну и, конечно, такой результат не получился бы без трансформации технологий. Если раньше анимация делалась аналоговыми методами, вроде ручной отрисовки вселенной, использования кукол или пластилина, сейчас все перешло в цифровой вид. А в цифровом виде некоторые вещи можно оптимизировать и автоматизировать.

«95% анимации в мире – это компьютерная графика. Компьютер – очень гибкий инструмент, но не создатель фильма. Сейчас весь мир будет пытаться понять, как использовать эту технологию разнообразно. Как получить разницу стилей. Скорее всего, компьютерная графика будет смешиваться с традиционными методами анимации. Нюанс в том, что анимация XX века – это кино, которое снималось на кинопленку, а она диктовала достаточно жесткие условия. Вам нужно дождаться, когда ее отснимут и проявят. При сериальных темпах производства – это бы очень сильно тормозило производство. За счет компьютерной графики ускорились механические процессы, но творческие операции оптимизировать невозможно».

Борис Машковцев
Генеральный директор киностудии «Союзмультфильм»

Сегодня основной упор студии делается на производство сериалов. Их создавать удобнее, потому что для каждой новой серии не надо придумывать новых героев и вселенную. Это уже все есть. Главное, разобраться с сюжетом. Именно это и называется конвейером, когда в рамках одного проекта делается 50 серий, которые и создают большие объемы контента. Нельзя сказать, что в этом нет жизни. Анимация, какой бы она ни была, не может отменить творчество.

Директор производства киностудии «Союзмультфильм» Анна Морякова

«Мы все-таки не завод, не клепаем одинаковые детали. Каждая серия уникальна, поэтому на каждом проекте проходят еженедельные смотры и обсуждение креативными командами. Все эти этапы согласовываются креативным продюсером. Нельзя пустить это на самотек. Есть риск потерять уникальную стилистику и нарушить бережно созданную вселенную, что может привести к снижению качества контента».

Анна Морякова
Директор производства киностудии «Союзмультфильм»

Производство полнометражных картин в этом смысле намного сложнее. Совсем недавно у «Союзмультфильма» вышел первый такой проект «Суворов: Великое путешествие». Делался он около десяти лет, а изначально вовсе принадлежал другой студии. Одним словом, проект тяжелый, но в конце концов реализованный.

Иллюстрированные материалы к мультфильму «Суворов: Великое путешествие»

Также ожидается, что в самом начале 2023 года у «Союзмультфильма» совместно с российской киностудией Yellow, Black and White (YBW) и онлайн-кинотеатром START должен выйти полнометражный фильм «Чебурашка», который представит совершенно новый взгляд на культового советского персонажа. Режиссером картины стал Дмитрий Дьяченко, который работал над «Последним Богатырем», «Кухней в Париже» и «О чем говорят мужчины». Примечательно, что роль Чебурашки досталась актрисе Ольге Кузьминой – она будет озвучивать героя и наделит его своей пластикой благодрая технологии захвата движения.

Современные сложности

Казалось, в советское время создавать анимацию было намного сложнее — никаких цифровых методов не было, все делалось вручную, кропотливо и долго. Однако Машковцев и Морякова считают, что в текущих реалиях, несмотря на появление дружелюбных технологий, сложностей стало больше.

Производственный процесс

«Стало намного сложнее. В советское время собиралась классная команда, находила уникальный визуал Винни-Пуха и реализовывала процесс. Не была ограничена в сроках. У них не было встречных контрактов. Это было гениальное творчество, больше свободы — и временной, и визуальной. Мало конкуренции. Сейчас много анимационных студий — и в России, и в мире. Есть вещи, на которые хочется равняться. Это только кажется, что взял листочек, нарисовал картинку, привел ее в движение — и получился мультфильм. У нас раньше волк курил — тогда никто не думал про безопасность детей. Главное — это то, что нужно производить много. Когда была рукотворная анимация, не было смысла думать о том, как ее масштабировать и автоматизировать. Нарисовал одну серию за год — и все прекрасно. Если бы мы делали это так же, как в советское время, у нас бы ушло лет десять, а не полтора года».

Анна Морякова
Директор по производству киностудии «Союзмультфильм»

По мнению Машковцева, сложности современного производства анимации на «Союзмультфильме» также связаны с нехваткой специалистов. Сейчас они все разного уровня подготовки и далеко не все имеющиеся у студии инструменты освоены в полном объеме. Вместе с тем анимационный конвейер включает в себя зарубежное программное обеспечение, доступ к которому сейчас может оказаться ограничен. Все это способно помешать творческому процессу.

В «Союзмультфильме» до сих пор часть мультипликации делается руками

Планы на будущее

Как бы то ни было, «Союзмультфильм» не прожил бы до сегодняшнего дня, если бы оптимистично не смотрел в будущее. Студия намерена продолжить осваивать новые возможности и придерживаться масштабных объемов производства.

Актер Сергей Лобанков в студии захвата движения

В ближайшее время у нее выйдут первые проекты с возрастным рейтингом 12+, чего не было раньше. Если эксперимент пройдет удачно, быть может, в дальнейшем мы увидим расширение аудитории студии в сторону взрослых зрителей. Однако стереотип о том, что в России взрослые не смотрят мультики, скорее, реальность и вряд ли в этом отношении что-то быстро изменится. Кроме того, студия ориентируется на производство полнометражных картин, а также на тесное сотрудничество с зарубежными коллегами. Объемы выпуска ежегодного контента хотят как минимум сохранить, но не исключено, что мы увидим новые рекорды.

Вот так выглядит лаунж-зона в «Союзмультфильме»

«Скорее всего, через 10 лет анимация превратится из сферы профессиональной в дополнительный язык общения между людьми. Сейчас мы общаемся с помощью смайликов, обмениваемся картинками. Соцсети из текстовых превращаются в графические. Я думаю, что за 5-10 лет технологии станут настолько дружелюбными, что любой будет генерировать графику и создавать нам некую конкуренцию. Вопрос в ее качестве. Мы проходили то же самое с текстами. Умение писать было узко профессиональным навыком. Читать умели отдельные люди. В XX веке не только уметь читать не положено, но и очень странно, если ты никогда в жизни ничего не написал. Нас всех учили в школе писать сочинения. Мне кажется, в XXI веке мы дойдем до такого же в виде графики»

Борис Машковцев
Генеральный директор киностудии «Союзмультфильм»