ИНТЕРВЬЮ

«Моя работа — мир исследовать»: 10 мыслей режиссера Александра Ханта

Алина Герман

Киноблогер (первое медиа о русском кинематографе «кино про тебя», умное радио «Серебряный Дождь»)

Почти пять лет назад режиссер Александр Хант подарил отечественному кинематографу глоток свежего воздуха. Его дебютную картину с длинным названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» обсуждали практически все. И надо сказать, что там есть, за что зацепиться — от немощного героя Алексея Серебрякова до заедающего с первых секунд саундтрека Хаски.

Второй его фильм «Межсезонье» вышел в прокат совсем недавно и вызвал у зрителей настоящий диссонанс. Это история о трудностях взросления и противостоянии окружающему миру. Схожая проблематика поднимается и в дебютном проекте Арсения Робака «Жиза» на START.

В честь проката «Межсезонья» медиа об отечественном кинематографе «кино про тебя» под чутким предводительством Алины Герман собрало неравнодушных зрителей, чтобы обсудить картину с Александром Хантом и вытащить из режиссера то, чего не было сказано ранее.

Эксклюзивные подробности этой беседы мы публикуем у себя — в нашем «Журнале».

Об исследовании мира

История не должна быть только про то, что есть в сюжете. Всегда надо шире, больше. Возможно, «Межсезонье» получилось не очень хорошо, потому что тут есть манифестация. Так можно очень быстро скатиться в пропагандиста и транслировать, что правильно, а что — нет. Это, конечно, не является моей работой. Моя работа — мир исследовать, разбираться. И чем глубже это исследование, тем больше я смогу его включить на экране. Я за это люблю свою профессию, а не за возможность что-то заявить. Это очень короткий путь, ты быстро упрешься, там ничего не останется…

Неравнодушные зрители ждут встречи с Александром Хантом. Фото: Ира Кудрявцева

О режиссерском квесте

С ребятами сложность была в том, что они собой как инструментом не владеют, поэтому моей задачей было так обстоятельства вокруг них закрутить, чтобы они эти ситуации проживали. Это вообще такая режиссерская задача не из простых, но зато их энергия, их горящие глаза многое давали. И я даже не знаю, с каким профессиональным актером можно было это так пройти.

Главная героиня «Межсезонья»

Кстати, Игорь Иванов был в профессиональном кружке, а Женя Виноградова из актерской семьи, у них какой-то бэкграунд есть. Я просто понимал, что даже только что закончивший студент театрального вуза — еще не профессиональный актер. А если бы я искал только из тех, у кого был профессиональный опыт, у меня бы просто выбор был ни о чем.

О сложностях на «Витьке Чесноке»

Мне было непросто. Если говорить про «Чеснока», там я чувствовал себя крайне неуверенно — это дебют, дебют оператора, и вообще вся группа смотрела на нас, как на не разбирающихся в деле людей. Непростые были отношения с актерами, с Женей Ткачуком, Алексеем Серебряковым, хотя они потрясающие мастера, и в плане профессии с ними очень легко можно изобретать.

В любой непонятной ситуации следуй за дедом

О воспитании дочери

Я часто повторяю, что в мои 16 лет у меня было сумасшедшее лето, и я точно не хочу, чтобы у нее было такое. Но я понимаю, что мне это было необходимо. Я про себя ничего не знаю, я никак не готовился к ребенку, но он вдруг появился неожиданно в нашей жизни. Жена вообще педагог внутри, в хорошем смысле, в ней есть это — умеет людей раскрывать. Мы вообще стараемся быть на равных, но в то же время, чтобы дочь чувствовала авторитет — если в каких-то вещах мы говорим, что это так, значит это так. Безусловно, мы стараемся, чтобы у нее был свой выбор, ответственность, чтобы она могла позволить себе, что хочет, но более осознанно. Посмотрим, что у нас получится. Она мелкая еще, пять лет только. Главное, что мы должны привить — тяга к любопытству. Все мы — исследователи, все мы в этот мир обращаемся, чтобы его ощутить, разобраться — это во всех профессиях, в делах. И если это поймать и следовать за этим, то будет так, как надо.

Об общении с людьми

У меня есть товарищ, которому очень тяжело общаться с людьми. Я ему говорю: «Престань думать про самого себя, заинтересуйся теми людьми, которые вокруг тебя. Поспрашивай хотя бы их». Мы всегда начинаем про себя думать и съедаем себя.

Александр Хант повествует об искусстве. Фото: Ира Кудрявцева

О гипотетической возможности снять музыкальный клип

Я бы снял клип «Гражданской обороне», но они настолько самодостаточны, что клип им не нужен. О! Вот! Hot Sugar — он у нас в титрах играет, ему хочу клип сделать. Может, получится. Он электронщик, тоже посмотрел «Межсезонье», сказал: «Класс, все, берите». Группе Aphex Twin тоже бы с удовольствием сделал, а еще Квентину Дюпье (Mr. Oizo), он режиссер, я его обожаю. У него такие титры классные — автор сценария Квентин Дюпье, режиссер Квентин Дюпье, оператор Квентин Дюпье, композитор Квентин Дюпье. Я его вообще дико обожаю и завидую ему. Знаете его? Посмотрите! Фильм «Жвалы», «Реальность»… Он абсурдист, и то, что он делает — невероятно.

О советском кинематографе

Недавно пересматривал «Афоню» — такой восторг. Я считаю, что это просто гениальное кино. Вообще советский кинематограф нам надо переосмыслить, у него есть потрясающая черта — его можно пересматривать бесконечное количество раз — он так работает. И это не просто так. То, что там изобрели — больше не про сюжет, а про характер.

Раньше и умывальники ярче блестели

Пусть попробуют снять такое кино как «Афоня» сейчас — я даже не знаю, у кого вообще может получится что-то близкое: настолько отрицательный герой, но при этом трогательный, обаятельный и не пошлый — он бухает, курит в кадре, но ты никогда не назовешь это чернухой-бытовухой. Скорее, ты справедливо назовешь это поэзией. В общем, нам есть, чему поучиться у советских мастеров.

О режиссерах, которым нравятся свои фильмы

Есть такие режиссеры, особенно молодые — знаю одного парня (не буду называть имя). Он снял кино, на котором даже до половины досидеть трудно. Но он все равно говорит: «Это мое кино, оно такое, а вы ничего не понимаете, вы все долбо***».

О компромиссах с собой

На компромиссы с собой идти пока не приходится. Я сейчас лучше пойму, какие мне возможности могут дать платформы или Минкульт, и буду дальше действовать. Если они закроются, я постараюсь сделать кино на коленке, но если и этой возможности не будет, тогда я уже не знаю, что…

Александр Хант собирается дать важный совет. Фото: Ира Кудрявцева

Совет номер один

Вообще надо научиться обсираться. Это тоже неплохой навык. Жизнь слишком прекрасна, нужно обосраться.