ПОДБОРКА

10 ярких материнских образов в современном российском кино

Анна Самойлова

Кинокритик, киновед

27 ноября отмечают Международный день матери. В преддверии праздника вспоминаем 10 запоминающихся мам в современном российском кино: от токсичных родительниц, разрушающих жизнь детям, до трепетных женщин, готовых на самопожертвование.

«Алиса не может ждать»

В новом сериале Наталии Мещаниновой большое значение имеют взаимоотношения Алисы (Елизавета Ищенко) и ее матери Ирины (Анна Михалкова). Актриса создает сложный противоречивый образ женщины, на которую в один момент свалилось слишком много проблем: сложная работа супруга, кризис в браке старшей дочери и приближающаяся слепота Алисы.

В напряженной ситуации героине ничего не остается, кроме как начать распоряжаться чужими жизнями. Ирина ограждает мужа от лишней информации, обустраивает быт старшего ребенка и принимает решения за Алису. Благие намерения приводят к катастрофическим последствиям.

Главная ошибка Ирины в том, что на пути к целям она манипулирует, провоцирует и обманывает. Мать не оставляет дочерям выбора, считая, что знает, как лучше. Строя жизнь по графику, героиня бежит от реальности. Между тем внутри прячется чувствительная женщина, которая боится признать свою слабость и попросить о помощи.

«Ева, рожай!»

В семье танцовщицы Евы (Елена Подкаминская) представлено три поколения женщин: бабушка (Галина Польских), мама Светлана (Алена Хмельницкая) и, наконец, сама Ева. Отношения между героинями выстраиваются не самым легким образом.

Беспокоясь о судьбе Евы, родственницы пытаются спланировать ее будущее. Но, если бабушка сохраняет в этом отношении некоторую деликатность и предусмотрительность, героиня Алены Хмельницкой привыкла действовать решительно, как и сама Ева. Вот только методы у нее бывают более спорные, чем у дочери.

Светлана манипулирует Евой. Когда просит о помощи, играет на чувстве вины. За спиной дочери регистрирует ее в тиндере, а такая забота хуже бездействия. Хмельницкая создает сложный образ давящей матери, глухой к истинным желаниям ребенка.

«Оторви и выбрось»

В черной комедии Кирилла Соколова создан противоречивый и яркий образ матери. Здесь также три поколения женщин одной семьи. Но жанр создает особое прочтение: характеры гротескны и условны, в них прослеживаются знакомые типы личностей и модели поведения.

Во главе иерархии находится властная бабушка — Вера Павловна (Анна Михалкова). Героиня убеждена: дочь Оля (Виктория Короткова), отбывающая наказание в тюрьме, — непутевая родительница. Вера Павловна воспитывает внучку Машу (Софья Кругова) и убеждает девочку, что у нее проблемы со здоровьем, и поэтому нельзя покидать дом надолго, тем более с матерью. Авторитарность бабушки мешает другим членам семьи самостоятельно принимать решения. Внезапное появление Оли вносит большую сумятицу в происходящее. Кирилл Соколов переосмысляет проблему семейных отношений, в которых внуки становятся разменной монетой.

«Два холма»

В комедийной антиутопии о мире будущего, где практически не осталось мужчин, образ матери становится определяющим. Во-первых, Россия получила ласковое определение «Матушка» — и никак иначе. Во-вторых, посты занимают женщины, и их зовут «матерями». В-третьих, на главном празднике города в лотерею разыгрывают имя той девушки, которая удостоится чести зачать ребенка. Разумеется, оплодотворение происходит без интимного контакта. Наконец, низвергнуты и отчества, их заменяют «матчества»: Зоевна, Надеждовна, Еленовна, Кристиновна. Только истинные бунтарки сохраняют в патрониме имя отца.

Казалось бы, в идеальном мире, где во главе структур находятся женщины, ласково названные «матерями», больше не может быть ни разочарований, ни конфликтов. На деле происходит обострение межпоколенческих проблем. Это отражено в отношениях Рады Еленовны (Пелагея Невзорова) с мамой Еленой Зоевной (Анна Снаткина) и бабушкой Зоей Николаевной (Жанна Эппле).

Первый сезон завершается на том, что мама Рады становится новой Матерью города. Ее инаугурационная речь не оставляет надежды для мужчин. Каждый из них должен быть истреблен. Как дальше будут развиваться события узнаем уже ближайшей весной — съемки второго сезона «Двух холмов» завершились.

«Кэт»

Кэт (Анастасия Кувшинова) — юная эскортница и мама малышки Маши, рожденной от клиента. Выйдя из «декрета», уязвимая девушка с глазами, как у олененка, обязана вернуть долг властному сутенеру Алику (Дмитрий Карташов). Но новый статус заставляет героиню пересмотреть отношение к работе.

Борис Акопов погружает в мир проституции, где парадоксальным образом разврат соседствует с болью. Среди клиентов Катя встречает хозяев жизни, и людей, переживших трагедии. Рядом с ребенком девушка расцветает и проявляет лучшие качества. Она действительно хорошая мама. Насколько это возможно в двусмысленном положении. Например, ночью Кэт срывается, чтобы отвезти дочь в больницу, звонит коллеге, переживая за здоровье девочки, и ради Маши готова даже противостоять Алику.

Люди вокруг нее убеждены: эскортница не должна иметь детей. Бежать от этой мысли сложно, особенно когда мир вокруг так враждебен. Способно ли материнское сердце вовремя почуять угрозу?

«Тибра»

Маленькая Лиза (Анка Пересильд) живет в деревне и страдает из-за насмешек ровесников, придумавших для нее кличку Мука за бледную кожу и светлые волосы. В этом месте почти никто не обращается друг к другу по имени: у каждого прозвище. Однажды Зайка, ровесница Лизы, пропадает. В произошедшем обвиняют то саму Муку, то местного парня-одиночку Шурупа (Владислав Шуруп), то существо из местных легенд — Тибру.

Хотя режиссер фильма Анна Гороян исследует в большей степени мир Муки и Шурупа, важное значение играют материнские образы. Автор показывает, как связь дитя и родителей влияет на жизнь.

Лиза в родном доме чувствует себя одиноко, ведь мама (Ольга Калашникова) после одного инцидента замкнулась в себе и перестала реагировать на окружающих. Иными словами, она перестала играть роль родителя. Мать Шурупа — замученная и уставшая от одиночества Яна (Виктория Исакова), которая зарабатывает на интимных фото в интернете. Героиня также мало времени уделяет сыну, а всю любовь отдает собакам. Подростки предоставлены самим себе, но самостоятельность в раннем возрасте чревата совершением необдуманных поступков.

«Контейнер»

Сериал об изнанке суррогатного материнства. Здесь наглядно показано, насколько значимую роль в формировании личности и дальнейшей жизни человека играют отношения с матерью. В первом сезоне внимание уделялось преимущественно запутанным отношениям Саши (Оксана Акиньшина), Ани (Мария Лобанова) и Валентины Ивановны (Юлия Ауг). Во втором вводится новый персонаж Екатерина (Наталия Вдовина) — мать Марины (Мария Фомина).

Это ухоженная женщина с идеальной походкой и ровным голосом. Но за выверенными движениями нет души и теплоты. Героиня появляется лишь в нескольких эпизодах сериала. Но благодаря им становится понятно, как под ее влиянием формировался характер Марины.

Между женой и матерью замминистра нет теплых отношений, а разговоры строятся на взаимных упреках. Это совсем не похоже на ту бурю эмоций, руководящую жизнью Саши и ее мамы. Показательно, как Екатерина относится к внуку — младенец не кажется родным из-за того, что был рожден при помощи ЭКО, она брезгует им. Так складывается образ женщины, неспособной дарить любовь другим. Это заставляет задуматься над тем, что иногда суррогатная мать любит больше, чем та, кому ребенок родной.

«Мать моего сына»

Кира (Дарья Жовнер) и Марк (Евгений Ткачук) потеряли сына. После терапии супруги решаются на усыновление малыша. Герои находят Вика — мальчика с большими глазами. Но для осуществления задуманного нужно пожить в доме кровной матери Мари (Марьяна Спивак), умирающей из-за опухоли мозга. Пребывание в загородном жилище оборачивается для семьи кошмаром.

Триллер Ильи Максимова исследует материнство, погружаясь в темные стороны. Героиня Дарьи Жовнер винит себя в гибели ребенка и временами не находит в муже поддержки. Эти чувства способна понять Мари, однако заботливость по отношению к гостье выглядит пугающей. Кроткая Кира кажется мамой с картинки из детской книжки: у нее тихий голос, добрая улыбка и нежные руки. Мари же — темная сущность матери: женщина строга и требовательна.

В герметичном триллере звучат вопросы ответственности за чадо, силе ментальной связи с ребенком и тонкой грани между одержимостью и любовью.

«Герда»

Главная героиня драмы Натальи Кудряшовой студентка Лера (Анастасия Красовская) рано повзрослела. По ночам девушке приходится скидывать удобные джинсы и втискиваться в вульгарный костюм стриптизерши, чтобы поражать воображение клиентов.

Драматизм в жизнь героини вносят отношения с матерью. Это тот случай, когда лучше бы родительница была властной. Но она женщина, страдающая из-за психического расстройства. Поэтому Лере приходится брать на себя функции, присущие старшим: переодевать, кормить и выводить на прогулку. Здесь институт материнства слабый и беспомощный, а дети оказываются один на один с жестокостью мира.

«Большая секунда»

Почти каждая мать видит счастье дочери в удачном замужестве, даже, если это противоречит желаниям самого ребенка. Ради осуществления планов можно прибегать и к уговорам, и к манипуляциям, и даже к самопожертвованию. Так поступает Анна Петровна (Людмила Артемьева) — мать учительницы музыки Арины Сергеевны (Евгения Борзых) в трагикомедии «Большая секунда».

По сюжету Анна Петровна серьезно больна. Боясь уйти и не увидеть, что дочка, наконец, счастлива, женщина провоцирует скандалы. Под давлением внешне черствая Арина решается на авантюру и знакомит мать с Ростиславом (Дмитрий Лысенков). Обрадованная тем, что у Арины появляется мужчина, Анна начинает сильно влезать в партнерские отношения и навязывать свое мнение

Хотя героиня Людмилы Артемьевой ведет себя как импульсивный манипулятор, постепенно ее личность раскрывается. Становится понятно, что это тонкая женщина, пусть и не лишенная эксцентрики. Она действительно любит дочь, но не знает как к ней подступиться.

Авторы сериала через короткие реплики показывают, что подобные ссоры между родителем и ребенком тянутся еще из детства. Если не проговаривать проблемы и не учиться друг друга слушать, они усугубляются.