КОЛОНКА

Невыносимая легкость бытия: экспресс-рецензия на мелодраму «14+ Продолжение»

Вероника Белая

Кинообозреватель

Через девять лет после премьеры подросткового драмеди «14+», открывшего миру Глеба Калюжного и Ульяну Васькович, мы вновь встречаемся с любимыми героями. Правда, зрителей «14+ Продолжение» ждет совсем другая история. Рассказываем о главных достоинствах и сюрпризах фильма тем, кто его еще не видел.

Успеть до поворота судьбы

Продолжение «14+» открывается сценой, в которой главный герой Леша (Глеб Калюжный) видит кошмар о Вике (Ульяна Васькович), а потом спешит на пары. На филфак его устроила мать, и преподаватели не скрывают: студент попал на традиционно «женский» факультет за красивые глаза. Вчерашний подросток не хочет учиться. Он готовится сделать первый взрослый выбор и по примеру одноклассников Витька и Дрона пойти в армию. Мама предсказуемо против, но первокурсник, не советуясь с родителями, забирает документы из вуза, и повестка тут же летит в почтовый ящик.

Идут последние дни на гражданке, и парень решает попрощаться с Викой, чья актерская карьера рванула вверх. Девушка играет главную роль в новой мелодраме, встречается с коллегой по площадке и не испытывает к школьному возлюбленному никаких чувств. Сердце юноши разбито, но ненадолго. Неожиданно в его жизнь огненной кометой врывается активная провинциалка Настя (Полина Гухман) по прозвищу Дружище, которая в самый короткий срок поможет Леше найти себя.

По стопам «Курьера»

В первом фильме о Леше и Вике режиссер и сценарист Андрей Зайцев нашел уникальный баланс между легкостью и серьезностью, что роднит «14+» с лучшими образцами советского подросткового кинематографа. Продолжение, созданное с нежностью к первоисточнику, пропитано аллюзиями, реверансами и отсылками к «Я шагаю по Москве», «Подранкам», «Брату» и, прежде всего, «Курьеру». Леша, как и Иван Мирошников из знаковой ленты Карена Шахназарова, живет с мамой, не имеет четкого плана на будущее и готовится к службе в армии. Но если подросток из 1986 года борется с одиночеством с помощью эпатажа и нигилизма, то Леша находит в себе силы открыть душу и быть честным с собой, миром и той, которую любил.

«14+ Продолжение» (2023)

Основной мишенью для критики продолжения стала оборванная линия взаимоотношений Леши и Вики. Впрочем, эта недосказанность и зыбкость работают на развитие характера ведущего персонажа и добавляют истории реализма. Зрители, как и герой Калюжного, не понимают, почему пара рассталась, и надеются, что остывшие чувства удастся вернуть. Но первая любовь редко приходит к точке «жили они долго и счастливо», чаще ее приходится отпустить. Мы видим, что пропасть между рано повзрослевшей Викой и Лешей, которому только предстоит попрощаться с детством, непреодолима. Школа закончилась, пришло время другого сюжета и иной проблематики. Рефреном из телевизора звучит цитата из «Подранков»:

«По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места».

Финальная реплика фильма «Подранки» (1976)

Стихотворение Геннадия Шпаликова настраивает аудиторию на философский лад и намекает, что «Продолжение» намного глубже, чем может показаться. Кроме неразделенной любви протагонист проходит через экзистенциальный кризис, ужас взросления и поиск своего места в большом мире.

О разной любви

Удивительно, но самый трагичный перелом предстоит героине Ольги Озоллапини. Еще в первом фильме вселенная Леши лежала на плечах независимой и ранимой женщины на грани нервного срыва. Мать пережила подростковую отчужденность сына и устроила его в институт. Решение ребенка пойти в армию кажется Людмиле Ивановне блажью. Она отказывает юноше в праве выбора и идет на новые жертвы ради спасения единственного близкого человека. Алексею непонятна категоричность мамы, и именно из этого рождается главный конфликт картины. Актуальная вариация на тему отцов и детей в наше время находит самый короткий путь к сердцам взрослых зрителей.

Противовесом матери, которая мысленно уже получает похоронку, становится Настя — неунывающая оптимистка с талантом притягивать неприятности. Героиня Полины Гухман — звезды сериала «Сама дура» — вышла одновременно смешной и трепетной. Вокруг нее строятся все комедийные сцены, без которых «Продолжение» превратилось бы в болезненную драму. Энергия и мудрость Дружища, замешанные на неуверенности в себе, заставляют верить, что все будет хорошо.

Музыка и Москва как главные герои

Одним из главных достоинств первой части стал пестрый саундтрек с каверами и уклоном в музыкальный стиль ска. В продолжении также звучит несколько бодрящих перепевок Цоя и Боярского, но есть и жемчужины актуальной сцены. Герои бегут по московским улицам в такт треку «Мозги & деньги» от группы «Комсомольск» и проживают романтичную бесконечность вместе с «Нравится» «Аффинажа».

Кажется, сама солнечная столица, далекая от места исполнения службы Леши, ловит настроение юной пары и поет для тех, кому предстоит вот-вот расстаться. Разрывающие душу титры и главный хит «Любэ» оставляют зрителей с вопросом: «А встретятся ли они вновь?» Но ответ при этом неважен, ведь жизнь как после 14, так и после 18 — совсем другая история.

В главных ролях: Глеб Калюжный, Ульяна Васькович, Ольга Озоллапиня
Режиссер: Андрей Зайцев

  Смотреть 

В главных ролях: Глеб Калюжный, Ульяна Васькович, Ольга Озоллапиня
Режиссер: Андрей Зайцев