КОЛОНКА

5 причин посмотреть сериал «Брижит Бардо: искусство жить»

Ольга Чередниченко

Редактор

Особая чувственность, необычная команда создателей, терапевтический эффект, живописные локации и винтажные наряды, глубокие персонажи и динамичный сюжет — неслучайно байопик «Брижит Бардо: искусство жить» высоко отметили критики на фестивале Series Mania в Лилле. Первая серия громкой французской премьеры уже доступна подписчикам START. Дальше эпизоды будут выходить раз в неделю по пятницам. В этой статье рассказываем, почему картина достойна зрительского внимания.

Французская чувственность

Французы негласно признаны лучшими любовниками в мире, а местные кинематографисты — непревзойденными мастерами тонко, изящно и глубоко раскрывать эротизм на экране. Байопик об эталоне красоты, иконе стиля и секс-символе 60-х Брижит Бардо — квинтэссенция этого искусства. В шести эпизодах последовательно и подробно показано превращение девочки, воспитанной в строгих католических традициях, в раскрепощенную женщину, которая спровоцировала мировую сексуальную революцию.

В сериале нет ни одной действительно откровенной сцены, но каждый кадр проникнут чувственностью. Разговор матери и дочери о чулках, танец Брижит на столе, с которого начинается и которым заканчивается первый эпизод, — всё это выглядит гораздо выразительнее прямолинейного и грубого изображения событий. Летящая на пол одежда, матовая кожа, большие клетчатые трусики, пухлая недовольная нижняя губка Бардо и то, как Роже Вадим перед пробами пытается стереть с нее носовым платком слишком яркую помаду, — уже волнующие моменты.

Но создатели сериала идут в этом направлении гораздо дальше и совершают на наших глазах настоящие акробатические трюки, доступные только французам: наполняют эротическим подтекстом даже кадры с пейзажами без людей, диалог о балконе и репетицию фразы из Мольера про издохшего котенка.

Харизма создателей

Если учесть специфику сериала, описанную выше, для нашего менталитета может показаться удивительным факт, что режиссерами, продюсерами и сценаристами проекта выступили мать и сын — Даниель и Кристофер Томпсон, представители известной французской кинематографической династии. Даниель больше знают как сценариста, Кристофера — как актера. Он играл в мини-сериалах «Отверженные» и «Граф Монте-Кристо», а также в фильме «Полное затмение».

Виктор Бельмондо, исполнитель главной мужской роли — первого мужа героини Роже Вадима, тоже происходит из творческой семьи. Сначала на экране он кажется отфотошопленной молодой копией своего знаменитого деда Жан-Поля. Однако впоследствии актер раскрывается совершенно по-другому и совсем не выглядит бледной репликой.

Говоря о талантах съемочной команды сериала, важно отметить и особую роль художника по костюмам. Наряды на острие современной французской моды, хотя и в стиле ретро, подобраны очень тонко. Кроме того, считается, что Бардо сделала популярными прически бабетта и «кислая капуста», челку-шторку, полинявшую джинсовую одежду, шорты, безрукавки, черную подводку для глаз — все эти атрибуты времени нашли отражение в картине.

Вообще, сериал «Брижит Бардо: искусство жить» — огромный коллективный труд. Это четыре года исследований, полмиллиона источников и 53 локации, в том числе культовые места из фильма «И Бог создал женщину», который превратил юную Брижит в знаменитость. И конечно, дебют актрисы Джулии де Нуньес, которая провела на площадке 67 дней из 70, примерила 118 нарядов для образа Брижит Бардо и во время съемок подверглась преследованиям папарацци.

Буржуазный Париж

В последнее время в кино мы чаще видим российские локации или стамбульские. Тем приятнее в сериале «Брижит Бардо: искусство жить» любоваться Парижем, по которому многие из нас так соскучились. Эйфелева башня, буржуазные особняки, роскошные, но не вычурные детали французских интерьеров — услада для глаз. Само их обсуждение героями вызывает приятные эмоции. «Люблю балконы», — говорит Брижит. «Правда, почему?» — спрашивает Роже Вадим. «А для любви нужна причина?» — отвечает девушка.

Психологические темы

Сериал «Брижит Бардо: искусство жить» достойно отрабатывает актуальную тему психологических травм, в частности раннего отвержения родителями. Настраивает почувствовать свою сексуальность и заниматься творчеством, а еще наплевать на всех, кто называл вас некрасивыми или бестолковыми, и кайфовать от жизни. Терапевтический эффект достигается сценами из раннего детства героини. Они вызывают сильное сопереживание боли человека, которого не любили тогда, когда он больше всего в этом нуждался.

«Где вы находитесь? В родительском доме. И этот дом совсем не ваш — он наш». Знакомые слова? Это цитата из сериала — так говорила мама своим маленьким дочерям, сестрам Бардо. Она же называла Брижит некрасивой злючкой, поэтому в юности будущая актриса считала себя по-настоящему уродливой и была невероятно застенчива. Возможно, именно это и стало причиной подросткового бунта, который вылился в дерзкое раскрепощение личности. Кстати, биографы Бардо пишут, что в ее балетном классе талантливый, но деспотичный русский хореограф Борис Князев наказывал нерадивых учениц хлыстом. Брижит была упорной, но ленивой, и ей доставалось больше всех, но именно занятия танцами помогли девушке преодолеть ужасную закомплексованность.

«Брижит Бардо: искусство жить» (мини-сериал, 2023)

Яркие прототипы

Байопик сегодня — один из самых востребованных жанров. Но успешными биографические картины становятся, только если личности прототипов по-настоящему мощны, а их судьбы переполнены драматическими событиями. Главные персонажи «Брижит Бардо: искусство жить», без сомнения, относятся к этой категории. Причем первый муж актрисы Роже Вадим, он же Вадим Игоревич Племянников, не менее ярок, чем она сама.

Брижит стала лишь первой знаменитой женщиной в жизни талантливого режиссера, сценариста, писателя и журналиста. За ней последовали Катрин Денёв, Джейн Фонда, Сильвия Кристель и многие другие. 

«Он не был мачо. У него было большое русское сердце. Расставаясь с женщиной, он умел не ссориться с ней. Все его бывшие жены были рядом со мной, когда его не стало».

Вспоминала Бардо на похоронах Роже Вадима

Ради свадьбы с Брижит по настоянию ее отца Роже Вадим принял католицизм и устроился в СМИ вместо нестабильного заработка от сценариев. А еще влюбленные больше года ждали совершеннолетия девушки. Супруги расстались после работы над картиной Роже «И Бог создал женщину», потому что у Бардо случился роман с партнером по съемкам Жан-Луи Трентиньяном. Этот фильм, собственно, и спровоцировал мировую сексуальную революцию.

Выходит, Роже Вадим сам себе вырыл яму, освободив чувственность жены от католических оков. В первом эпизоде байопика Брижит неуютно с краской на лице — она чувствует себя как котлета в соусе. Но потом привыкает, и проблема трансформируется: героиня перестает ощущать границы своей личности, теряет способность отделить соус от котлеты, а сценический образ от истинного я. Так или иначе, многие критики по сей день считают, что именно Вадим «создал Бардо».

В главных ролях: Джулия де Нуньес, Виктор Бельмондо, Оскар Лесаж
Режиссер: Кристофер Томпсон

  Смотреть 

В главных ролях: Джулия де Нуньес, Виктор Бельмондо, Оскар Лесаж
Режиссер: Кристофер Томпсон, Даниель Томпсон