ПОДБОРКА

7 фильмов о хакерах и сетевой агрессии

Анастасия Лабурец

Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

Интернет давно перестал быть безопасной средой, а, может, никогда им и не был. Мошенники активно взламывают страницы соцсетей, хакеры атакуют правительственные (и не только) сайты и крадут данные пользователей, а фейковые аккаунты уже не помогают застраховать себя от киберпреследований. Раз уж кино в той или иной степени отражает действительность, сюжеты о компьютерных гениях и сетевых атаках появляются с изрядным постоянством. Мы выбрали несколько любопытных и неизбитых вариантов.

«Девчонки»

У четырех подруг — Клоэ, Руби, Констанс и Софии, наконец, начинаются долгожданные летние каникулы. Героини намерены целыми днями торчать на пляже, а по ночам отрываться на вечеринках. Но неожиданно они становятся объектами киберсталкинга пользователя под ником «Смотрящий».

Действие короткометражного сериала (1 серия — 20 минут) разворачивается в небольшом прибрежном городке. На первый взгляд может показаться, что девчонки живут в поистине райском месте — изумрудное море, кристально чистые пляжи, добродушные жители. Но, как это часто бывает, за внешне размеренной и почти идеальной обстановкой скрываются страшные тайны.

Важно отметить, что девичья дружба в сериале играет далеко не последнюю роль. В оригинале французский проект называется Girlsquad, что переводится как «девичий отряд». Термин отсылает к команде друзей «Тейлор Свифт Squad», однако подразумевает он гораздо больше. В центр внимания сериал ставит не только проблему онлайн-преследований, но и важность сестринства — крепкой женской дружбы, поддержки и чувства единения друг с другом.

«Киберсталкер»

Люка с ником Люкс — настоящий гений. Компьютерный код — его язык, а взлом чужих гаджетов — то, что он с легкостью проворачивает, когда его унижают. На посвящении в первокурсники герой целиком называет число «пи». Из-за этого старшекурсники считают Люкса зазнайкой, спаивают пивом, разбавленным мочой, и выкладывают видео с пьяным мальчиком в сеть. Люкс решает отомстить обидчикам — он проникает в их компьютеры, взламывает пароли и включает камеры и микрофоны в поисках информации, которая позволит ему запугать жертв.

На примере поведения своих героев режиссер «Киберсталкера» Саймон Буиссон показывает, насколько слежка за кем-либо в соцсетях прочно вошла в повседневную жизнь каждого. «Загуглить имя краша, изучить его профиль, фотки в соцсетях — все мы сталкеры», — говорит Люкс.

Создатель сериала ставит под сомнение подобный вуайеризм и показывает, к каким радикальным формам может привести повсеместное присутствие гаджетов в нашей жизни.

«Удали меня»

Марит и Марион — лучшие подруги. Они наслаждаются молодостью и любят представлять, каким станет их будущее. Вместе они посещают занятия по синхронному плаванию и мечтают из холодной Норвегии переехать в Майами, где смогут жить, как им хочется. Но в один день дружба девочек рушится. Во время вечеринки в соцсети выкладывают видео, на котором Марион занимается сексом. Девушка становится объектом злых шуток, насмешек и оскорблений в том числе со стороны своей уже бывшей лучшей подруги.

У сериала любопытная реверсивная структура, которая рассказывает историю в обратном хронологическом порядке. Такой подход к построению кинопроизведения помогает зрителю осознать масштаб произошедшей трагедии и прийти к конечному осмыслению истории вместе с героями. К тому же «Удали меня» — хорошая возможность обсудить, что такое порноместь и как она ломает судьбы людей.

«Девушка с татуировкой дракона»

После того, как политический журналист Микаэль Блумквист оказывается обвиненным в клевете на местного олигарха, он вынужден выплатить мужчине огромную компенсацию. Денег у героя остается немного, поэтому он соглашается на предложение крупного промышленника Хенрика Вангера за круглую сумму раскрыть тайну исчезновения его племянницы Харриет, пропавшей более сорока лет назад. На помощь Блумквисту приходит Лисбет Саландер — девушка с татуировкой дракона и гениальная хакерша с феноменальной памятью и непростым прошлым.

Дэвид Финчер снял фильм по мотивам одноименного романа шведа Стига Ларссона. Без сравнений с другими экранизациями книги, разумеется, дело не обошлось, но кинокритики похвалили постановщика за мрачную атмосферу, соответствующую истории, и умение нагнетать жути.

«Мистер робот»

Эллиот Алдерсон — необщительный, замкнутый, с диагностированным диссоциативным расстройством личности человек, который большую часть своего времени предпочитает проводить за компьютером. Днем герой работает в фирме сетевой безопасности Allsafe Security, а по ночам мастерски взламывает чужие аккаунты и выводит на чистую воду мошенников в соответствии со своими принципами. Однажды на связь с Эллиотом выходит загадочный Мистер Робот, который предлагает ему исполнить мечту всей его жизни — а именно обанкротить крупную корпорацию и восстать против ненавистной ему корпоративной системы.

Сериал цепляет жанровым разнообразием, множеством отсылок и пасхалок к известным лентам мирового кинематографа и наличием «ненадежного рассказчика». Кроме того, проект — отличный проводник в хакерскую деятельность. Можно не только узнать, как подобные группировки парализуют работу крупных компаний, но и завести словарь с незнакомыми терминами — например, «руткит» или GNOME.

«Кто я»

Бенджамин Энгель — затворник, который мечтает стать супергероем, оправдывая свою фантазию отсутствием родителей и «способностью» быть невидимкой для окружающих. Призвание герой находит в виртуальной реальности, наслаждаясь возможностью бесследно проникать в банки и государственные счета и испытывать пьянящее ощущение собственной значимости, которое в действительности у него отсутствует. Однажды Бенджамин знакомится с такими же, как и он, гениальными хакерами. В попытке произвести на них впечатление, герой передает лидеру группировки секретные данные и оказывается под прицелом полиции.

Лента показывает, к чему может привести навязчивая одержимость какой-либо идеей. Из-за желания стать заметным герой перестает видеть грань между забавой и преступлением, пока его жизни не начинает угрожать настоящая опасность.

«Из машины»

Программист Калеб неожиданно выигрывает недельную стажировку в доме своего шефа, расположенном вдали от цивилизации. Воодушевленный, он пребывает в особняк и узнает, что в подвале у босса располагается лаборатория, где содержится изобретенный им андроид по имени Ава. Калебу предлагают эксперимент: он должен принять участие в тесте Тьюринга, чтобы понять, действительно ли компьютер способен думать, как человек.

Фильм стал режиссерским дебютом Алекса Гарленда. До этого постановщик прославился, в частности, сценариями к фильмам «Пляж» с Леонардо ДиКаприо и «28 дней спустя» с Киллианом Мерфи и Наоми Харрис. Уже в «Из машины» Гарленд задает темы, к которым он будет не раз обращаться в последующих работах: можно ли научить машину мыслить и возможно ли контролировать искусственный разум.