ЛОНГРИД

Начальник Камчатки: лидер «Кино» в кино

21 июня Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. Последнего рок-героя СССР давно нет в живых, но его творчество переживает новую, которую уже по счету, волну популярности. Прямо сейчас в кинотеатрах идет повторный прокат «Ассы», а Юрий Каспарян, Александр Титов и Игорь Тихомиров вновь выходят на сцену, чтобы вживую сыграть главные хиты «Кино» под записанный много лет назад вокал покойного лидера группы. В фильмографии артиста две художественные картины и всего одна главная роль Моро в бессмертной «Игле», но этим вклад музыканта в кинематограф не ограничивается. В сегодняшней подборке истории с Цоем и о Цое из репертуара START.

«Рок» — введение в советский андеграунд

Революционный док Алексея Учителя, познакомивший зрителей с главными действующими лицами ленинградской рок-сцены и сделавший начинающего режиссера авторитетным киноведом. Борис Гребенщиков из «Аквариума», Олег Гаркуша из «АукцЫона», Антон Адасинский «Авиа», Юрий Шевчук из «ДДТ» и Виктор Цой пойманы его камерой на сцене, дома, на официальной работе. Музыканты рассуждают о творчестве, свободе и давлении системы, которое им приходится испытывать. Тогда будущие кумиры еще находились в глубоком подполье, их не показывали по ТВ, но голоса этих людей были уже хорошо знакомы миллионам.

Этот смелый новаторский фильм во многом состоялся именно благодаря Цою. Начинающий постановщик Алексей Учитель в то время был лично знаком с Борисом Гребенщиковым, а все остальные участники ленинградского рок-клуба отнеслись к чужаку без интереса. Документалист решил для начала завоевать доверие самого неприступного из своих будущих героев и напросился поснимать Виктора Цоя на работе — в котельной на улице Блохина (той самой Камчатки), пообещав не задавать никаких вопросов. Виктор остался доволен результатом, и брошенного им после просмотра рабочих материалов «Нормально» оказалось достаточно, чтобы и другие рокеры согласились открыть перед Учителем двери. 

«Последний герой» — посмертный кинопамятник

Вскоре после автокатастрофы на шоссе под Ригой 15 августа 1990 года, ставшей трагедией для всей страны, автор «Рока» взялся за новым фильм. Алексей Учитель, к тому времени уже состоявшийся документалист, не просто показал погибшего кумира с неожиданных сторон — он провел глубокое исследование феномена группы «Кино» и ее влияния на общество и культуру. В кадре близкие музыканта: родители, жена Марьяна, сын Саша, барабанщик Георгий Гурьянов, а также фанатки и фанаты Цоя, чувствующие себя осиротевшими.

Этот фильм появился на свет благодаря законной жене Цоя. Марьяна знала, что после работы над «Роком» у Алексея Учителя осталось много неиспользованного киноматериала с Виктором. Она предложила собрать кадры с концертов, квартирников и «Камчатки» в нечто новое, и режиссер блестяще справился с этой задачей. «Последний герой» не просто набор хроники, это настоящее философское кино, плотно набитое художественными приемами и неожиданными сюжетными поворотами. Честный рассказ Марьяны о муже шокирует, песенка маленького Саши и стоящие у могилы сына родители вышибают слезу, а монологи одержимых Цоем фанаток оставляют в недоумении. 

«Лето» — музыкальная фантазия на тему

Лето 1981-го. Никому еще не известные музыканты Витя и Леонид, прототипом которого был гитарист первого состава «Кино» Александр Рыбин, приезжают на берег Финского залива, чтобы потусить и познакомиться со звездой ленинградского рок-клуба Майком Науменко. Лидер группы «Зоопарк» мгновенно проникается творчеством скромного парня с азиатской внешностью, группа которого еще даже не имеет названия, и берет Цоя под крыло. Жена Науменко Наталья тоже проявляет интерес к Виктору, и между героями завязываются странные романтические отношения.

Эта вольная интерпретация ранней биографии «Кино» от Кирилла Серебренникова взяла награду за лучший саундтрек Канн-2018 и вызвала бурю негодований от живых участников тех событий. Борис Гребенщиков не раз повторял, что не собирается смотреть «Лето», так как его главные герои не имеют никакого отношения к реальным Науменко и Цою. Впрочем, автор и не претендовал на достоверность. Серебренникова, очевидно, не интересовала правда жизни, на что неоднократно намекает герой Александра Кузнецова — скептик. Автор пытался оживить миф, сложившийся в головах 30—40-летних россиян о романтической атмосфере ленинградского рок-клуба. 

P. S. «Шапито-шоу» — почти о Цое

Москвич Сергей Попов ездит на кабриолете и закладывает в ломбард картины деда — выдающегося русского художника. Начинающий продюсер горит оригинальной идеей — раскрутить рабочего сцены Рому Легенду, как два капли похожего на покойного лидера «Кино». Сережа не сомневается: «Эрзац-Звезда» непременно засияет и заработает миллионы, стоит лишь грамотно подойти к продвижению, записать альбом и снять о Легенде документальный фильм. Продюсер, двойник Цоя и престарелый оператор отправляются на гастроли в Крым, где их сотрудничеству предстоит столкнуться с серьезными испытаниями.

Артхаусное музыкальное драмеди в четырех частях от автора «Пыли» Сергея Лобана с неожиданных сторон рассматривает феномены любви, дружбы, уважения и сотрудничества. История Ромы Легенды, хитро переплетенная с остальными сюжетами, кажется самой абсурдной. Виктор Цой присутствует в ней чисто символически, как идеальный образ давно ушедшей эпохи, не поддающийся копированию и эксплуатации. Музыкальную феерию «Шапито-шоу» и другие фильмы можно посмотреть онлайн на START. И не забывайте: Цой жив!