Революционный док Алексея Учителя, познакомивший зрителей с главными действующими лицами ленинградской рок-сцены и сделавший начинающего режиссера авторитетным киноведом. Борис Гребенщиков из «Аквариума», Олег Гаркуша из «АукцЫона», Антон Адасинский «Авиа», Юрий Шевчук из «ДДТ» и Виктор Цой пойманы его камерой на сцене, дома, на официальной работе. Музыканты рассуждают о творчестве, свободе и давлении системы, которое им приходится испытывать. Тогда будущие кумиры еще находились в глубоком подполье, их не показывали по ТВ, но голоса этих людей были уже хорошо знакомы миллионам.
Этот смелый новаторский фильм во многом состоялся именно благодаря Цою. Начинающий постановщик Алексей Учитель в то время был лично знаком с Борисом Гребенщиковым, а все остальные участники ленинградского рок-клуба отнеслись к чужаку без интереса. Документалист решил для начала завоевать доверие самого неприступного из своих будущих героев и напросился поснимать Виктора Цоя на работе — в котельной на улице Блохина (той самой Камчатки), пообещав не задавать никаких вопросов. Виктор остался доволен результатом, и брошенного им после просмотра рабочих материалов «Нормально» оказалось достаточно, чтобы и другие рокеры согласились открыть перед Учителем двери.
Вскоре после автокатастрофы на шоссе под Ригой 15 августа 1990 года, ставшей трагедией для всей страны, автор «Рока» взялся за новым фильм. Алексей Учитель, к тому времени уже состоявшийся документалист, не просто показал погибшего кумира с неожиданных сторон — он провел глубокое исследование феномена группы «Кино» и ее влияния на общество и культуру. В кадре близкие музыканта: родители, жена Марьяна, сын Саша, барабанщик Георгий Гурьянов, а также фанатки и фанаты Цоя, чувствующие себя осиротевшими.
Этот фильм появился на свет благодаря законной жене Цоя. Марьяна знала, что после работы над «Роком» у Алексея Учителя осталось много неиспользованного киноматериала с Виктором. Она предложила собрать кадры с концертов, квартирников и «Камчатки» в нечто новое, и режиссер блестяще справился с этой задачей. «Последний герой» не просто набор хроники, это настоящее философское кино, плотно набитое художественными приемами и неожиданными сюжетными поворотами. Честный рассказ Марьяны о муже шокирует, песенка маленького Саши и стоящие у могилы сына родители вышибают слезу, а монологи одержимых Цоем фанаток оставляют в недоумении.
Лето 1981-го. Никому еще не известные музыканты Витя и Леонид, прототипом которого был гитарист первого состава «Кино» Александр Рыбин, приезжают на берег Финского залива, чтобы потусить и познакомиться со звездой ленинградского рок-клуба Майком Науменко. Лидер группы «Зоопарк» мгновенно проникается творчеством скромного парня с азиатской внешностью, группа которого еще даже не имеет названия, и берет Цоя под крыло. Жена Науменко Наталья тоже проявляет интерес к Виктору, и между героями завязываются странные романтические отношения.
Эта вольная интерпретация ранней биографии «Кино» от Кирилла Серебренникова взяла награду за лучший саундтрек Канн-2018 и вызвала бурю негодований от живых участников тех событий. Борис Гребенщиков не раз повторял, что не собирается смотреть «Лето», так как его главные герои не имеют никакого отношения к реальным Науменко и Цою. Впрочем, автор и не претендовал на достоверность. Серебренникова, очевидно, не интересовала правда жизни, на что неоднократно намекает герой Александра Кузнецова — скептик. Автор пытался оживить миф, сложившийся в головах 30—40-летних россиян о романтической атмосфере ленинградского рок-клуба.
Москвич Сергей Попов ездит на кабриолете и закладывает в ломбард картины деда — выдающегося русского художника. Начинающий продюсер горит оригинальной идеей — раскрутить рабочего сцены Рому Легенду, как два капли похожего на покойного лидера «Кино». Сережа не сомневается: «Эрзац-Звезда» непременно засияет и заработает миллионы, стоит лишь грамотно подойти к продвижению, записать альбом и снять о Легенде документальный фильм. Продюсер, двойник Цоя и престарелый оператор отправляются на гастроли в Крым, где их сотрудничеству предстоит столкнуться с серьезными испытаниями.
Артхаусное музыкальное драмеди в четырех частях от автора «Пыли» Сергея Лобана с неожиданных сторон рассматривает феномены любви, дружбы, уважения и сотрудничества. История Ромы Легенды, хитро переплетенная с остальными сюжетами, кажется самой абсурдной. Виктор Цой присутствует в ней чисто символически, как идеальный образ давно ушедшей эпохи, не поддающийся копированию и эксплуатации. Музыкальную феерию «Шапито-шоу» и другие фильмы можно посмотреть онлайн на START. И не забывайте: Цой жив!