Кратко о сюжете
В полицейской школе Бехзат был звездой потока. Пока его однокурсники строили карьеру, опер раскрывал преступления и зарабатывал репутацию неуравновешенного, но неподкупного и благородного профи. Теперь он руководит убойным отделом, сотрудников которого можно назвать его семьей. Личная жизнь начальника не сложилась: бывшая жена счастлива с другим, а с единственной дочерью Берной давно утрачена связь.
В момент, когда Бехзат твердо решает стать опорой для дочки, она падает с открытой веранды на крыше бара и погибает. По официальной версии, студентка ушла из жизни добровольно. Потеряв самого близкого человека, комиссар лишается и рассудка, но работа помогает обрести новые смыслы. Без них отцу никогда не найти ответа на вопрос, почему дочка решилась на отчаянный шаг.
Кто такой Бехзат?
Бехзат — крайне противоречивый персонаж, и именно этой сложностью он влюбил в себя аудиторию. Комиссар беспощаден к подозреваемым, применяет на допросах и психологическое, и физическое насилие. Его невозможно подкупить, но ради спасения человеческой жизни он способен пожертвовать принципами. Бехзат всегда готов прийти на помощь коллегам и близким людям и даже совершить ради них уголовное преступление. Более того, своим он может простить предательство — правда, всего один раз.
Начальник убойного смертельно устал от работы и был бы рад вернуться к юношескому увлечению футболом, но есть ощущение, что, как только комиссар подаст заявление об отставке, зло в лице коррумпированных политиков, чиновников и полицейских — победит.
Глава убойного никогда не жалуется и не делится переживаниями, предпочитая отключить телефон, причем часто уходит с радаров в решающий момент расследования. Он не в состоянии довериться даже старшему брату Шевкету, который ради комиссара готов на все. Вскоре после выписки из клиники Бехзат дает приют ровеснице погибшей дочери, студентке Шуле, не подозревая, какую роль эта девушка сыграет в его судьбе.
Несмотря на явные ментальные проблемы (у него и справка есть), главный герой равнодушен к своему психическому здоровью, предпочитая терапии и таблеткам пиво и традиционный крепкий алкоголь Турции — ракы. А еще у комиссара, кажется, нет нормальной фамилии, ведь рядом с его именем во всех документах стоит заглавная буква «Ч».
«Бехзат: Серийные преступления в Анкаре» (сериал, 2011–2012)
Бехзат — центральная роль в карьере Эрдала Бешикчиолу, знакомого подписчикам START по драме «Бумажный дом». Образ честного копа с трагической судьбой помог актеру в реализации политических амбиций. В 2024 году Бешикчиолу был избран на пост мэра одного из столичных округов провинции Анкара.
Команда комиссара
Бехзат руководит дружным коллективом, но, стоит боссу уехать в отпуск, заболеть или опуститься на эмоциональное дно, опытные оперативники превращаются в несмышленых детей. Впрочем, отойдя от первого шока, сотрудники убойного берут себя в руки и доводят расследования до конца. Пора с ними познакомиться.
Харун — вспыльчивый, невежественный, наивный и при этом упорный молодой человек из патриархальной семьи, первый ученик Бехзата. Он плохо разбирается в собственных эмоциях и не обращает внимания на чувства окружающих. Опер безответно влюблен в коллегу Эду, с которой когда-то встречался. Харун регулярно повторяет попытки ее вернуть, но из-за грубости, умноженной на отсутствие эмпатии, все сильнее отталкивает девушку.
Хаялет — отзывчивый, проницательный, жизнерадостный парень из бедного района. На самом деле его зовут Сабри, но коллеги и соседи обычно используют прозвище, которое переводится на русский как «призрак». Опер — полная противоположность Харуна: вместо кулаков он полагается на логику. Хаялет был бы идеальным командным игроком, если бы не едкое чувство юмора, обижающее коллег, а также не склонность влюбляться в женщин трудной судьбы, которые буквально притягивают проблемы.
Акбаба — тощий длинноволосый парень с выразительным носом и серьгой в ухе, из-за чего его порой сравнивают с индейцем. Акбаба в переводе на русский — «стервятник», и это прозвище бьет точно в цель. Сыщик специализируется на криминалистике и, в отличие от коллег, не смущается при виде мертвых тел. Героя трудно назвать общительным человеком, но Хаялету удается пробить выстроенные защиты и стать единственным настоящим другом Акбабы.
Эда — яркая и трудолюбивая девушка, мечтающая о настоящей полевой работе. Но героиня становится жертвой гендерных стереотипов. Бехзат и рад бы отправлять ее на места преступлений, но свидетели не желают общаться с женщиной, а коллеги следят за каждым ее шагом в ожидании ошибки. Поэтому Эде приходится оставаться в участке и заниматься поиском адресов и личных дел подозреваемых, и в скорости решения информационных задач ей нет равных.
Селим — парень Эды и, пожалуй, самый бесполезный сотрудник убойного отдела. Бехзат невысокого мнения о смазливом подчиненном. Начальника не интересуют его профессиональные навыки — главное, чтобы парень не обижал Эду. Но даже с этой задачей Селим не способен справиться.
Джевдет — выпускник сельскохозяйственной академии, которого судьба привела в убойный отдел. В первый же день работы он получил по лицу от начальника, принявшего его за преступника. Парень осознаёт, что оказался не на своем месте, однако Бехзат дает ему шанс. Джевдет — типичный новичок на побегушках, которому предстоит совершить серьезную трансформацию от «подай-принеси» до полноценного участника расследований.
Женщины комиссара
Вспыльчивый нрав, преданность работе и полный набор вредных привычек не мешают Бехзату быть магнитом для женщин. Его лавстори то и дело выходят на первый план, уравновешивая жестокость основного криминального сюжета. Возлюбленные комиссара — из разных слоев турецкого общества и совсем не похожи друг на друга внешне, но их объединяет одно: отношения с копом обещают им скорую беду.
Гёнюль — певица в ночном клубе и постоянная любовница Бехзата. Непристойная для традиционного общества профессия делает девушку крайне уязвимой. Одной жалобы обиженного клиента достаточно, чтобы она потеряла жилье и работу. Бесконечно преданная комиссару Гёнюль всегда держит дверь открытой, прекрасно понимая, что сотрудник полиции никогда не узаконит отношения с женщиной ее социальной роли.
«Бехзат: Серийные преступления в Анкаре» (сериал, 2011–2012)
Бахар — школьная учительница, которая в далеком прошлом была невестой Бехзата. В самый сложный момент жизни комиссара она неожиданно появляется на его горизонте. Шевкет убежден: только любовь вернет его брату душевный покой. Но на пути этих романтических отношений стоит непреодолимая преграда политических противоречий: когда по Анкаре проходит волна уличных демонстраций, левачка с юности Бахар возвращается в протестное движение и оказывается по другую от Бехзата сторону баррикад.
«Бехзат: Серийные преступления в Анкаре» (сериал, 2011–2012)
Эсра — прокурор, которая на старте истории просто симпатизирует Бехзату, закрывая глаза на многочисленные нарушения. Она встает на его сторону в священной борьбе против сильных мира сего, продавшихся криминалу. Чем больше преступников прокурор и комиссар отправляют на скамью подсудимых, тем ярче чувства Эсры. Но готова ли эта бойкая, успешная оптимистка к отношениям, в которых ей точно придется страдать?
Главный враг комиссара
«Бехзат: Серийные преступления в Анкаре» — сериал с горизонтально-вертикальной структурой. Обычно каждые два эпизода посвящены отдельному расследованию, но порой авторы забывают, что создают процедурал, и переключают все зрительское внимание на сквозную сюжетную линию противостояния с воплощением зла. Сценаристы подобрали Бехзату достойного противника, которой так хитер и коварен, что всегда остается на шаг впереди.
Знакомьтесь, статный красавец, расчетливый манипулятор, а также безжалостный маньяк Эрджумент Чезер. Один из главных злодеев турецкого кинематографа постоянно проживает в Стамбуле, но регулярно наведывается в Анкару — по поручению мафии или чтобы просто сыграть очередной раунд жестокой игры с начальником убойного отдела. У Эрджумента есть влиятельные покровители, которые до поры до времени готовы прощать тому непреодолимую тягу к убийствам. На старте истории кажется, что Эрджу нападает на Бехзата ради забавы. Но у преступника есть веская причина для ненависти.
Новаторский образ антигероя, воплощенный актером Нежатом Ишлером, оказался весьма востребованным у аудитории. В 2020 году на экраны вышел спин-офф сериала «Уважение», в котором одержимый социопат Эрджумент Чезер становится главным героем и открывается зрителям с неожиданной стороны.
Бехзат как культ
Сюжет сериала «Бехзат: Серийные преступления в Анкаре» вдохновлен детективным бестселлером «Каждый контакт оставляет след» писателя Эмраха Сербеса, выступившего сценаристом нескольких эпизодов экранизации. Проект стремительно приобрел скандальную репутацию, влюбив в себя значительную аудиторию и разозлив всех остальных. Сериал задал тренд на региональные истории, показав непарадную Турцию. Местом действия стал не привычный Стамбул, а Анкара. Но проблем проекту принесла не оригинальная география съемок, а смелость его создателей.
Книга Эмраха Сербеса «Каждый контакт оставляет след»
Главный герой настолько далек от амплуа образцового копа, что в нем разглядели издевательскую насмешку над всей турецкой полицией. Алкоголь, насилие, грубая лексика возмутили приверженцев традиционного уклада, а детали расследований, в которых угадывались самые резонансные дела, едва не привели к закрытию сериала. Но поклонникам удалось его отстоять. Пока одни недовольные возможной отменой зрители обрывали телефоны канала, а другие засыпали электронную почту претензиями, фанаты «Генчлербирлиги», футбольного клуба Анкары, за который болеет Бехзат, поддержали любимый сериал с трибун.
Несмотря на многочисленные штрафы и давление цензоров, проект продержался в эфире три сезона, а через несколько лет возродился как веб-сериал и стал полноценной франшизой с полнометражными продолжениями и спин-оффами.
«Бехзат: Серийные преступления в Анкаре» стал феноменом массовой турецкой культуры. И дело не только в ярких героях, захватывающем сюжете и злободневности. Создатели сериала используют популярный формат криминального процедурала, чтобы поговорить о наиболее острых болях современного общества. Домашнее насилие, социальное неравенство, двойные стандарты правосудия, стигматизация ментальных расстройств, уязвимая позиция женщин и ущемление самых разных свобод — вот лишь немногие темы, которые поднимаются в «Бехзате». И даже спустя полтора десятка лет после премьеры сериала они все еще актуальны.
Бехзат — столичный детектив
Сериал о плохом комиссаре точно способен найти путь к сердцам российских зрителей. Знатоки турецкого контента познакомятся со столицей любимой страны, которая так непохожа на туристический Стамбул. Те же, кто сторонится мыльных опер с берегов Босфора, получат телепроект на стыке триллера, детектива, боевика, драмы и комедии, созвучный романтичному настроению «Улиц разбитых фонарей» или «Бандитского Петербурга».
Важно отметить, что для России полуторачасовые эпизоды первых сезонов «Бехзата» были перемонтированы под более привычный отечественной аудитории 45-минутный формат.