КОЛОНКА

Семейная драма и поиски пропавших детей: что смотреть после ММКФ

Анастасия Лабурец

Кинообозреватель в изданиях Time Out, 7 дней.Кино, «Кинотексты»

Завершился Московский международный кинофестиваль, которому в этом году исполнилось 45 лет. Рассказываем, чем зрителей радовала российская программа и какие проекты можно ждать уже в этом году. Среди них фильм «14+. Продолжение» и сериал «Кошка», которые скоро будут доступны на START.

«Край надломленной луны»

Ненавидящая Петербург и, как выяснится позднее, городскую жизнь в целом 30-летняя Александра (Анна Шепелева) вынуждена вернуться домой. Дело в том, что сбежала ее младшая сестра Соня (Маша Лобанова) и матери (Виктория Толстоганова) нужна помощь старшей дочери в поисках. Эта история, впрочем, заканчивается хорошо: девочку находят на затопленной даче, которую она собирается отремонтировать и где хочет остаться на некоторое время. Однако старый дом навевает непрошеные воспоминания и вскрывает замолчанные обиды. Об отце, который решил уйти из семьи и о смерти которого младшей врет мать, о матери, в юности отдавшей старшую дочь на попечение бабушки, и о детях, уже упорхнувших или только готовящихся вырваться из-под родительского крыла.

«Край надломленной луны» (2022)

Полнометражный дебют Светланы Самошиной удостоился на ММКФ победы в программе «Русские премьеры». Созданный по сценарию Наталии МещаниновойАлиса не может ждать», «Аритмия») фильм украшен потрясающими естественными диалогами, в которых, кажется, нет ни одного лишнего слова. Мать и старшая дочь вымещают обиды, пытаясь острыми фразами ранить друг друга как можно больнее. Токсичные реплики родительницы вроде «посмотри, как ты выглядишь, на тебя же ни один мужчина не взглянет» или «тебе уже 30, а ты всё еще никого не нашла» лишь усугубляют ситуацию: стена непонимания растет и укрепляется, и разрушить ее с каждым разом становится всё сложнее.

В фильме Самошина и Мещанинова не только наглядно показывают, к чему могут привести подолгу хранящиеся в шкафу скелеты, но и озвучивают послания и негативные установки, с которыми многим приходится бороться всю жизнь.

«Голова-жестянка»

В жизни 16-летней Жени (Варвара Володина) по прозвищу Жесть всё перевернулось с ног на голову. Из-за несчастного случая на заброшке она серьезно травмировала ногу, поссорилась с лучшим другом, к которому испытывает сильную симпатию, и обозлилась на окружающих. Девушка теперь ходит с тростью, поэтому считает себя некрасивой и закипает при мысли о том, что ей могут сочувствовать. Но особенно Женя злится на Приходько (Олег Чугунов) — она обвиняет его в случившемся, но еще больше в том, что парень перестал с ней общаться и заблокировал в соцсетях.

Эффектно снятое драмеди о первой влюбленности и разочарованиях от продюсера «Пищеблока» Ивана Капитонова. Как и во многих янг-эдалт-историях, персонажи, которые еще недавно радовались беззаботному совместному времяпрепровождению, переживают новый этап взросления, учатся брать на себя ответственность и пытаются прощать — в первую очередь самих себя.

«14+. Продолжение»

Действие фильма разворачивается спустя четыре года после событий фильма «14+». Леше (Глеб Калюжный) исполнилось 18. Он студент педагогического вуза, но учится там лишь потому, что мама заставила. На самом деле герой вместе со своими друзьями жаждет пойти в армию, но родительница выступает против такого решения.

Параллельно с вопросом о будущем Леша решает дела сердечные. Расстроенный тем, что Вика (Ульяна Васькович) решила вычеркнуть его из своей жизни (это не спойлер), парень садится в автобус, где становится свидетелем кражи телефона у девушки. Так Леша знакомится с Настей (Полина Гухман) — студенткой музыкальной академии, любящей впутываться в передряги.

Продолжение истории Леши и Вики, которых когда-то прозвали Ромео и Джульеттой нового поколения, оказывается неожиданным по многим параметрам. Очаровательная наивность и обаяние только-только зародившихся чувств уступают место жуткой действительности: комиксы на постельном белье сменяют изображения танков, звучит не «Зеленоглазое такси», а совсем другие мелодии. 

«Доктор»

Фильм «Доктор» Артема Темникова получил приз Федерации киноклубов России «Колючий взгляд». Лента, снятая по мотивам романа Марии Ануфриевой «Доктор Х и его дети», рассказывает об Иване Христофорове, который работает в клинике для детей с психическими и ментальными расстройствами. К каждому пациенту врач пытается найти индивидуальный подход, но качественному лечению препятствует равнодушная бюрократическая система. Разрывающийся между чужими трагедиями и собственными травмами, герой пытается понять, как ему быть дальше.

«Доктор» (2022)

Фильм стал последним проектом Сергея Пускепалиса, погибшего прошлой осенью в ДТП на 57-м году жизни.

«Туман»

Недавно окончившая вуз Настя (Валерия Репина) решает, что ее первый документальный фильм должен быть посвящен супружеской паре метеорологов, внезапно пропавших с арктической станции. Девушка попадает на корабль, отправляющийся к месту назначения, где знакомится с коллегой исчезнувших Андреем (Денис Бондаренко). Замкнутый и неразговорчивый мужчина не разделяет энтузиазма начинающего режиссера, но в итоге соглашается на фиктивный брак с ней, поскольку только будучи женой сотрудника станции Настя может попасть на объект.

«Туман» стал первой игровой лентой документалиста Наталии Гугуевой. Фильм может похвастаться операторской работой Шандора Беркеши, который снимал «Коктебель» Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова, «14+» Андрея Зайцева и «Небесных жен луговых мари» Алексея Федорченко. Промозглые пейзажи величественной Териберки дополняют душевное состояние героев, запутавшихся, потерянных и желающих обрести внутренний покой. Гугуева органично переплетает семейную драму с триллером, на выходе получая историю о разрушительных отношениях, которые со временем становятся настоящей эмоциональной пыткой.

«Кошка»

Следователю по особо важным делам Оксане Кошкиной (Анастасия Тодореску) предстоит расследовать пропажу детей. Ее коллега и напарник Сергей (Анатолий Белый) убежден, что подростки вскоре вернутся домой, однако Кошка считает, что всё гораздо серьезнее. Ситуация осложняется тем, что героиню преследуют пугающие видения из прошлого, но сложить свои воспоминания в единый пазл ей пока не удается.

За производство сериала отвечал Карен Оганесян. «Кошка» балансирует между детективом, психологическим триллером и драмой, исследуя взаимоотношения между людьми и влияние психотравм, нанесенных человеку в детстве. Приглушенные цвета и тревожная музыка создают ощущение надвигающейся угрозы и заодно становятся выражением переживаний героини, которая никак не может справиться с призраками прошлого.

«Ада»

12-летняя Ада (Мария Кожуханцева) живет в небольшом городке на берегу Оки. Быт здесь размеренный и спокойный: в будни — школа и игры в прятки с друзьями, по выходным — посиделки на пирсе с мамой (Ольга Озоллапиня), которая рассказывает дочери, что ее отец — это весь мир. Однажды девочка признается, что ей нравится одноклассник Витя. Ада знает, что над школьником смеются из-за пристрастия его деда к выпивке, и решает помочь мальчику избавиться от алкоголя во всем городе.

Солнечная подростковая драма Станислава Светлова — отчасти медитативное кино, которое погружает зрителя в наблюдение за восхитительной осенней природой, людьми, проживающими свои дни со скромными радостями и в размышлениях о собственном настоящем. Фильм подкупает невинностью и детской непосредственностью, когда любая мелочь кажется чудом, обиды быстро забываются, а проблемы сменяются верой в то, что всё обязательно будет хорошо. Но ведь оно действительно так и будет, правда?

«Первая любовь»

Врач-терапевт Анна Сергеевна (Марина Брусникина) и ее коллега Лена (Лиза Кугай) приезжают в загородный пансионат, где время будто застыло в советской эпохе. Наутро они отправляются на рыбалку, где наблюдают, как во время ссоры мужчина пытается утопить женщину. Возвратившись на берег, Лена планирует рассказать всё полиции, а Анна предпочитает делать вид, что ничего не произошло. Позднее свидетельницы происшествия узнают, что подозрительного мужчину зовут Георгий (Игорь Верник) и он один из постояльцев пансионата. Постепенно героини начинают испытывать к нему пугающее влечение.

Драма, в которой неожиданно и до безобразия хорошо солирует Игорь Верник. Лента Светланы Проскуриной в лучших традициях постановщицы рассказывает о том, что такое дисфункциональные отношения и как концентрация на идеальных, казалось бы, моментах прошлого мешает жить в настоящем.