Тайка очень любит своих персонажей и в каком-то смысле создает их по своему образу и подобию. Если вы включите любое интервью с режиссером, поймете, что он — исключительный творец. Смешной, странноватый, искренний — словно большой ребенок, который при своих сединах не утратил юношеский энтузиазм и способность фантазировать.
Его герои абсолютно такие же: добрые и странноватые аутсайдеры с детским мировоззрением, которые не вписываются в общую картину реальности. И не важно, будь то 379-летний вампир, привыкающий к гаджетам XXI века, бог грома, оказавшийся на чужой планете, или будущая мама, которая решает исполнить свои самые безумные желания до появления ребенка.
Если чаще всего над чудаками смеются и издеваются, то в фильмах Тайки… мало что меняется. Единственное, но очень важное различие — повествование ведется от лица самих аутсайдеров. Они видят свой мир по-особенному, их реальность размыта фантастическими грезами, яркими снами и даже воображаемыми друзьями.
Благодаря невероятному оптимизму, фантазии и чувству юмора им удается не только преодолеть нечеловеческие испытания, как, например, в «Кролике Джоджо», но и вдохновить зрителей с улыбкой встречать горести и наслаждаться всем светлым и добрым, что нас окружает.
Сам Тайка называет свой талант «вежливым чувством юмора». Это беззлобный, наивный, абсурдный и обезоруживающий юмор. Через свои шутки и иронию герои учатся и учат других относиться проще к ударам судьбы. Возьмем спродюсированный им фильм «Залет»: узнав о неожиданной беременности, будущая мама пускается во все тяжкие, а папа превращается в курицу-наседку, которая не хочет упустить ни секунды развития малыша, доводя ситуацию до абсурда.
Например, он просит возлюбленную сделать тест на беременность, ждет вместе с ней в туалетной кабинке появления второй полоски и фотографирует ее на «фаянсовом троне». Несмотря на то, что в голове представляется трэш, даже эта сцена оказывается милой и очаровательной, без капли пошлости и издевательств над героями.
Практически всегда герои фильмов новозеландского режиссера погружены в несвойственную им, а порой — враждебную обстановку. Разгар Второй мировой войны в «Кролике Джоджо», пиратское судно, на котором царит дизентерия в «Наш флаг означает смерть», ретрофутуристическая планета в «Торе: Рагнарек», незапланированная беременность (как состояние) в «Залете».
Эти истории вполне могли бы стать драмами в руках других постановщиков, но именно доведение до абсурда, «вежливое чувство юмора» и безмерная любовь к своим аутсайдерам помогает Тайке балансировать на грани так умело, что в первую очередь его называют режиссером комедий. При этом знакомые с его творчеством зрители с уверенностью скажут, что в его историях много драмы, слез и трагических событий.
Тайка, безусловно, ценит и любит творчество своих коллег, «заимствуя» их лучшие приемы. Например, централизованные кадры и яркую гамму Уэса Андерсона или «музыкальный юмор» и клиповый монтаж Эдгара Райта. Оммажи только подчеркивают и дополняют сюрреалистичность вселенной, в которой живут его персонажи.
Один из любимых визуальных приемов режиссера — главные герои на общем плане. Так они кажутся маленькими и беспомощными на фоне гигантского мира вокруг. Таким образом Тайка показывает человечность и уязвимость: фантазия и оптимизм могут долгое время питать, но рано или поздно каждый сталкивается с одиночеством, отчуждением и страхами.
Еще одна важная черта, которая объединяет все истории режиссера: они о взрослении. В его фильмах юные герои чаще всего вынуждены гораздо раньше прощаться с детством и справляться с собственными, далеко не детскими проблемами. Взрослые же — немного инфантильные и по-детски наивные люди, боящиеся признаться себе в провалах и страхах.
Тайка погружает их в самую неприятную среду, чтобы научить не прятаться от действительности, контактировать с миром, любить жизнь и во благо использовать свою энергию. Недюжинный энтузиазм и фантазия могут быть разрушительными и созидательными, и только от выбора героев зависит, как они будут использовать свою «силу».
Недавно на START вышла романтическая комедия «Залет», в которой Вайтити выступил продюсером. Она явно не лишена обаяния и фирменного стиля творца. Насколько герои справятся с уготованными им вызовами, судить вам.