ЛОНГРИД

Пираты, вампиры и супергерои: как Тайка Вайтити нащупал формулу идеальной комедии

Тайка Вайтити не только талантливый актер, который сыграл обаятельного вампира Виаго в «Реальных упырях», воображаемого Гитлера в «Кролике Джоджо» и Черную Бороду в сериале «Наш флаг означает смерть». Все эти проекты он еще и срежиссировал, спродюсировал и поработал над их сценариями. Этот обаятельный новозеландец буквально за несколько лет покорил зрителей по всему миру, получил «Оскар» и сформировал свой особенный кинопочерк. А недавно на START вышла его новая комедия «Залет» про молодую парочку, у которой вот-вот появится ребенок.

Мы решили разобраться, как Тайке удалось найти формулу идеальной комедии и почему его работы получаются такими особенными, жизненными и зрелищными.

Тайка Вайтити на красной дорожке во время 75-го Венецианского кинофестиваля, 3 сентября 2018 года. Венеция, Италия / Фото: Андре Раффин

Герои Вайтити

Тайка очень любит своих персонажей и в каком-то смысле создает их по своему образу и подобию. Если вы включите любое интервью с режиссером, поймете, что он — исключительный творец. Смешной, странноватый, искренний — словно большой ребенок, который при своих сединах не утратил юношеский энтузиазм и способность фантазировать.

Его герои абсолютно такие же: добрые и странноватые аутсайдеры с детским мировоззрением, которые не вписываются в общую картину реальности. И не важно, будь то 379-летний вампир, привыкающий к гаджетам XXI века, бог грома, оказавшийся на чужой планете, или будущая мама, которая решает исполнить свои самые безумные желания до появления ребенка.

По лицам родителей видно, что после появления ребенка все свои желания можно отодвинуть на второй план

Точка зрения

Если чаще всего над чудаками смеются и издеваются, то в фильмах Тайки… мало что меняется. Единственное, но очень важное различие — повествование ведется от лица самих аутсайдеров. Они видят свой мир по-особенному, их реальность размыта фантастическими грезами, яркими снами и даже воображаемыми друзьями.

Благодаря невероятному оптимизму, фантазии и чувству юмора им удается не только преодолеть нечеловеческие испытания, как, например, в «Кролике Джоджо», но и вдохновить зрителей с улыбкой встречать горести и наслаждаться всем светлым и добрым, что нас окружает.

Трое вампиров из «Реальных упырей» ждут, когда вы пригласите их на свою вечеринку

Кстати, о юморе

Сам Тайка называет свой талант «вежливым чувством юмора». Это беззлобный, наивный, абсурдный и обезоруживающий юмор. Через свои шутки и иронию герои учатся и учат других относиться проще к ударам судьбы. Возьмем спродюсированный им фильм «Залет»: узнав о неожиданной беременности, будущая мама пускается во все тяжкие, а папа превращается в курицу-наседку, которая не хочет упустить ни секунды развития малыша, доводя ситуацию до абсурда.

Например, он просит возлюбленную сделать тест на беременность, ждет вместе с ней в туалетной кабинке появления второй полоски и фотографирует ее на «фаянсовом троне». Несмотря на то, что в голове представляется трэш, даже эта сцена оказывается милой и очаровательной, без капли пошлости и издевательств над героями.

На каждой уважающей себя тусовке должны быть пряничные эмбрионы

Окружение

Практически всегда герои фильмов новозеландского режиссера погружены в несвойственную им, а порой — враждебную обстановку. Разгар Второй мировой войны в «Кролике Джоджо», пиратское судно, на котором царит дизентерия в «Наш флаг означает смерть», ретрофутуристическая планета в «Торе: Рагнарек», незапланированная беременность (как состояние) в «Залете».

Эти истории вполне могли бы стать драмами в руках других постановщиков, но именно доведение до абсурда, «вежливое чувство юмора» и безмерная любовь к своим аутсайдерам помогает Тайке балансировать на грани так умело, что в первую очередь его называют режиссером комедий. При этом знакомые с его творчеством зрители с уверенностью скажут, что в его историях много драмы, слез и трагических событий.

С приходом Тайки в Marvel старина Тор изменился: он обрел самоиронию и человечность

Визуальный стиль

Тайка, безусловно, ценит и любит творчество своих коллег, «заимствуя» их лучшие приемы. Например, централизованные кадры и яркую гамму Уэса Андерсона или «музыкальный юмор» и клиповый монтаж Эдгара Райта. Оммажи только подчеркивают и дополняют сюрреалистичность вселенной, в которой живут его персонажи.

Один из любимых визуальных приемов режиссера — главные герои на общем плане. Так они кажутся маленькими и беспомощными на фоне гигантского мира вокруг. Таким образом Тайка показывает человечность и уязвимость: фантазия и оптимизм могут долгое время питать, но рано или поздно каждый сталкивается с одиночеством, отчуждением и страхами.

Тайка Вайтити на 25-й ежегодной премии Critics' Choice Awards, 12 января 2020 года. Санта-Моника, Калифорния / Фото: DFree

Детство и взрослая жизнь

Еще одна важная черта, которая объединяет все истории режиссера: они о взрослении. В его фильмах юные герои чаще всего вынуждены гораздо раньше прощаться с детством и справляться с собственными, далеко не детскими проблемами. Взрослые же — немного инфантильные и по-детски наивные люди, боящиеся признаться себе в провалах и страхах.

Тайка погружает их в самую неприятную среду, чтобы научить не прятаться от действительности, контактировать с миром, любить жизнь и во благо использовать свою энергию. Недюжинный энтузиазм и фантазия могут быть разрушительными и созидательными, и только от выбора героев зависит, как они будут использовать свою «силу».

Недавно на START вышла романтическая комедия «Залет», в которой Вайтити выступил продюсером. Она явно не лишена обаяния и фирменного стиля творца. Насколько герои справятся с уготованными им вызовами, судить вам.