ЛОНГРИД

Не случайный пассажир: долгий путь к мечте Сергея Гилёва

Тимур Алиев

Кинокритик, выпускник Школы кино и телевидения «Индустрия» по курсу «Практический анализ кино»

Один из самых ярких актеров своего поколения, Сергей Гилёв забирается в желтое такси, чтобы увести очередную неприкаянную душу по нужному адресу. С 8 апреля звезда «Чик», «Содержанок», а теперь и «Пассажиров» сутками крутит баранку и общается с духами умерших. Рассказываем, с чего начался творческий путь Сергея: как он едва не стал специалистом в области сельского хозяйства, почему оставил интернет-маркетинг и что помогло ему перезапустить карьеру.

Жизнь в Ижевске

С ранних лет Сергей Гилёв тяготел к миру актерства. Правда, кажется, не осознавал этого. В школьном возрасте Гилёв следил за лигой КВН (возможно, отсюда пошло его искрометное чувство юмора, воспитанное на классической советской традиции) и с большим интересом смотрел кино, причем самое разное. Однако, наблюдая удручающую картину мира за окном (родился будущий актер в небольшом городе Ижевске), Сергей считал профессию актера чем-то фантастическим — внятных возможностей для творческой реализации в Ижевске не было.

Поэтому по окончании школы Гилёв последовал за одноклассниками и подал документы в местный вуз. Как вспоминал Сергей позднее, в те годы у него не было другой ролевой модели перед глазами, не было яркого примера, как достигать целей в другой плоскости. Какого-то конкретно плана на будущее у студента Ижевской сельскохозяйственной академии, кажется, тоже не было. В итоге диплом о высшем образовании Гилёв так и не получил, отчислившись.

Карьера в медиа

Что-то изменилось в мироощущении Сергея — покинув родной город, он отправился поступать в военное училище в Саратове. Но и там Гилёв не нашел себе места: то ли не свыкся с армейским бытом, то ли осознал, что не хочет до конца дней ходить строем. Вернувшись на малую родину, в Ижевск, будущий актер устроился на местное радио.

Несмотря на то, что работу в эфире Гилёв не воспринимал всерьез (по воспоминаниям Сергея, он просто импровизировал, «нес чушь на ходу»), на дальнейшем творческом пути это сказалось положительно. Дремавшие в Сергее амбиции, наконец, дали о себе знать: начав с маленького провинциального радио, со временем Гилёв дорос до столичного медиа-портала, параллельно с этим перебравшись в столицу России.

Впрочем, сначала Москва оказала ему не самый радушный прием. Первое время Сергей трудился разнорабочим сутки напролет: ни о больших заработках, ни тем более о карьере актера в кино и сериалах нечего было и говорить. Постепенно Гилёв оказался в медиа-тусовке Москвы и стал заниматься SMM. Он работал на портале Sports.ru под началом будущего блогера Юрия Дудя*, развивал интернет-маркетинг образовательного портала «Мел», а также был частью SMM-команды таких гигантов, как Aviasales и «КиноПоиск».

* признан в РФ иностранным агентом

Как играть жизнь

Фильм «Точки над I» неожиданным образом определил актерский метод Сергея Гилёва. Наблюдая за главным героем, которого на экране воплотил Гаэль Гарсиа Берналь, Гилёв отметил, что главное — это жить на экране, тогда игра актера будет казаться естественной. Впоследствии эта, казалось бы, очевидная мысль осела где-то внутри будущей звезды российского кино.

Преодолевать возрастные кризисы Сергею помогали друзья. Как вспоминает он сам, всякий раз, когда разговор заходил об идее стать актером и сниматься в кино, близкие приводили ему в пример возрастных актеров, которые начали карьеру далеко не в юном возрасте. Такие истории из жизни поддерживали Гилёва, и он продолжал верить, что когда-нибудь тоже сможет оказаться по ту сторону экрана.

Многое изменилось, когда Гилёв принял решение пройти обучение в Школе драмы Германа Сидакова в 2012 году: тогда там был интенсив с последующей практикой на сцене театра. Однако игра на сцене в различных постановках быстро наскучила Гилёву, а рассылка портфолио по актерским базам не приносила долгожданного результата — Сергею казалось, что его фактура, навыки и умения затерялись на фоне тысяч других начинающих актеров.

Со временем предложения о съемках начали поступать, но сначала это были небольшие эпизодические роли: юного сотрудника ДПС во «Всё и сразу» Романа Каримова, жениха Вики в сериале «Полицейский с Рублевки в Бескудниково». В 2018 году Сергей сыграл также небольшую роль в сериале «Триггер».

Важный рубеж

Продолжая работать в интернет-маркетинге (больших ролей не было, а зарабатывать нужно), Гилёв не отчаивался и верил, что наступит переломная точка в карьере, когда все изменится. Наконец, прорыв случился: Сергею предложили сыграть в проекте Эдуарда Оганесяна «Чики», посвященном непростой судьбе провинциальных проституток.

Параллельно с этим в 2019 году Гилёв отправился в Якутию: по приглашению режиссера Владимира Мункуева и продюсера Бориса Хлебникова Сергей дебютировал в главной роли в драме «Нуучча», где сыграл русского каторжника, сосланного в якутскую деревню. Проект заявил о себе на фестивале «Кинотавр» в 2021 году, где, пусть и остался без наград, однако привлек внимание кинопрессы. Увы, до широкого проката «Нуучча» пока не добралась: оценить Гилёва-каторжника российской аудитории предстоит осенью 2022 года.

Вышедшие в 2020-м «Чики» открыли широкой аудитории талант Сергея Гилёва. Пусть во многих интервью Гилёв и обращал внимание, что в реальности не имеет со своим персонажем ничего общего. Возможно, именно поэтому ему удалось показать такого харизматичного и статного злодея: Гилёв особенно много сил вложил в образ, максимально далекий от него самого.

Сергей Гилёв и его «реновация»

Чтобы нивелировать возможные риски и не стать заложником одного-единственного амплуа харизматичного негодяя, Сергей после успеха «Чик» старался пробовать самые разные образы. Как отмечал Гилёв в беседах с журналистами, «нет предела и границ таланта». В отличие от начала 2010-х, востребованность актера резко возросла: теперь не Сергей ждал звонков от режиссеров и продюсеров, а наоборот.

Успех Гилёва совпал с набирающим обороты сериальным бумом в России. Так, Сергей успел засветиться в сериале «Контакт» Евгения Стычкина, в проекте «Пищеблок» по одноименному роману писателя Алексея Иванова, в психологической драме «Хрустальный» Душана Глигорова. На разных площадках Гилёв примерял разные амплуа: сотрудника правоохранительных органов в третьем сезоне «Содержанок», чиновника во втором сезоне «Последнего министра», священника в фэнтези-саге «Этерна», основанной на цикле романов Веры Камши.

Каким бы ни был проект, какой бы жанр режиссер ни выбрал для своей истории, Сергей Гилёв неизменно приковывал внимание зрителей. Крайние (у киношников не принято говорить «последние») проекты для Сергея на сегодняшний день — комедия Сони Карпуниной «Хочу замуж» и второй сезон сериала «Пассажиры», где Гилёв пришел на смену Кириллу Кяро, ранее исполнявшему главную роль.

В отличие от ярких, но все же ролей второго плана, в обновленных «Пассажирах. Последняя любовь на Земле» Гилёв впервые оказался в главной роли в сериале стриминг-платформы. Можно сказать, что это новый виток в карьере. Еще одна ступень, которую покорил уроженец Ижевска, когда-то считавший, что актерская карьера недоступна простым смертным.