ИНТЕРВЬЮ

«Нам показалось забавным обронить в сценарии пару пасхалок»: интервью со сценаристом «Двух холмов» Дмитрием Крепчуком

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

На START вышел финальный эпизод второго сезона комедийного сериала «Два холма» о матриархальном обществе, установившемся на просторах постапокалиптической России. По сюжету женщины живут в гармонии с природой в экопоселениях под силовыми полями, а опустившиеся мужчины именуются приматами и кучкуются на разоренных территориях вне новой цивилизации. Главные герои — Рада (Пелагея Невзорова) и Гера (Никита Кологривый) — Ромео и Джульетта антиутопического мира. Их чувства способны изменить баланс сил в Двух Холмах. Мы поговорили с одним из четырех сценаристов хита, Дмитрием Крепчуком, о шутках ниже пояса, пасхалках и тайне Марины Батмановой.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Дмитрий, расскажите, как велась работа над сценарием? Что вдохновляло, помогало сформировать основы мира «Двух холмов»?
Работа над сценарием велась в весьма непривычных условиях. Дело тут не в специфичности сериала, а в том, что на дворе был 2020 год. Мы все жили в эпоху пандемии, связывались дистанционно и приспосабливались как могли. В итоге у нас (это я и мои коллеги-сценаристы Леша Зуенок, Слава Зуб и Толик Молчанов) вроде бы неплохо получилось просуществовать в таком зум-формате, раз что-то из этого вышло и уже второй сезон вы следите за результатами нашего труда.
Основы мира «Двух холмов» появлялись постепенно, от серии к серии закладывались необходимые правила игры. Мы не продумывали все подряд. Если об этом на экране не будет ни слова, зачем нам понимать, например, как должны были бы работать библиотеки. Но чем дальше создавались эпизоды, тем больше появлялось белых пятен в мирообразовании. Их приходилось обсуждать, чтобы выяснить, как все функционирует. Затем к нашей сценарной группе присоединился будущий режиссер первого сезона, Дмитрий Грибанов, он задал свои вопросы, выявил некие несовершенства и несостыковки. Устранив их, мы все поверили в историю и перешли к съемочному процессу.
Москвичи (когда позволяет наличие электричества) смотрят по телевизору серии «Кухни», где вы также работали сценаристом. Но вашим первым телевизионным проектом были «Папины дочки», в этом году ожидающие продолжения. Расскажите, чем принципиально отличается работа над юмористическим наполнением ситкома и комедийного сериала вроде «Двух холмов»?
В глобальном смысле ничем. Все те же стадии придумывания сценария: поэпизодники, диалоги. Вопрос лишь в сложности проекта и времени, которое уходит на разработку.
«Папины дочки» (2007–2013)
«Папины дочки» (2007–2013)
«Папины дочки» (2007–2013)
«Вампиры средней полосы» — еще один громкий проект START, над которым вы трудились. Приоткроете дверь во внутреннюю сценарную кухню? Как проходит работа над такими сериалами? Авторам, наполняющим сюжет шутками, так же весело, как и зрителями, получающим уже готовый продукт?
В момент придумки, особенно первых сезонов, особенно когда актеры еще не подобраны, не всегда понимаешь, какие места стопроцентно смешные. Разумеется, есть текстовые репризы и бесспорные комедийные ситуации, сочиняя которые смеешься так же громко, как и зритель впоследствии. Но какие-то тонкости, нюансы добавляют уже актеры и режиссер. Когда сходятся крепкий сценарий и талантливый ансамбль на съемочной площадке, получается отличный проект.
В сериале на актуальную тему невозможно обойтись без шуток ниже пояса, но, как и с любым кино- и телепроектом, важно не перегнуть. Какие юмористические моменты не попали в итоговый вариант сценария?
Не перегнуть важно везде. Поэтому, постоянно переосмысливая и перечитывая уже написанный материал, мы понижали уровень эксцентричности, пошлости, мультяшности. Мне кажется, получился достаточно своеобразный жанровый коктейль, не всем приходящийся по вкусу, поэтому озвучивать моменты, не прошедшие внутреннюю редактуру, не стоит. А шутки ниже пояса лишь обертка для нашей истории, они нужны для гиперболизации тех или иных моментов.
«Два холма» (2022–2023)
«Два холма» (2022–2023)
«Два холма» (2022–2023)
В «Двух холмах» можно найти отсылки к важным для поп-культуры фильмам и явлениям (видеоигра «Ведьмак 3: Дикая Охота», мультсериал «Рик и Морти», картины «Сексмиссия», «Назад в будущее» и даже «Брат 2»), но есть ли у вас какая-то любимая отсылка?
Прямо любимой нет, наверное. Вернее, у каждого из сценаристов она своя. Наталья Морская Пехота, косплей сцены из финала первой части «Властелина колец», «Буффонище» (ищите все это во втором сезоне), много всего. Бывает весело при придумывании, когда отсылка действительно встает как влитая в сюжет, формирует шутку в диалоге или даже сюжетный поворот.
Кстати, о «Ведьмаке». Сериал несколько раз намекает на игру, а дед главного героя (Валерий Скорокосов) даже называет внука Геральт. Кроется ли за этими отсылками что-то большее, чем просто любовь к работам Сапковского и студии CD Projekt?
Ну истории, что все мы, сценаристы проекта «Два холма», посещали каждый Comic-Con, переодеваясь Йеннифэр, вы не услышите. Просто мы с уважением относимся к литературе и видеоиграм по этой вселенной, и показалось забавным обронить в сценарии пару пасхалок на эту тему.
«Два холма» (2022–2023)
А есть ли пасхалки, которые зрители не смогли найти?
Ну тут уж сорян, думать за аудиторию не могу. Но, например, фраза Барона (глава приматов в исполнении Владимира Епифанцева) из финала 7 серии 2 сезона «Я тебе сейчас нажму на одну точку, ты сядешь на жопу и будешь спрашивать: “Дядя, а как ты это сделал?”» — точная цитата из жизни. Знают об истории буквально человек пять, и это моя внутренняя сценарная радость. Эту пасхалку зрители, наверное, найти не смогли. Что-то добавляют актеры, придумывая прямо на площадке. Причем совершенно разные отсылки: от Шекспира до интернет-мемов.
«Два холма» (2022–2023)
Может быть, какие-то догадки посмотревших сериал стали для вас неожиданностью?
И такого предостаточно. Читая комментарии, общаясь со знакомыми, которые смотрят наш сериал, периодически натыкаешься на такие догадки и параллели, что глаза на лоб лезут. Или просто становится смешно, потому что люди оригинально докручивают какие-то наши мысли. Думаешь: «Вон что мы, оказывается, на ваш взгляд, заложили. Ну, ребят, спасибо, конечно, но вы нас переоцениваете».
На моей памяти шутка про голландский штурвал (как и само явление) впервые была представлена широкой публике в фильме Кевина Смита «Зак и Мири снимают порно». Как относитесь к творчеству этого режиссера?
Кевин Смит — крутой профессионал со своим уникальным стилем и чувством юмора, хоть я и не смотрел названный фильм. Наверняка он стоящий и забавный. Не мог человек, создавший Джея и Молчаливого Боба, сделать что-то плохое в кино.
Расскажите, кто скрывается под именем дизайнера одежды Марины Батмановой?
Никакого секрета в этом нет. В сценариях различных проектов нам периодически нужно давать персонажам имена и фамилии. И тут мы позволяем себе маленькие радости. Называем героев именами коллег, родственников, одноклассников — главное, чтобы звучало подходяще в конкретном сценарном моменте. Тут так и произошло. Согласитесь, Марина Батманова звучит вполне себе модно-дизайнерски. В реальной жизни это наша подруга, стоматолог по профессии. Если вы суперфанат сериала и хотите прикоснуться к легенде, так сказать, можете записаться к ней на прием. Вас будет лечить легендарная Марина Батманова.
«Два холма» (2022–2023)
Последний вопрос — музыкальный: были ли прописаны панковские вкусы (внезапно ставшие актуальными в последние полгода) приматов в сценарии изначально или творчество Горшка и Хоя добавили позже?
Музыкальные акценты зачастую проставляются на этапе постпродакшена. Для конкретных моментов серии мы выбираем оптимальную, актуальную, приемлемую финансово мелодию. «Король и Шут» был у нас еще в первом сезоне, никаких отсылок к другим сериалам в этом нет, попытки сыграть на актуальном — тоже. «КиШ» уже часть нашего культурного кода, иметь возможность слышать их музыку в своем сериале — кайф, стиль и дань уважения одновременно.
В главных ролях: Пелагея Невзорова, Никита Кологривый, Анна Снаткина
Режиссер: Дмитрий Грибанов
Смотреть