ЛОНГРИД

Книжный клуб братьев Люмьер: как экранизации захватили мир кино

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, Okko

Кинематографу постоянно нужны оригинальные идеи. Каждая местная индустрия справляется с этой задачей по-своему: кто-то прибегает к сиквелам и перезапускам некогда популярных сериалов и фильмов, кто-то делает ставку на долгоиграющие франшизы, а кто-то обращается к литературе. Рассказываем об устойчивом тренде на экранизации бестселлеров и новое прочтение классики, который набирает силу в отечественном и иностранном кино последние годы.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Экранизируйте это немедленно
Нельзя однозначно утверждать, что тренд на экранизацию романов и повестей сложился именно в последние несколько лет. Кинематограф испокон веков черпает вдохновение из литературы. Однако если взглянуть на ситуацию ретроспективно, то можно с уверенностью отметить: с 2020 года для адаптаций книг наступил новый золотой век. Не в последнюю очередь это случилось благодаря пандемии COVID-19 и последовавшим за ней ренессансом домашнего смотрения.
Когда-то, в начале тысячелетия, режиссер Питер Джексон совершил невозможное. Экранизация знаменитой трилогии «Властелин колец» Джона Р. Р. Толкина появилась вопреки всему и благодаря невероятным усилиям постановщика. Фильмы великолепно показали себя в прокате и продемонстрировали большим студиям мощь литературного материала. Другой не менее громкий пример — серия киноадаптаций книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Невероятно популярная печатная франшиза о мальчике-волшебнике, который выжил, в 2001 году шагнула на экраны и превратилась в медиафеномен планетарного масштаба.
«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
«Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
Два десятилетия спустя никого уже не удивляют контракты на экранизации, которые писатели заключают со студиями сразу после или даже до выхода их книг из печати. Джордж Р. Р. Мартин бесконечно продолжает работу над циклом «Песнь льда и пламени», хотя сериал «Игра престолов», основанный на саге, завершился еще в 2019 году. Пока творец занят новыми романами, киноделы экранизируют другие его произведения по той же вселенной — например, в виде приквелов, как сериал «Дом Дракона».
«Дом Дракона» (сериал, 2022–...)
«Дом Дракона» (сериал, 2022–...)
«Дом Дракона» (сериал, 2022–...)
«Дом Дракона» (сериал, 2022–...)
«Дом Дракона» (сериал, 2022–...)
«Дом Дракона» (сериал, 2022–...)
Научно-популярная книга «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь» американского журналиста Дэвида Гранна вышла в 2017 году, а переговоры об экранизации начали вести еще в 2016-м. Выпустить «Убийц цветочной луны» раньше 2023-го Мартину Скорсезе помешала только пандемия.
Роман шведского писателя Фредрика Бакмана «Вторая жизнь Уве» всего за десятилетие своего существования успел получить уже две экранизации. На родине прозаика одноименный фильм вышел через три года после издания книги (и даже был номинирован на «Оскар»), а в 2022-м появилась американская версия под названием «Мой ужасный сосед» с Томом Хэнксом в главной роли.
«Вторая жизнь Уве» (2016)
«Вторая жизнь Уве» (2016)
«Вторая жизнь Уве» (2016)
«Вторая жизнь Уве» (2016)
«Вторая жизнь Уве» (2016)
«В 2023 году к нам все чаще стали обращаться кинокомпании и платформы с вопросами об экранизации современных российских писателей. Естественно, тенденция не может не радовать. Это возможность расширить аудиторию потенциальных читателей и познакомить их с новыми талантами. Наши авторы охотно доверяют представление их интересов издательству. В прошлом году мы участвовали в презентациях проектов и нам удалось заключить договор на продажу прав на экранизацию романа Сергея Самсонова “Держаться за землю”. Надеюсь, что этот тренд сохранится и всех нас ждут новые яркие работы».
Татьяна Соловьева
Шеф-редактор «РИПОЛ классик»
Победа капитализма
Согласно недавним исследованиям агентства Frontier Economics, фильмы, основанные на литературном материале, зарабатывают в мировом прокате на 53 % больше, чем картины по оригинальным сценариям. А в двадцатке самых кассовых лент в истории процент адаптаций печатных произведений (включая комиксы) достигает 70. Понимая это, студии играют на опережение, но в плюсе остаются и издатели: продажи книг после экранизаций также растут.
Выход сериала «Рассказ служанки» способствовал значительному увеличению интереса к первоисточнику Маргарет Этвуд, хотя с момента публикации прошло больше 30 лет. А после того как зрители увидели городское фэнтези «Библиотекарь» Игоря Твердохлебова с Никитой Ефремовым в главной роли, они массово отправились в книжные магазины за одноименным романом Михаила Елизарова.
«Библиотекарь» (сериал, 2023)
«Библиотекарь» (сериал, 2023)
«Библиотекарь» (сериал, 2023)
«Библиотекарь» (сериал, 2023)
«Библиотекарь» (сериал, 2023)
«Библиотекарь» (сериал, 2023)
«Экранизации все еще являются самым эффективным способом продвижения книги. Даже литературные премии в России, увы, неспособны породить такую волну интереса к засветившемуся тексту. Сравните рост продаж произведений Юна Фоссе после вручения ему Нобелевской премии по литературе и взлет интереса к “Слову пацана” Роберта Гараева после выхода сериала — цифры несопоставимы. После релиза экранизации “Мастера и Маргариты” мы зафиксировали рост продаж в четыре раза: до бессмертного романа Булгакова наконец-то добрались те, кто пропустил его в школе, и те, кто решил освежить первоисточник в памяти.

Если говорить о кейсе “Библиотекаря”, ситуация еще интереснее. Роман Михаила Елизарова был награжден престижнейшей российской премией “Русский Букер” в 2008 году, а своей киноадаптации ждал почти 16 лет. После выхода сериала книга получила второе дыхание, о ней узнали даже те, кто не следит за современной литературой. Так что экранизации все еще являются драйвером продаж».
Екатерина Писарева
Шеф-редактор ГК «ЛитРес»
Экранизации как эффективный способ продвижения литературы подметило и издательство «Эксмо»: по словам представителей индустрии, доля сделок с киномейкерами стремительно растет. Причины этому не только общемировые, но и специфические для России и уже привычные — уход крупных иностранных игроков.
«В прошлом году “Эксмо-АСТ” продало рекордное количество прав на экранизации — 18 сделок. Через пять лет планируем увеличить это число до 62 в год. Если в 2023-м доля книжных адаптаций составляла 4 %, то к 2028-му она, по нашим подсчетам, вырастет до 11 %. Повышение интереса происходит именно сейчас, потому что на фоне ушедших из российского проката западных лент кинорынок испытывает острый дефицит качественных проектов. А значит, замещение может произойти за счет отечественных картин. По качеству они должны быть ничем не хуже, а то и лучше — превосходить ожидания зрителей.

Студии ищут оригинальные идеи и сюжеты, источником и поставщиком которых становятся именно издательства. Экранизации — отличный вариант, ведь у печатной версии уже есть своя верная аудитория, которая пойдет смотреть кино, а также все может развиться во франшизу. Например, фильм “Чебурашка” собрал рекордное количество кинозрителей. Книжная новеллизация разошлась тиражом почти в 150 000 экземпляров, количество запросов в Wordstat по году выросло на 3 604 %, в издательстве вышли альбомы с наклейками и головоломками».
Александра Шипетина
Креативный директор по кинопроизводству сценарного направления «Эксмо-АСТ»
Что читают кинопроизводители
Стабильным интересом у кинематографистов пользуются классические произведения: они подходят как для дословного переноса на экран, так и для авангардных экспериментов с материалом. Только за последние 10 лет эпопею Льва Толстого «Война и мир» успели экранизировать трижды, причем одну из адаптаций снял режиссер сериала «Острые козырьки» Том Харпер, а главные роли исполнили Джеймс Нортон, Лили Джеймс и Пол Дано (кстати, большой поклонник русской литературы).
«Война и мир» (сериал, 2016)
«Война и мир» (сериал, 2016)
«Война и мир» (сериал, 2016)
«Война и мир» (сериал, 2016)
«Война и мир» (сериал, 2016)
Спросом также всегда пользуются «Мартин Иден» Джека Лондона, «Гамлет» и «Макбет» Уильяма Шекспира, «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса и «Три мушкетера» Александра Дюма. Самую свежую экранизацию последнего — приключенческий боевик «Три мушкетера: Миледи» Мартена Бурбулона с Венсаном Касселем, Евой Грин и Луи Гаррелем в главных ролях — российские зрители могут застать в кинотеатрах прямо сейчас.
«Три мушкетера: Миледи» (2023)
«Три мушкетера: Миледи» (2023)
«Три мушкетера: Миледи» (2023)
«Три мушкетера: Миледи» (2023)
«Три мушкетера: Миледи» (2023)
Чуть особняком стоят истории о главных детективах мира. «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля последний раз адаптировали в весьма экстравагантном ключе в сериале «Шерлок в России», где поиски Джека-потрошителя заносят сыщика в Санкт-Петербург эпохи Александра III. А любимчика Агаты Кристи Эркюля Пуаро вот уже несколько лет активно эксплуатирует Кеннет Брана, выпустивший явно не финальную часть детектива о похождениях бельгийца — ею стал фильм под названием «Призраки в Венеции» 2023 года.
«Призраки в Венеции» (2023)
«Призраки в Венеции» (2023)
«Призраки в Венеции» (2023)
«Призраки в Венеции» (2023)
«Призраки в Венеции» (2023)
Но как именно происходит покупка прав на экранизацию? Ответ дает Александра Шипетина, креативный директор по кинопроизводству сценарного направления «Эксмо-АСТ».
«Инициатива может исходить как от кинопроизводства, так и от правообладателей. Первый вариант — это входящий запрос, когда студия обращается к нам для экранизации той или иной книги. Так как мы крупнейший издательский холдинг на рынке, то практически в любом случае можем сориентировать, у кого находятся права на произведение, свободны ли они под адаптацию и что нужно сделать, чтобы все грамотно оформить.

Второй вариант — предложения от нас. В холдинге активно развивается сценарное направление, которое помогает киностудиям централизованно приобретать права на книги, при необходимости привлекать авторов к работе над фильмом или сериалом и находить оптимальные условия для всех участников сделки. Мы предоставляем партнерам доступ к нашей библиотеке, где на текущий момент собрано около 400 сценарных заявок и 20 пилотов и полных метров.

Кроме того, мы постоянно поддерживаем контакт со студиями — узнаем, какие у них пожелания, какие темы востребованны, обновляем брифы, под которые готовы подбирать истории. Только в портфеле издательства “Эксмо” порядка 8 000 писателей. Это значит, что мы найдем сюжет и про одинокую женщину — смотрительницу музея, и про веселую собачку корги. Обрабатывать приходится абсолютно разные запросы, и мы всегда этому рады».
Александра Шипетина
Креативный директор по кинопроизводству сценарного направления «Эксмо-АСТ»
Фаворитами отечественных режиссеров и продюсеров в последний год стали Михаил Булгаков, Александр Пушкин и Кир Булычев. Рекорды бокс-офиса ставит очередная экранизация бессмертной рукописи «Мастер и Маргарита». Картина с налетом ретрофутуризма, берлинцем Августом Дилем в роли Воланда и переформатированным под современные запросы зрителей сценарием заработала уже больше полутора миллиардов рублей.
«Мастер и Маргарита» (2024)
«Мастер и Маргарита» (2024)
«Мастер и Маргарита» (2024)
«Мастер и Маргарита» (2024)
«Мастер и Маргарита» (2024)
Совсем скоро экраны отойдут «Онегину» Сарика Андреасяна — еще одной попытке перевести стихи Солнца русской поэзии на аудиовизуальный язык. Главную роль в картине исполнил Виктор Добронравов, о чем рассказал нам в недавнем интервью. Фантастике Булычева в этом списке повезло больше всего: в 2024-м зрителей порадуют сразу два проекта. «Сто лет тому вперед», новая экранизация истории Алисы Селезневой, выйдет уже в апреле. По масштабам картина обещает не уступать главным фантастическим хитам Голливуда, а роли злодеев Весельчака У и Глота достались Александру Петрову и Юре Борисову соответственно. Вторую экранную адаптацию — сериал «Очевидное невероятное» по мотивам цикла рассказов «Чудеса в Гусляре» — можно найти на стриминговых сервисах уже сейчас.
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
«Сто лет тому вперед» (2024)
Другие миры и сказочные персонажи
Наряду с вечной классикой у каждой эпохи есть свои жанровые фавориты. Тематические рамки последние несколько лет активно смещаются в сторону фантастики и фэнтези. Свежим ярким событием в западном кино стала киноадаптация романа Фрэнка Герберта «Дюна» под режиссерским контролем Дени Вильнева. Фантастическая сага о борьбе за свободу на планете-пустыне Арракисе растянулась на две полноценные части и, если судить по намекам Вильнева, имеет потенциал стать длиннее еще на пару фильмов.
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
На востоке виден колоссальный потенциал работ главного современного писателя-фантаста Китая Лю Цысиня, творящего в жанре социальной научной фантастики. Произведения автора активно экранизируют уже больше пяти лет. Часть адаптаций вышла в полном метре и собрала значительную кассу и прекрасную прессу в Поднебесной, как было с незавершенной трилогией «Блуждающая Земля». А роман «Задача трех тел» интерпретируется поистине разносторонне: помимо анимации 2022–2023 годов он получил китайскую лайв-экшен-адаптацию, которую уже можно посмотреть полностью на START. Еще одна экранизация — уже американская, под присмотром сценаристов «Игры престолов» — появится на Netflix в марте.
«Задача трех тел» (сериал, 2024)
«Задача трех тел» (сериал, 2024)
«Задача трех тел» (сериал, 2024)
«Задача трех тел» (сериал, 2024)
«Задача трех тел» (сериал, 2024)
В России помимо фантастики вспомнили наконец о колоссальном сказочном наследии. В 2021 году в прокат вышла экранизация произведения Петра Ершова «Конек-горбунок». Снятая Олегом Погодиным картина пополнила список самых кассовых фильмов страны. Верхнюю строчку этого рейтинга безальтернативно удерживает появившаяся в 2023-м киноадаптация рассказов Эдуарда Успенского «Чебурашка». Хотя фильм Дмитрия Дьяченко, строго говоря, не является экранизацией, ведь его персонажи — кроме самих главных героев: Чебурашки, озвученного Ольгой Кузьминой, и Гены, из крокодила превратившегося в садовника сочинского дендрария с лицом Сергея Гармаша, — придуманы с нуля.
Малая проза и будущее экранизаций
Не стоит думать, что современная российская проза остается без внимания кинематографистов. Блиставшая в одной из программ Берлинского кинофестиваля «Страна Саша» Юлии Трофимовой с Марией Мацель и Марком Эйдельштейном снята по роману Галы Узрютовой. За взрослые развлечения отвечает комедийный сериал «Беспринципные» по рассказам главного поставщика сценариев для стримингового двора Александра Цыпкина и драма «Жить жизнь» по бестселлеру Анны Богинской. За детские с налетом ностальгии — многосерийная экранизация повести Наринэ Абгарян «Манюня», после трех сезонов получившая новогодний спецэпизод. Любители исторического эпика откроют для себя адаптации умелой прозы Алексея Иванова: в драме «Тобол» речь идет о реальных событиях начала XVIII века в столице Сибирской губернии Тобольске, а в фэнтезийном боевике «Сердце пармы» — о становлении Пермского княжества в XV веке.
«Тобол» (2018)
«Тобол» (2018)
«Тобол» (2018)
«Тобол» (2018)
«Тобол» (2018)
«Тобол» (2018)
Если всех этих наименований покажется мало, то любящих почитать киноманов в этом году ждет целая россыпь фильмов и сериалов, основанных на книгах. Грядет полноценный сериал по мотивам цикла Веры Камши «Отблески Этерны» — новое большое отечественное фэнтези, переснятое после пилота 2022 года. Список экранизаций обширен: «Космонавт» Йохана Ренка с Адамом Сэндлером в драматической роли — адаптация романа «Космонавт из Богемии»; научно-фантастическая история Эдварда Эштона «Микки-7» в интерпретации Пон Джун Хо; новая версия «Преступления и наказания» с Иваном Янковским в образе Раскольникова в современном Петербурге; «Носферату» — свежий взгляд на классический роман ужасов Брэма Стокера «Дракула» от любимчика поклонников постхорроров Роберта Эггерса.
«Преступление и наказание» (сериал, 2024)
«Преступление и наказание» (сериал, 2024)
«Преступление и наказание» (сериал, 2024)
«Преступление и наказание» (сериал, 2024)
«Преступление и наказание» (сериал, 2024)
Продолжать можно еще долго, что вновь доказывает: интерес кинопроизводителей к адаптациям литературных сюжетов подскочил в последние годы. У критиков такого подхода есть опасения, что кинематографисты полностью перейдут на готовый материал. Но этот страх неоправдан: во-первых, сценаристы никогда не бросят сочинять собственные истории. А во-вторых, разве есть что-то дурное в том, что на основе вашей любимой книги выйдет прекрасный фильм?