ИНТЕРВЬЮ

За кулисами масштабного чудо-сериала «Последний богатырь. Наследие»: раскрываем секреты съемок

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, «7дней.ru», «Кинотексты»

Фильмы о фильмах — давняя традиция START. Зрители онлайн-кинотеатра уже узнали, что осталось за кадром наших громких премьер* — «Вампиров средней полосы», «Жить жизнь», «Содержанок», «Черной весны». Этой осенью мы приглашаем вас на площадку самого масштабного сказочного сериала «Последний богатырь. Наследие». У него поистине впечатляющий размах: больше 120 съемочных смен, достроенный под Москвой волшебный город Белогорье и увлекательная экспедиция команды в Сочи и Приэльбрусье. О том, как создается сложный и креативный проект, мы поговорили с руководителем группы контентного маркетинга и копирайтинга START Дарико Цулая.

— Как проходит подготовка фильма о фильме «Последний богатырь. Наследие»? Почему решили посвятить проекту не одну, а несколько серий?
— «Последний богатырь. Наследие», пожалуй, самый масштабный проект этого года на START, а может, и самый масштабный в истории российской стриминг-индустрии. Когда на протяжении восьмичасовых эпизодов герои перемещаются во времени и пространстве, варят зелья, борются с пиявицами, племенем чуди и Соловьем-разбойником — все это с огромным количеством компьютерной графики, неожиданными операторскими решениями, несколькими экспедициями и специально построенным чудо-городом, — то обо всех секретах производства просто невозможно рассказать за полчаса и даже час.
Поэтому мы приняли решение разделить фильм о фильме на восемь эпизодов, по числу серий, чтобы рассказывать зрителям обо всем постепенно — и о костюмах, и о визуальных эффектах, и о масштабных экспедициях, и об актерских подвигах, и об актерах массовых сцен, которые, пожалуй, совершили подвигов не меньше. Мы взяли более 30 интервью, а режиссера Антона Маслова пришлось записывать несколько раз, потому что в одно интервью просто невозможно было уместить рассказ про все серии.
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
— Раскройте секрет: как долго длятся рабочие смены на съемочной площадке такого масштабного чудо-сериала?
— «Последний богатырь. Наследие» — проект, к которому готовились долго, поэтому в нем все работало как часы. Мы всегда ориентируемся на КПП (календарно-постановочный план), где расписаны все смены, локации, сцены, которые снимаются в каждый из дней, персонажи, которые участвуют в съемках. Стандартная киношная смена обычно длится 12 часов, но это включает подготовку: все, что происходит до команды «мотор», — от приезда, освоения, грима-костюма до репетиций. Наша группа, которая обычно состоит из оператора или оператора и корреспондента, иногда и вместе с продюсером, приезжает ближе к «мотору» или к конкретным сценам, которые мы хотели подснять. Тем не менее, когда мы записывали интервью на площадке, смена оператора могла быть и 10 часов, ведь для интервью нужно заранее выставиться, а у корреспондента — до восьми часов.
Дарико Цулая, руководитель группы контентного маркетинга и копирайтинга START
— Зачастую вы начинаете работу еще на этапе съемок, когда непонятно, каким получится проект. Как снимать фильм к сериалу, которого еще нет?
— Конечно, мы не знаем, каким в итоге получится сериал. Но у нас есть сценарий проекта, а еще мы часто заранее обсуждаем главные темы ФоФа с продюсерами — от генеральных и креативных до исполнительных продюсеров на площадке, и они подсвечивают, какие сцены будут наиболее эффектными, когда лучше записать тех или иных артистов, на что обратить внимание. Так, например, мы знали, что на съемках первого сезона «Жить жизнь» стоить уделить внимание визуальной концепции, придуманной режиссером, и образам Любови Аксёновой, потому что актриса принимала участие в их разработке. Но, кстати, не могли угадать, что зрителям так понравится «химия» между Анной Богинской и Костей, которого сыграл Влад Ценёв. Нам повезло, что мы не успели записать интервью с ним на съемочной площадке и пригласили его на запись после премьеры, так как во время выхода сериала появились новые вопросы и комментарии от зрителей, на которые актер смог ответить нам для фильма о фильме.
«Жить жизнь. Фильм о фильме» (2023)
«Жить жизнь. Фильм о фильме» (2023)
«Жить жизнь. Фильм о фильме» (2023)
«Жить жизнь. Фильм о фильме» (2023)
«Жить жизнь. Фильм о фильме» (2023)
«Жить жизнь. Фильм о фильме» (2023)
Приступая к работе над сериалом «Последний богатырь. Наследие», мы знали, что нам нужно записать бэкстейдж самых эффектных сцен — и в каждой серии таких сцен несколько. Часто сцены эти снимаются несколько дней. Поэтому наш линейный продюсер Маша Попова всегда была на связи с исполнительным продюсером и заместителем директора съемочной группы, чтобы наши операторы и корреспонденты могли записать максимум качественного материала, не мешая процессу. Без взаимодействия со съемочной группой и ее поддержки такую большую работу проделать было бы просто невозможно.
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие»
— Практически у каждого оригинального проекта START есть свой фильм о фильме. Как считаете, можно ли это назвать фишкой онлайн-кинотеатра?
— Безусловно. В онлайн-кинотеатре START есть фильмы о фильме ко многим оригинальным сериалам, начиная от самых первых «Содержанок» до недавнего «Престижа» и «Сестер». Кстати, для «Сестер» мы экспериментировали с форматом и даже сделали «Один день на площадке с Анной Котовой» — короткий метр, который позволяет «прожить» день с актрисой. Нам всегда было важно показать, как рождаются наши проекты, с каким вниманием к деталям и отдачей они снимаются, какой эффект — иногда неожиданный для создателей — производят на зрителей и коллег по индустрии.
«Один день на площадке с Анной Котовой» (2024)
«Один день на площадке с Анной Котовой» (2024)
«Один день на площадке с Анной Котовой» (2024)
«Один день на площадке с Анной Котовой» (2024)
«Один день на площадке с Анной Котовой» (2024)
«Один день на площадке с Анной Котовой» (2024)
— Как считаете, интересен ли российскому зрителю формат бэкстейджа? И можете ли привести любопытные западные аналоги?
— Интересных западных аналогов множество. Почти у каждого стриминга — от Netflix до Prime — есть целые разделы с дополнительными материалами. Это не всегда один большой ФоФ, чаще короткие ролики о том, как снималась та или иная сцена, о персонажах, о графике и так далее. Есть и подкасты, в которых создатели подробно рассказывают о создании сериала в аудиоформате, такие серии подкастов выходили к «Чернобылю» или, например, «Одним из нас». И «монументальные» работы тоже есть, самый известный, наверное, это двухчасовой документальный фильм о съемке последнего сезона «Игры престолов», снятый Джини Финлэй, — «Последний дозор».
«Игра престолов. Последний дозор» (2019)
«Игра престолов. Последний дозор» (2019)
«Игра престолов. Последний дозор» (2019)
«Игра престолов. Последний дозор» (2019)
«Игра престолов. Последний дозор» (2019)
«Игра престолов. Последний дозор» (2019)
Прекрасно, что у зрителя есть возможность выбирать формат допконтента и шанс заглянуть на съемочную площадку, особенно сейчас, когда дистанция между зрителями и создателями контента, как мне кажется, сильно сокращается. У кино и сериалов нет ореола таинственности и недосягаемости, первое кино можно снять на смартфон, как Шон Бейкер, а через какое-то время — получить «Пальмовую ветвь».
Допконтент о том, как создаются сериалы и фильмы, помогает начинающим кинематографистам узнать что-то новое о производстве, понять, как что-то работает, увидеть, что даже на больших проектах люди иногда ошибаются или переделывают много-много раз. Как, например, переделывали свистки Соловья-разбойника в «Последний богатырь. Наследие». А еще можно посмотреть фильм о фильме и зарядиться энергией людей, которые, несмотря на не очень комфортные условия — снег, дождь, пронизывающий ветер или, наоборот, дикую жару (а на тебе меховая шуба и доспехи), — очень любят снимать кино. Или напротив: посмотреть и решить, что тебе это не подходит.
При этом не могу сказать, что всем-всем зрителям интересно, как снимался сериал, даже если они досмотрели его до конца. У дополнительного контента есть определенная аудитория. По нашим оценкам, это в среднем 20–25 % от общего числа зрителей. То есть далеко не все.
— Расскажите о самых популярных фильмах о фильмах на START.
— Как я уже упомянула, у ФоФов довольно стабильная аудитория, поэтому просмотры дополнительных материалов всегда связаны с популярностью самого сериала. Поэтому в свое время много зрителей посмотрели ФоФы «Содержанок», «Вампиров средней полосы», «Жить жизнь», «Двух холмов», «Медиатора» и других популярных наших проектов.
«Два холма. Фильм о фильме» (2022)
«Два холма. Фильм о фильме» (2022)
«Два холма. Фильм о фильме» (2022)
«Два холма. Фильм о фильме» (2022)
«Два холма. Фильм о фильме» (2022)
«Два холма. Фильм о фильме» (2022)
— А над каким проектом тяжелее всего было работать?
— Сложный вопрос. Сейчас трудно работать над материалом для сериала «Последний богатырь. Наследие»: очень сложно от чего-то отказываться из-за хронометража, хочется рассказать обо всем, но это не всегда возможно. Плюс нужно старательно избегать спойлеров, чтобы, увидев первую серию фильма о фильме, зритель не догадался, что будет происходить в следующих эпизодах самого сериала. Помню, люди, увидевшие ФоФ ко второму сезону «Вампиров средней полосы», вышедший уже после финала сезона, все равно возмущались, что в описании раскрыт финал. На это мы уже повлиять не можем, а вот не испортить впечатление в процессе выхода сериала — очень важно.
«Вампиры средней полосы. Фильм о фильме» (2023)
«Вампиры средней полосы. Фильм о фильме» (2023)
«Вампиры средней полосы. Фильм о фильме» (2023)
«Вампиры средней полосы. Фильм о фильме» (2023)
«Вампиры средней полосы. Фильм о фильме» (2023)
«Вампиры средней полосы. Фильм о фильме» (2023)
— Сколько времени обычно уходит на создание одного фильма о фильме?
— Производственный цикл отличается в зависимости от проекта и хронометража фильма о фильме, от объема материала, записанного на площадке. Тут нужно помнить, что это еще и терабайты видео, а в эру удаленной работы все эти терабайты нужно для начала скачать… Наверное, если не учитывать запись самого бэкстейджа и интервью (они могут записываться на протяжении нескольких месяцев в разное время, как было с тем же «Богатырем», например, где мы проводили интервью, по сути, на протяжении года), а отсчитывать от старта работы над сценарием и до финальной отгрузки на платформу, самый короткий цикл длился около месяца. Самый длинный (опять же речь про «Последний богатырь. Наследие») займет пять с половиной месяцев.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.