ЛОНГРИД

Стачки фабрики грез: краткая история голливудских забастовок

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, «После титров», Okko

Забастовка членов Гильдии сценаристов США и примкнувшего к ним объединенного профсоюза Гильдии киноактеров и Американской федерации актеров телевидения и радио длится со 2 мая и не думает прекращаться. Антагонист бастующих рабочих — Альянс продюсеров кино и телевидения — на уступки идти, похоже, до сих пор не готов, и представители студий просто ждут, пока у писателей и артистов кончатся деньги. Вспоминаем самые крупные протесты за столетнюю историю Голливуда и их влияние на индустрию.

Забастовка аниматоров Disney
29 мая — 21 сентября 1941 года
Первой крупномасштабной забастовке Голливуда предшествовало два события: выход полнометражного анимационного фильма «Белоснежка и семь гномов» в 1937 году и создание в 1938-м Гильдии экранных мультипликаторов. «Белоснежка» принесла студии Диснея колоссальные доходы, на которые была возведена новая штаб-квартира в городе Бербанк, штат Калифорния. С переездом изменился и расчет бонусов сотрудников: если до начала сороковых все аниматоры стабильно получали 20 % от прибыли за короткометражные мультфильмы, то в новой системе подобная практика уступила место индивидуальным премиям, распределяемым между работниками отнюдь не самым справедливым образом.
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Белоснежка и семь гномов» (1937)
Вдобавок к этому Disney считал себя выше общения с профсоюзами и оставался единственной анимационной студией, не подписавшей никаких договоров с Гильдией экранных мультипликаторов. Члены общества вышли на пикет 29 мая 1941 года — в разгар работы над мультфильмом «Дамбо». На плакатах красовались карикатуры на руководство компании, нарисованные лучшими художниками Диснея, а в отместку за это в «Дамбо» добавили клоунов, клянчивших надбавки у владельца цирка.
«Дамбо» (1941)
«Дамбо» (1941)
«Дамбо» (1941)
«Дамбо» (1941)
«Дамбо» (1941)
Точку в споре тяжелой рукой поставило Национальное управление по трудовым отношениям, призвав Уолта Диснея подписать контракт с объединением аниматоров. Глава холдинга на тот момент был послом доброй воли в странах Южной Америки, и государственный регулятор толсто намекнул магнату, что, если он хочет сохранить такой статус, стоит подчиниться.
Забастовка аниматоров Disney, 1941 год. Фото: «Википедия»
Забастовка декораторов
1945 год
В 1937 году было создано Общество декораторов интерьеров кинофильмов, члены которого ранее входили в состав Международного альянса театральных работников. Такая самостоятельность не устроила руководителей последнего, и они начали вставлять палки в колеса как самим художникам, так и конгломерату студийных профсоюзов, частью которого стало новое Общество. Противостояние вылилось в забастовку, а кульминационной точкой стало 5 октября 1945 года, вошедшее в историю как Голливудская кровавая пятница.
Забастовка декораторов, 1945 год. Фото из архива, опубликовано в Los Angeles Times
Бастующие возвели баррикады у ворот Warner Bros. и никого не пускали внутрь. Студия ответила жестко — между манифестантами и штрейкбрехерами завязалась драка, а подошедшие для предотвращения беспорядков отряды полиции использовали водометы и слезоточивый газ. Результатом стало принятие закона Тафта — Хартли, регламентирующего вопросы трудовых конфликтов и проведения протестов.
Забастовка сценаристов и актеров
16 января — 12 июня 1960 года
Первая совместная забастовка объединений писателей и актеров кино проходила гладко, но долго. На урегулирование потребовалось почти пять месяцев. В итоге сценаристы получили улучшение условий труда (повышенные пенсии, медицинские страховки) и 5 % отчислений от демонстрации фильмов, вышедших до 1960 года. Артистам досталось увеличение пенсионных выплат и расследование расовой дискриминации при наборе на работу.
Чарлтон Хестон и президент Гильдии киноактеров Рональд Рейган покидают переговоры с целью прекращения забастовки гильдии против студий в 1960 году. Фото: everettcollection.com
Забастовки сценаристов и актеров
1980–1981 годы
Восьмидесятые принесли новые способы дистрибуции видеоконтента — домашний прокат (видеокассеты) и платное кабельное ТВ. Основными требованиями Гильдии киноактеров и Федерации теле- и радиоартистов были увеличение минимальной ставки на 40 % и выплаты 12 % от доходов с дистрибуции посредством VHS. Бастовавшие годом позже сценаристы хотели внятного понимания размера компенсаций за использование их труда на стремительно развивающемся рынке.
Джек Клагман, Рикардо Монтальбан, Лоретта Свит и Ральф Беллами стоят среди пикетчиков на забастовке актеров в 1980 году. Фото: Википедия.
В целом бастующие добились уступок со стороны продюсеров, но куда более важными результатами бунтов стали, во-первых, объединение Гильдии и Федерации в единую организацию, которая работает до сих пор, а во-вторых, тотальные задержки выпуска кинофильмов и телевизионных программ. Голливуд впервые столкнулся с невозможностью заменить митингующих временными работниками и, как следствие, со значительным падением доходов.
Забастовка Гильдии сценаристов
7 марта — 7 августа 1988 года
Забастовка 1988 года на данный момент самое длительное противостояние Гильдии и продюсеров. 153 дня девять тысяч членов профессионального писательского сообщества сражались за свои права, прекратив работы над кинофильмами и телевизионными программами. Камнем преткновения стали отчисления за повторный показ — сумма, получаемая писателем, если его проект покупают для трансляции на ТВ или в домашнем прокате, а также расширение креативных прав: сценаристы хотели влиять на подбор актеров и режиссеров.
Бастующая Гильдия сценаристов в Лос-Анджелесе, 1988 год. Фото: Getty Images
После нескольких раундов переговоров противники пришли к взаимопониманию: сценаристы получили внятную формулу отчислений за повторные показы и возможность участвовать в выборе актеров для оригинальных кино- и телепроектов. А продюсеры нивелировали издержки за счет урезания других статей расходов.
Важным результатом забастовки 1988 года стали ноу-хау студий: при производстве многосерийных лент стали использовать старые наработки, отправленные ранее на полку. Так, например, поступили создатели ТВ-шоу «Миссия невыполнима»: в новых эпизодах использовались переосмысленные сценарии оригинального сериала 1966 года, а сами съемки проводились в Австралии. От протеста выиграли и анимационные картины, ведь сценаристы этого вида контента еще не входили в Гильдию и оказались просто завалены работой.
«Миссия невыполнима» (сериал, 1988–1990)
Забастовка актеров рекламы
1 мая — 30 октября 2000 года
Миллениум принес Ассоциации рекламных агентств Америки удар от Гильдии киноактеров. Еще с 50-х артисты получали оплату за каждую трансляцию ролика по эфирному ТВ. А вот с кабельным дела обстояли куда хуже: членам профсоюза единовременно выдавали тысячу долларов за появление на экране, но саму рекламу каналы могли крутить сколько угодно без каких-либо отчислений задействованным в ней актерам.
Уильям Болдуин на митинге во время забастовки актеров рекламы в 2000 году. Фото: Getty Images
После длительных переговоров при посредничестве одного из крупнейших рекламодателей США Procter & Gamble Ассоциация и Гильдия нашли общий язык: система выплат за каждый показ рекламы на федеральных каналах сохранилась, объемы выросли, а кабельные сети увеличили отчисления актерам на 140 %.
Забастовка Гильдии сценаристов
5 ноября 2007 года — 12 февраля 2008 года
Одна из самых убыточных для студий забастовка Гильдии сценаристов разразилась 16 лет назад, и виной всему снова стали технологии, а именно — стремительно развивающаяся доставка контента посредством DVD-носителей и интернета. После окончательной смерти VHS как формата все соглашения по отчислениям применялись и к дискам, однако принципиально новый носитель требовал иного подхода к вознаграждению сценаристов. Появление новых медиа, таких как IPTV и стриминговые сервисы, тоже внесло коррективы в распространение контента и, соответственно, выплаты заинтересованным лицам.
Забастовка Гильдии сценаристов 5 ноября 2007 года — 12 февраля 2008 года. Фото: «Википедия»
Забастовка длилась 99 дней, переговоры то начинались, то приостанавливались, но в конечном итоге стороны пришли к соглашению, устроившему всех. Вопрос с пересчетом отчислений за дистрибуцию DVD-дисков бастующие согласились снять с повестки, а вот размеры выплат за распространение контента через интернет сценаристам удалось зафиксировать на приемлемых условиях, причем задолго до бума стримингов. За скачивание авторы получали 1,2 % от выручки и 0,65–0,7 % за аренду фильма или сериала. А за потоковое вещание, поддерживаемое рекламой, — 2 % от выручки. Кроме того, согласно договору 2008 года, гиганты вроде Netflix и Amazon обязаны нанимать в качестве писателей только членов Гильдии.
Протест 2007–2008 годов принято считать самым убыточным для индустрии. Съемки огромного количества сериалов и шоу были приостановлены, отчего телевизионный сезон завершился раньше обычного. Среди пострадавших были «Теория большого взрыва», «Во все тяжкие», «Студия 30», «Клиника» и «Симпсоны». Без работы остались сотни тысяч представителей самых разных цехов кинопроизводства — от гаферов до декораторов и механиков. Потери для экономики Лос-Анджелеса, по примерным оценкам, составили от 1,5 до 2,1 миллиарда долларов.
«Теория большого взрыва» (сериал, 2007–2019)
«Теория большого взрыва» (сериал, 2007–2019)
«Теория большого взрыва» (сериал, 2007–2019)
«Теория большого взрыва» (сериал, 2007–2019)
«Теория большого взрыва» (сериал, 2007–2019)
Забастовка сценаристов и актеров
2 мая 2023 года — настоящее время
Пятый месяц протестует Гильдия сценаристов США, к которой позже присоединились и актеры. Разногласия вновь вызваны технологиями: писатели среди прочего требуют закрепить использование искусственного интеллекта (например, ChatGPT) в качестве только вспомогательного инструмента, а не полноценной замены живых работников. А актеры обеспокоены потенциальным использованием их цифровых двойников без разрешения.
Кроме того, представители сценаристов и актеров требуют повысить минимальные гонорары и вернуть отчисления за аренду контента: стриминги отказались от этого вида вознаграждений, так как сейчас студии производят ленты по заказу этих сервисов для трансляции напрямую, а не по арендной модели.
Продюсеры и профсоюзы пока не могу договориться, а цифры убытков стремительно приближаются к показателям забастовки 2007–2008 годов. Работа над многими проектами приостановлена: под удар среди прочих попали «Дэдпул 3», «Гладиатор 2» и новые сезоны сериалов «Андор» и «Доктор Кто». Писатели не имеют права дорабатывать сценарии во время съемок — это заморозило ток-шоу и реалити. Актеры не могут заниматься продвижением фильмов на официальных мероприятиях, из-за чего были перенесены вручение премий «Эмми» и «Оскар».
Съемки проекта «Дэдпул 3»
Бунт не затронул только проекты, в которых задействованы иностранцы, и те, работу над которыми успели завершить до старта пикетов. Второй сезон «Дома дракона» продолжают снимать, ведь актеры сериала по большей части британцы и подчиняются контрактам Equity — английского аналога SAG-AFTRA. Новая часть «Колец власти» перешла в стадию постпродакшена буквально за несколько дней до официального объявления о начале забастовки. Пока переговоры в тупике, стриминговые сервисы и кинотеатры выкручиваются как могут, транслируя старый контент и проводя повторные показы классики кино.
«Дом дракона» (сериал, 2022– ...)