ЛОНГРИД

Волшебство на экране: как создавалась графика для сериала «Последний богатырь. Наследие»

Артем Добровольский
Кинолюбитель

«Последний богатырь. Наследие» от START стал одним из самых масштабных проектов российских онлайн-кинотеатров, начиная от географии съемок и размаха декораций и заканчивая постановкой трюков и визуальными эффектами. Если бы компьютерной графикой для сериала* занимался один человек, на работу у него бы ушло 80 лет.

Масштабный блокбастер
8 ноября вышли все эпизоды сериального блокбастера, который расширил вселенную фильмов об Иване Муромце и Белогорье. Над компьютерной графикой для проекта трудились более 100 специалистов, которые создали 10 цифровых персонажей, а на постпродакшен ушло 350 тысяч часов. Подробнее о работе над сериалом рассказали режиссер-постановщик Антон МасловПоехавшая», «Вампиры средней полосы») и супервайзер компьютерной графики студии Film Direction Александр Пригорный («Союз спасения», «Эпидемия», «Мастер и Маргарита», «Майор Гром: Игра»).
Первоначальный замысел авторов вернуться во вселенную Белогорья и рассказать историю дочерей Ивана не уместился в привычный зрителю формат полного метра. В результате на создание сериала из восьми часовых эпизодов потребовалось четыре года, из которых целый год ушел на постпродакшен и компьютерную графику.
«Такой объемной, интересной и ответственной работы на постпродакшене у нас еще не было. В некоторых сериях графика составляет 80 % экранного времени. На монтаже, например, нам надо было придумать, как визуально происходит волшебство. Если бы графикой занимался один человек, на работу над проектом у него бы ушло 80 лет».
Антон Маслов
Режиссер-постановщик чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Режиссер Антон Маслов на съемках сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
Все начинается со сценария
На подготовительном этапе CGI-команда (Computer-generated imagery — «изображения, сгенерированные компьютером». — Прим. ред.) вместе с шоураннерами проводит детальный анализ сценария, обсуждает режиссерское видение, планирует объем работ над графикой. Где-то приходится оптимизировать подход, поскольку не все, что можно предложить, реализуемо на практике ввиду временных и финансовых ограничений.
Во время съемок CGI-супервайзер, главный человек по компьютерной графике, находится в режиме сбора материала, консультирует съемочную группу и актеров. На площадке важно отследить все, что связано со светом, бликами, отражениями, и сделать замеры для дальнейшей работы на производстве и монтаже, чтобы финальная картинка выглядела естественно.
Часто, чтобы уложиться в сроки, приходится начинать работу над сложными элементами заранее. Так было и с сериалом «Последний богатырь. Наследие»: цифровое окружение Белогорья и волшебные артефакты (ледяные посох и лук колдуна Северина) специалисты разрабатывали еще до завершения съемок.
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
Для сериала было создано десять CGI-персонажей, и на съемочной площадке можно было наблюдать, как в кадре герой разговаривает с невидимыми существами. Для актера работать с графическими элементами сложно: важно чувствовать расположение всех действующих лиц, направление их движений, взаимодействовать без живой обратной связи. Например, вместо Колобка выставлялась объемная реалистичная копия, а иногда просто синий шар.
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
Самая долгая и скрупулезная часть — постпродакшен. Если съемки занимают полгода, то на монтаж и отрисовку уходит в два раза больше времени. Процесс работы над одним кадром с графикой может растянуться до 500 итераций: всегда будет что поправить, убрать или докрутить. Например, для эпизода в Третьяковской галерее специалистам даже пришлось погрузиться в тему вязания, чтобы добиться достоверности в изображении музейных смотрительниц-паучих.
Как новые технологии влияют на CGI?
Сегодня в кино можно реалистично нарисовать все что угодно — необходимо только иметь современное ПО, мощный графический процессор, время и соответствующих специалистов. Например, на рендеринг сцены с множеством эффектов и сложной графикой могут уйти недели или даже месяцы. Чтобы ускорить процесс, большие CGI-студии используют так называемые рендер-фермы — кластеры мощных компьютеров, которые параллельно работают над разными частями одной сцены.
«Раньше мы шутили, мол, вау, автомаска, а сейчас технология захвата движения применяется практически повсеместно. Работать с ней сложно, но, когда все получается, на выходе мы видим пугающе крутой результат. Думаю, уже через пару лет индустрию ждут новые перемены, и это даже к лучшему. Чем меньше технической работы будет лежать на специалисте, тем больше у него будет креативной свободы».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Александр Пригорный, супервайзер компьютерной графики сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
С развитием искусственного интеллекта и нейросетей все больше процессов удается автоматизировать. Появляются такие инструменты, как рендеринг в реальном времени и виртуальные съемочные площадки (virtual production), которые дают представление о том, как будет выглядеть кадр с графикой уже во время съемок. При работе над сериалом «Последний богатырь. Наследие» команда опиралась на превизуализацию, то есть упрощенный видеоряд с элементами анимации, построенный на раскадровке. Это давало верное направление на съемках и позволяло корректно выстраивать сцены (например, в эпизоде с китами из мыльных пузырей).
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
По мнению Пригорного, самой сложной задачей сейчас остается создание крупного плана цифрового дублера.
«Дело в том, что у людей очень большая насмотренность на лица и мы моментально замечаем любое несовершенство. Даже если вы не можете объяснить, в чем конкретно дело, ваш мозг сразу сигнализирует: что-то не так, это лицо выглядит иначе».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Возможно ли современное кино без CGI?
«Я наблюдаю, как иногда происходит перекос и какой-нибудь дракон или динозавр продюсерам кажется важнее сценария. Да, CGI помогает более эмоционально и зрелищно рассказать хорошую историю, но нельзя забывать о первооснове. Прежде чем что-то нарисовать, надо понимать, что это будет, как оно будет действовать и что за этим стоит».
Антон Маслов
Режиссер-постановщик чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Благодаря CGI на экране зрители могут наблюдать фотореалистичных персонажей, фантастических существ и воображаемые миры, которые невозможно и непрактично снимать традиционными методами. Графика помогает снижать стоимость и риски в экстремальных сценах, в то же время повышая гибкость на этапе монтажа. С другой стороны, чрезмерное использование графики в некотором роде бросает вызов создателям, поскольку способно сместить акцент с драматургии в сторону сугубо визуальной составляющей.
«Сейчас в кадре можно изменить вообще все или даже нарисовать с нуля, но важно помнить, что сам по себе CGI — это инструмент для создания новых удивительных изображений. Без графики кино визуально выглядело бы более пресно, но было бы богаче идейно. Думаю, секрет лежит в верном балансе вещей».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
Что необходимо, чтобы начать работать в CGI?
Александр Пригорный убежден, что художественное образование — сильный козырь в киноиндустрии. С ним проще ориентироваться в вопросах композиции, перспективы, светотени, ракурсов. Также начинающим специалистам помогут насмотренность в жизни и в кино, английский язык — на нем базируется весь софт и на нем же говорят эксперты, а еще — терпение, настойчивость и желание постоянно учиться новому.
«Как ни странно это прозвучит, но главное — любовь. Графика — процесс с глубоким погружением. Без любви не получится уделять ему столько сил и внимания, сколько необходимо, и это будет заметно. Однажды старший товарищ научил меня одной известной мудрости: “Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни”».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.