Масштабный блокбастер
8 ноября вышли все эпизоды сериального блокбастера, который расширил вселенную фильмов об Иване Муромце и Белогорье. Над компьютерной графикой для проекта трудились более 100 специалистов, которые создали 10 цифровых персонажей, а на постпродакшен ушло 350 тысяч часов. Подробнее о работе над сериалом рассказали режиссер-постановщик Антон Маслов («Поехавшая», «Вампиры средней полосы») и супервайзер компьютерной графики студии Film Direction Александр Пригорный («Союз спасения», «Эпидемия», «Мастер и Маргарита», «Майор Гром: Игра»).
Первоначальный замысел авторов вернуться во вселенную Белогорья и рассказать историю дочерей Ивана не уместился в привычный зрителю формат полного метра. В результате на создание сериала из восьми часовых эпизодов потребовалось четыре года, из которых целый год ушел на постпродакшен и компьютерную графику.
«Такой объемной, интересной и ответственной работы на постпродакшене у нас еще не было. В некоторых сериях графика составляет 80 % экранного времени. На монтаже, например, нам надо было придумать, как визуально происходит волшебство. Если бы графикой занимался один человек, на работу над проектом у него бы ушло 80 лет».
Антон Маслов
Режиссер-постановщик чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Режиссер Антон Маслов на съемках сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
Все начинается со сценария
На подготовительном этапе CGI-команда (Computer-generated imagery — «изображения, сгенерированные компьютером». — Прим. ред.) вместе с шоураннерами проводит детальный анализ сценария, обсуждает режиссерское видение, планирует объем работ над графикой. Где-то приходится оптимизировать подход, поскольку не все, что можно предложить, реализуемо на практике ввиду временных и финансовых ограничений.
Во время съемок CGI-супервайзер, главный человек по компьютерной графике, находится в режиме сбора материала, консультирует съемочную группу и актеров. На площадке важно отследить все, что связано со светом, бликами, отражениями, и сделать замеры для дальнейшей работы на производстве и монтаже, чтобы финальная картинка выглядела естественно.
Часто, чтобы уложиться в сроки, приходится начинать работу над сложными элементами заранее. Так было и с сериалом «Последний богатырь. Наследие»: цифровое окружение Белогорья и волшебные артефакты (ледяные посох и лук колдуна Северина) специалисты разрабатывали еще до завершения съемок.
Для сериала было создано десять CGI-персонажей, и на съемочной площадке можно было наблюдать, как в кадре герой разговаривает с невидимыми существами. Для актера работать с графическими элементами сложно: важно чувствовать расположение всех действующих лиц, направление их движений, взаимодействовать без живой обратной связи. Например, вместо Колобка выставлялась объемная реалистичная копия, а иногда просто синий шар.
Съемки сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
Самая долгая и скрупулезная часть — постпродакшен. Если съемки занимают полгода, то на монтаж и отрисовку уходит в два раза больше времени. Процесс работы над одним кадром с графикой может растянуться до 500 итераций: всегда будет что поправить, убрать или докрутить. Например, для эпизода в Третьяковской галерее специалистам даже пришлось погрузиться в тему вязания, чтобы добиться достоверности в изображении музейных смотрительниц-паучих.
Как новые технологии влияют на CGI?
Сегодня в кино можно реалистично нарисовать все что угодно — необходимо только иметь современное ПО, мощный графический процессор, время и соответствующих специалистов. Например, на рендеринг сцены с множеством эффектов и сложной графикой могут уйти недели или даже месяцы. Чтобы ускорить процесс, большие CGI-студии используют так называемые рендер-фермы — кластеры мощных компьютеров, которые параллельно работают над разными частями одной сцены.
«Раньше мы шутили, мол, вау, автомаска, а сейчас технология захвата движения применяется практически повсеместно. Работать с ней сложно, но, когда все получается, на выходе мы видим пугающе крутой результат. Думаю, уже через пару лет индустрию ждут новые перемены, и это даже к лучшему. Чем меньше технической работы будет лежать на специалисте, тем больше у него будет креативной свободы».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Александр Пригорный, супервайзер компьютерной графики сериала «Последний богатырь. Наследие» (2024)
С развитием искусственного интеллекта и нейросетей все больше процессов удается автоматизировать. Появляются такие инструменты, как рендеринг в реальном времени и виртуальные съемочные площадки (virtual production), которые дают представление о том, как будет выглядеть кадр с графикой уже во время съемок. При работе над сериалом «Последний богатырь. Наследие» команда опиралась на превизуализацию, то есть упрощенный видеоряд с элементами анимации, построенный на раскадровке. Это давало верное направление на съемках и позволяло корректно выстраивать сцены (например, в эпизоде с китами из мыльных пузырей).
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
По мнению Пригорного, самой сложной задачей сейчас остается создание крупного плана цифрового дублера.
«Дело в том, что у людей очень большая насмотренность на лица и мы моментально замечаем любое несовершенство. Даже если вы не можете объяснить, в чем конкретно дело, ваш мозг сразу сигнализирует: что-то не так, это лицо выглядит иначе».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Возможно ли современное кино без CGI?
«Я наблюдаю, как иногда происходит перекос и какой-нибудь дракон или динозавр продюсерам кажется важнее сценария. Да, CGI помогает более эмоционально и зрелищно рассказать хорошую историю, но нельзя забывать о первооснове. Прежде чем что-то нарисовать, надо понимать, что это будет, как оно будет действовать и что за этим стоит».
Антон Маслов
Режиссер-постановщик чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Благодаря CGI на экране зрители могут наблюдать фотореалистичных персонажей, фантастических существ и воображаемые миры, которые невозможно и непрактично снимать традиционными методами. Графика помогает снижать стоимость и риски в экстремальных сценах, в то же время повышая гибкость на этапе монтажа. С другой стороны, чрезмерное использование графики в некотором роде бросает вызов создателям, поскольку способно сместить акцент с драматургии в сторону сугубо визуальной составляющей.
«Сейчас в кадре можно изменить вообще все или даже нарисовать с нуля, но важно помнить, что сам по себе CGI — это инструмент для создания новых удивительных изображений. Без графики кино визуально выглядело бы более пресно, но было бы богаче идейно. Думаю, секрет лежит в верном балансе вещей».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»
Что необходимо, чтобы начать работать в CGI?
Александр Пригорный убежден, что художественное образование — сильный козырь в киноиндустрии. С ним проще ориентироваться в вопросах композиции, перспективы, светотени, ракурсов. Также начинающим специалистам помогут насмотренность в жизни и в кино, английский язык — на нем базируется весь софт и на нем же говорят эксперты, а еще — терпение, настойчивость и желание постоянно учиться новому.
«Как ни странно это прозвучит, но главное — любовь. Графика — процесс с глубоким погружением. Без любви не получится уделять ему столько сил и внимания, сколько необходимо, и это будет заметно. Однажды старший товарищ научил меня одной известной мудрости: “Найди себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни”».
Александр Пригорный
Супервайзер компьютерной графики чудо-сериала START «Последний богатырь. Наследие»