Как выбирают места съемок
Работа локейшен-менеджера требует внимательности, усидчивости и готовности ездить очень далеко. Даже если все параметры объекта подходят идеально, нужно еще и ухитриться договориться с владельцами места. Спойлер: далеко не все хотят пускать большую и шумную съемочную группу, которая кругом наклеит тейпы и все переставит. Если речь идет о коммерческом заведении вроде кафе или магазина, то придется еще и закрываться на несколько смен. Кроме того, иногда с локацией что-то может случиться, и прямо в день съемки надо будет искать новое помещение.
«Любой проект начинается с чтения сценария и обсуждения с творческой группой — режиссером, оператором, художником — пожеланий: характера локации, географии, настроения, цветовой гаммы и других параметров. Затем я провожу большую работу по подбору и предложению пространств. Команда выбирает самые подходящие и едет их смотреть. Потом место утверждают, мы согласовываем дату и время и в назначенный день приезжаем. Были случаи, когда владельцы объектов перед съемкой отказывались пускать группу. Причины разные: заболел, срочно понадобилось уехать или просто передумал. В таком случае ситуацию нужно спасать, быстро подбирать замену. Ведь за тобой весь съемочный коллектив: на этот день вызваны актеры, заказано много техники».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
Далеко не всегда сериалы и фильмы снимают в заявленных городах. Если действие происходит где-то в Сибири, не факт, что группа будет выезжать в тайгу: подходящую локацию можно найти и ближе к студии, чтобы была возможность привезти всю команду и необходимую технику. Иногда в картине и вовсе фигурируют несуществующие пространства — как, например, в сериале «Инспектор Гаврилов», герои которого живут в вымышленном Усть-Шахтинске.
«Съемки проходили в Москве и Московской области. Практически вся натура, атмосфера Усть-Шахтинска снималась в Тульской области. Все локации в сериале настоящие, кроме кафе “Виктория” — его мы построили с нуля на главной площади города в Тульской области. А интерьер ОВД снимали полностью в павильоне в столице».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
Фантастические места и где они обитают
Порой перед авторами стоят более амбициозные задачи — найти место, которого не существует в природе. Конечно, можно использовать графику и видеостены, как делают в супергеройском кино, но иногда этого недостаточно. Например, для «Игры престолов» Королевскую гавань снимали в Жироне, а школой волшебства из «Гарри Поттера» стал на время колледж Крайст-Черч. Российская сказка «Последний богатырь» создавалась в предгорьях Кавказа, где авторам удалось найти фантастические пейзажи, а альтернативный мир «Караморы» вполне вписался в реальный Санкт-Петербург. Футуристичное пространство сериала «Два холма» воссоздавалось в современном Краснодаре, где нашелся тот самый парк Галицкого, словно выстроенный правительницами будущего.
Локации для съемок фантастики искать, пожалуй, труднее всего: они должны отвечать духу нереальной эпохи, существующей лишь на бумаге, и становиться проводниками в параллельный мир. Когда фильмы уже обретают любовь зрителей, тысячи фанатов отправляются на места съемок, чтобы прикоснуться к сказочной реальности и ощутить себя волшебниками, магическими созданиями или могучими воинами. Сама атмосфера выбранной локации в этом случае должна быть пропитана фантазиями. Оказавшись на озере Комо, невозможно не ощутить себя на планете Набу из «Звездных войн», а увидев туманные скалы парка Чжанцзяцзе, начинаешь невольно искать глазами ящеров-икранов из «Аватара».
Дыхание истории
Для съемок исторических драм авторы стараются использовать настоящие объекты. Если речь идет о дворцах, как в «Великой» или «Марии-Антуанетте», создатели договариваются, чтобы хотя бы часть ленты была снята в реальных декорациях. Действие «Чернобыля» происходит не в такую далекую от современности эпоху, но команде Крэйга Мэйзина все же пришлось потрудиться, чтобы воссоздать город, которого больше нет. Работая над прошлым, локейшен-менеджерам нужно включать смекалку и фантазию, вспоминать историю определенной эпохи.
«Локейшен работает в очень тесном контакте с художником, практически не расстается. Мы обсуждаем, что можно взять за основу и лишь дополнить декором или, наоборот, очистить от настоящего времени, чтобы приблизить к нужному историческому моменту. Также совместно с художником выезжаем на подбор локаций, а потом предлагаем режиссеру наиболее подходящие».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
Не так давно весь интернет обсуждал знакомые с детства ковры на стенах, бабушкин сервиз, гаражи и дворы: все эти объекты стали частью вселенной «Слова пацана», действие которого происходит в конце 80-х. Пока выходил сериал, многие фанаты даже делились в соцсетях своими фотографиями того времени, где можно было встретить те же олимпийки, такие же подъезды, интерьеры квартир, вывески магазинов и прочее. Показанные авторами локации отозвались в сердцах зрителей, люди разглядели в позднесоветских декорациях родные места.
В Усть-Шахтинске из сериала «Инспектор Гаврилов» тоже много знакомых россиянам мест: единственное городское кафе, где и дни рождения отмечают, и на свадьбах дерутся, остановка с бомбилами и маленькие магазинчики, в которых отпускают в долг. Этот город как будто оказался вне времени и пространства: там живут отзывчивые люди, которые даже вора готовы принять и полюбить.
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
К самому сердцу
Мы уже говорили о том, как сильно интерьер влияет на характер персонажей и наше восприятие сюжета, но не стоит также забывать о том, какой талант нужен, чтобы подобное место найти, а затем превратить в живой киномир. Порой локации для съемок бывают необычными и даже пугающими: пространство МКС на орбите Земли в «Вызове», бездонная пещера Ласточек в «Санктуме», иорданская пустыня Вади-Рам в «Дюне», скалы Северной Осетии в «Прямом эфире». Чаще всего мы видим быт людей и нисколько не сомневаемся в реальности происходящего на экране благодаря органичности пространства, вписанного в киноповествование.
«Сценарий показывает характер фильма, а мы максимально близко к нему делаем подборку локаций. Но перед этим творческий коллектив придумывает, как тот или иной объект должен выглядеть».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
Мало того что идеальная локация должна быть удобной для размещения всей съемочной группы и подходить под описание из сценария, она еще и становится одним из знаковых элементов фильма. Площадка в этом случае не столько отражение реальности, сколько портал для выхода из нее в какое-то другое место. Может, так и выглядит мультивселенная? Общаясь с нами через реальные объекты, она ведет нас в миры кинематографа, где каждое прикосновение дарит новый эскапистский опыт.