ЛОНГРИД

Дворец и бабушкина квартира: как ищут локации для съемок

Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Роскошные замки или полуразрушенные домики, стеклянные офисные муравейники или квартиры с высоченными потолками и лепниной. Локации, которые мы видим в фильмах, — это не всегда нарисованные модельки или хитро выстроенные павильоны. Найти нужное место для съемок — и доступное, и отвечающее сценарию, и подходящее персонажам, — задача нелегкая. Этим в кино занимаются локейшен-менеджеры. В «Инспекторе Гаврилове», вышедшем на START, как раз немало интересных пространств, вызывающих чувство ностальгии и дополняющих историю горе-полицейского. Как подбирают места для съемок, какую сюжетную роль они играют и что может сообщить о персонажах локация, рассказываем в нашем материале.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Как выбирают места съемок
Работа локейшен-менеджера требует внимательности, усидчивости и готовности ездить очень далеко. Даже если все параметры объекта подходят идеально, нужно еще и ухитриться договориться с владельцами места. Спойлер: далеко не все хотят пускать большую и шумную съемочную группу, которая кругом наклеит тейпы и все переставит. Если речь идет о коммерческом заведении вроде кафе или магазина, то придется еще и закрываться на несколько смен. Кроме того, иногда с локацией что-то может случиться, и прямо в день съемки надо будет искать новое помещение.
«Любой проект начинается с чтения сценария и обсуждения с творческой группой — режиссером, оператором, художником — пожеланий: характера локации, географии, настроения, цветовой гаммы и других параметров. Затем я провожу большую работу по подбору и предложению пространств. Команда выбирает самые подходящие и едет их смотреть. Потом место утверждают, мы согласовываем дату и время и в назначенный день приезжаем. Были случаи, когда владельцы объектов перед съемкой отказывались пускать группу. Причины разные: заболел, срочно понадобилось уехать или просто передумал. В таком случае ситуацию нужно спасать, быстро подбирать замену. Ведь за тобой весь съемочный коллектив: на этот день вызваны актеры, заказано много техники».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
Далеко не всегда сериалы и фильмы снимают в заявленных городах. Если действие происходит где-то в Сибири, не факт, что группа будет выезжать в тайгу: подходящую локацию можно найти и ближе к студии, чтобы была возможность привезти всю команду и необходимую технику. Иногда в картине и вовсе фигурируют несуществующие пространства — как, например, в сериале «Инспектор Гаврилов», герои которого живут в вымышленном Усть-Шахтинске.
«Съемки проходили в Москве и Московской области. Практически вся натура, атмосфера Усть-Шахтинска снималась в Тульской области. Все локации в сериале настоящие, кроме кафе “Виктория” — его мы построили с нуля на главной площади города в Тульской области. А интерьер ОВД снимали полностью в павильоне в столице».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
Фантастические места и где они обитают
Порой перед авторами стоят более амбициозные задачи — найти место, которого не существует в природе. Конечно, можно использовать графику и видеостены, как делают в супергеройском кино, но иногда этого недостаточно. Например, для «Игры престолов» Королевскую гавань снимали в Жироне, а школой волшебства из «Гарри Поттера» стал на время колледж Крайст-Черч. Российская сказка «Последний богатырь» создавалась в предгорьях Кавказа, где авторам удалось найти фантастические пейзажи, а альтернативный мир «Караморы» вполне вписался в реальный Санкт-Петербург. Футуристичное пространство сериала «Два холма» воссоздавалось в современном Краснодаре, где нашелся тот самый парк Галицкого, словно выстроенный правительницами будущего.
«Последний богатырь» (2017)
«Последний богатырь» (2017)
«Последний богатырь» (2017)
«Последний богатырь» (2017)
«Карамора» (сериал, 2022)
«Карамора» (сериал, 2022)
«Карамора» (сериал, 2022)
«Карамора» (сериал, 2022)
Локации для съемок фантастики искать, пожалуй, труднее всего: они должны отвечать духу нереальной эпохи, существующей лишь на бумаге, и становиться проводниками в параллельный мир. Когда фильмы уже обретают любовь зрителей, тысячи фанатов отправляются на места съемок, чтобы прикоснуться к сказочной реальности и ощутить себя волшебниками, магическими созданиями или могучими воинами. Сама атмосфера выбранной локации в этом случае должна быть пропитана фантазиями. Оказавшись на озере Комо, невозможно не ощутить себя на планете Набу из «Звездных войн», а увидев туманные скалы парка Чжанцзяцзе, начинаешь невольно искать глазами ящеров-икранов из «Аватара».
«Аватар» (2009)
«Аватар» (2009)
Дыхание истории
Для съемок исторических драм авторы стараются использовать настоящие объекты. Если речь идет о дворцах, как в «Великой» или «Марии-Антуанетте», создатели договариваются, чтобы хотя бы часть ленты была снята в реальных декорациях. Действие «Чернобыля» происходит не в такую далекую от современности эпоху, но команде Крэйга Мэйзина все же пришлось потрудиться, чтобы воссоздать город, которого больше нет. Работая над прошлым, локейшен-менеджерам нужно включать смекалку и фантазию, вспоминать историю определенной эпохи.
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Мария-Антуанетта» (2006)
«Локейшен работает в очень тесном контакте с художником, практически не расстается. Мы обсуждаем, что можно взять за основу и лишь дополнить декором или, наоборот, очистить от настоящего времени, чтобы приблизить к нужному историческому моменту. Также совместно с художником выезжаем на подбор локаций, а потом предлагаем режиссеру наиболее подходящие».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
Не так давно весь интернет обсуждал знакомые с детства ковры на стенах, бабушкин сервиз, гаражи и дворы: все эти объекты стали частью вселенной «Слова пацана», действие которого происходит в конце 80-х. Пока выходил сериал, многие фанаты даже делились в соцсетях своими фотографиями того времени, где можно было встретить те же олимпийки, такие же подъезды, интерьеры квартир, вывески магазинов и прочее. Показанные авторами локации отозвались в сердцах зрителей, люди разглядели в позднесоветских декорациях родные места.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
В Усть-Шахтинске из сериала «Инспектор Гаврилов» тоже много знакомых россиянам мест: единственное городское кафе, где и дни рождения отмечают, и на свадьбах дерутся, остановка с бомбилами и маленькие магазинчики, в которых отпускают в долг. Этот город как будто оказался вне времени и пространства: там живут отзывчивые люди, которые даже вора готовы принять и полюбить.
«Инспектор Гаврилов» (сериал, 2024)
К самому сердцу
Мы уже говорили о том, как сильно интерьер влияет на характер персонажей и наше восприятие сюжета, но не стоит также забывать о том, какой талант нужен, чтобы подобное место найти, а затем превратить в живой киномир. Порой локации для съемок бывают необычными и даже пугающими: пространство МКС на орбите Земли в «Вызове», бездонная пещера Ласточек в «Санктуме», иорданская пустыня Вади-Рам в «Дюне», скалы Северной Осетии в «Прямом эфире». Чаще всего мы видим быт людей и нисколько не сомневаемся в реальности происходящего на экране благодаря органичности пространства, вписанного в киноповествование.
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Прямой эфир» (2023)
«Прямой эфир» (2023)
«Прямой эфир» (2023)
«Прямой эфир» (2023)
«Сценарий показывает характер фильма, а мы максимально близко к нему делаем подборку локаций. Но перед этим творческий коллектив придумывает, как тот или иной объект должен выглядеть».
Екатерина Гусаревич
Локейшен-менеджер
Мало того что идеальная локация должна быть удобной для размещения всей съемочной группы и подходить под описание из сценария, она еще и становится одним из знаковых элементов фильма. Площадка в этом случае не столько отражение реальности, сколько портал для выхода из нее в какое-то другое место. Может, так и выглядит мультивселенная? Общаясь с нами через реальные объекты, она ведет нас в миры кинематографа, где каждое прикосновение дарит новый эскапистский опыт.
В главных ролях: Виктор Добронравов, Екатерина Стулова, Наталья Земцова
Режиссер: Кирилл Васильев
Смотреть