Расскажите о чувствах, когда вы узнали, что по вашему роману снимут сериал.
Радость. Но экранизация была неизбежна. START стал четвертой кинокомпанией, от которой поступило предложение. Решение сотрудничать со START далось мне нелегко, так как я всегда мечтала о полном метре. Однако сила убеждения Иры Сосновой и Дарьи Мороз сделала свое дело. Но рыдала я взахлеб, когда передала права. Словно ваш ребенок вырос и ушел во взрослую жизнь.
Вы выступали в качестве консультанта сериала. В чем заключалась ваша работа?
Утверждение сценария, подтягивание портретов героев, исправление явных ошибок в приемах манипуляции и разработка некоторых сюжетных линий. Я смотрю на историю сериала как на новую форму трилогии, не сравнивая ее с книгой, а только усиливая творческий поток команды.
Расскажите о перевыпуске вашего романа и
аудиоверсии книги издательством «Эксмо». Как проходила совместная работа с Дарьей Мороз?
Даша — крестная мама «Жить жизнь», так как она прочитала книгу и спросила меня в социальной сети, не переданы ли права на экранизацию. Мы с ней пережили сценарий первого сезона, съемки и запуск. Так что, когда появилась идея поучаствовать в аудиоверсии и написать блёрб для обложки (описание книги на ее задней стороне), я однозначно предложила Дашу.
Ваша книга вышла в свет почти десять лет назад и оказалась бестселлером. Позже был создан сериал, первый сезон которого сразу стал самым успешным на тот момент запуском для онлайн-кинотеатра START. Как вы думаете, почему эта тема до сих пор актуальна?
В июле девять лет первой книге. Получается, подготовка и съемки заняли два года перед выходом первого сезона. Кино — трудоемкий процесс.
Я думаю, есть несколько факторов успеха. Первый: тема болезненных отношений вечна, пока люди ищут адреналиновую псевдолюбовь вместо истинной. Но я впервые подняла в книге тему распознавания психологического подавления, и, видимо, аудитории оказалось важно обрести свободу от манипуляции. Второй: каждый мой читатель хотел увидеть героев на экране. Третий: кастинг, сценарий и профессионализм режиссера, актеров и, в первую очередь, продюсеров. Мы смогли создать этот результат своей любовью к «Жить жизнь», и поэтому сериал имеет терапевтический эффект.
Особенность
экранизаций, съемок по литературной основе заключается в том, что кинематографический процесс всегда рождает другое произведение. Что, на ваш взгляд, сериал привнес в историю? Какие моменты он подсветил наиболее ярко? А что вы увидели абсолютно нового, не от вашего мира?
Когда я писала сценарий полного метра, родилась идея пикаперского клуба, поэтому ее экранное воплощение для меня не было новым. То, что мне по-настоящему понравилось, — это трансформация линии Стаса (Юрий Чурсин). Однозначно книги более жизненные и более ассоциируемые с реальностью каждого читателя. Сериал же — эмоциональный концентрат максимального действия, что правильно для этого вида искусства. Я в восторге от финала первого сезона и от того, что во втором мы продолжим удивлять.
Анна, героиня книги и сериала «Жить жизнь», носит ваше имя и фамилию. Насколько этот роман — ваша личная история?
Дело в том, что я не выбираю имена героев, они сами решают. Если имя не то, персонажи не говорят. Анна изначально в книге была Олей, но она молчала, а заговорила только тогда, когда стала Анной, потом — Анной Богинской. В момент написания романа меня это не волновало, так как я планировала его издавать под мужским псевдонимом. Но в результате цепочки событий приняла решение выпускать под своим.
Я понимала, что подхожу к границе между реальностью и иллюзией. Выдержит ли этот тонкий лед — зависит только от любви аудитории к героине. Я романист, все мои персонажи — это я, и для меня огромная честь как для автора, что читатель убежден в реальности событий. Значит, мне удалось создать подлинный мир с настоящими героями.
Как вы относитесь к работе
Любови Аксёновой? Насколько она воплощает характер и образ персонажа и что привносит нового, на ваш взгляд?
Анна в исполнении Любы не похожа на героиню моих книг — хотя бы потому, что моя Анна не была жертвой абьюза и не имела попыток суицида. Именно поэтому в романе история манипуляции для героини длится 40 дней, а для нее и Стаса в сериале — годы. Они разные.
Но Анна — это собирательный образ жертвы психологического насилия, мощность удара молотка по психике может быть разной. То, что мы показываем в сериале, — не самые страшные варианты, еще есть физическое, сексуальное насилие, из-за которого женщины буквально гибнут во всем мире каждый день.
Люба великолепна в роли Анны. У нее есть подруги Рита (Дарья Мороз), Катя (Юлия Джулай), Оля (Анастасия Крылова) и муж Стас (Юрий Чурсин) — психопат. У героини книги другие подруги, они более взрослые. Естественно, с ними нет никакой манипуляции. Стас в романе умер и не был психопатом.
Несмотря на то что Анна — главная героиня, мы так и не узнаём, кто она. Ей 30, она успешна, работает маркетологом, занималась искусством — как будто бы собирательный образ. Создатели сериала придумали визуальный мир — появились воздушная
одежда, корсеты, растрепанные волосы, — но это скорее отражение мира внутреннего. Что расскажете вы об этой героине, кто она такая?
Я думаю, что зритель не имеет ответа на этот вопрос, потому что его еще нет. Вводных данных недостаточно. Посмотрим, как изменится героиня во втором сезоне. Но подозреваю, что понять ее мы сможем только по окончании третьего.
Даже я, зная сценарий, не имею ответа на этот вопрос, так как кинематограф — искусство, где работа режиссера и актера может создать совершенно иную эмоцию, а следовательно, и мысль. Мы знаем факты о героине, но пока не понимаем ее личность и что ей движет. Нам предстоит это выяснить.
Давайте поговорим о других персонажах, представленных в сериале. Ваше любимое мужское воплощение? Женское?
Признаюсь, что идеально подобранными персонажами с точки зрения моей книги являются Матвей (Роман Васильев) и Костя (Владислав Ценев) — это стопроцентное попадание в моих героев.
Еще когда была подростком и смотрела «Хироманта» с Юрой Чурсиным, я думала: «Если когда-нибудь по моей книге будут снимать фильм, то я бы хотела, чтобы главного героя сыграл Юра». И когда я увидела каст... Чурсин не похож на Стаса из романа, но он лучший Стас для меня в экранизации. Однозначно каждый актер открыл новые грани себя. Интересно, что, пересматривая сериал, вы замечаете много свежих деталей, которые затерялись в эмоциях от первого просмотра.
Литературная основа сериала дополнилась стихотворениями
Даниила Воробьева, исполняющего роль Владислава, лидера клуба пикаперов. Как вам такой эксперимент и его воплощение роли в целом?
Данила — моя любовь, я посвятила его герою серию постов. Однозначно он сделал клуб запоминающимся. Но в большинстве своем гуру пикапа — несколько иные персонажи, поэтому его образ профессиональные манипуляторы часто называют комичным. Для меня же Влад стал открытием, даром судьбы и главной неожиданностью. Это пример того, как сценарный герой способен отличаться от экранного.
«Жить жизнь» погружает в мир
пикапа. Сериал подробно воссоздает визуальную атмосферу этого сообщества как некоего закрытого клуба. Знакомы ли вы с такими организациями? Насколько реалистично они переданы в ленте и книге? Или это скорее романтизация?
Если мы говорим о публичных клубах, то, конечно, романтизация. Если о ребятах, которые в 20 лет познакомились в школе пикапа и прошли совместный путь от пацанов, бегающих «в поле» (общественное место для знакомства на сленге пикаперов), до респектабельных бизнесменов, спортсменов и пластических хирургов, то, я думаю, клуб в сериале покажется дешевой однушкой на краю галактики... Самые сильные пикаперы не обучают публично, и к ним нельзя попасть в подмастерье, как показано в нашем проекте. Так что реальность несколько отлична от кино.
Вашу книгу называют пособием по распознаванию
манипуляции. Есть ли у вас образование
психолога? Или ваш жизненный и профессиональный опыт привел вас к этой истории?
Я не веду терапию, поэтому не должна быть психологом. Но романистов называю знатоками человеческих душ, и иногда это даже больше. Конечно, мне пришлось стать специалистом по пикапу, НЛП, гипнозу, невербалике и нейропсихологии, чтобы написать то, что читатель найдет в моих книгах: понятные ответы на самые сложные вопросы.
Какой бы вы дали совет людям, которые чувствуют, что подвергаются манипуляции, но не знают, как выйти из этого положения? Какой первый шаг?
Перестать называть любовью то, что ею не является. То, что несет угрозу психологическому, экономическому, физическому и сексуальному здоровью, любовью быть не может. Мы не способны любить человека, который опасен для нас, которому не доверяем. Это зависимость.
Второе: начинайте бороться за себя. Не страшно себя потерять, страшно за себя не бороться, страшно так себе себя и не вернуть. Жертва манипуляции — это ситуационное понятие, а не психологическая характеристика личности.
«Жить жизнь» (сериал, 2023)
Какие художественные и научно-популярные книги и
фильмы в продолжение темы манипуляции вы бы посоветовали?
Трилогию «Жить жизнь» и книгу «Порабощение любовью. Как вернуть себе себя». Из таких авторов, кого я уважаю, кто сделал огромную работу, — это Таня Танк, «Бойся, я с тобой». Она говорит не о профессиональной манипуляции, а о перверзных нарциссах и психопатах.
По теме пикапа не знаю никого. Есть книги, которые обучают пикапу, но они не помогают распознавать профессиональную манипуляцию. Это сложная сфера, надо иметь крепкие знания, чтобы такое понимать и описывать.
Интересная и профессиональная манипуляция представлена в фильме «Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе. Там показан жесткий пикап, который применяется в отношении очень богатых людей, но не объясняется, что это такое. Второй фильм — «Мой король» с Венсаном Касселем. Картина о природных манипуляторах, о перверзном нарциссе.
Содержание сериала и книги противоположно их названию. Вместо проживания жизни герои погружены в паутину манипуляций. В то же время существование без манипуляций невозможно себе представить. Какой ваш посыл — как жить жизнь?
Не соглашусь про книги. (Смеется.) Да и в сериале, верю, героиня научится «жить жизнь». Процитирую книгу: «Анна вышла на улицу. Она сделала глубокий вдох. Солнечное августовское небо наполняло энергией ее тело. Она поняла, что свободна от его игры. Что теперь не нужно ждать его звонков. Его решений. Не нужно ждать его приходов. Что она стала победителем в его игре. И в эту секунду она осознала главное: нет ничего ценнее, чем внутренняя свобода. Настоящая самодостаточность не нуждается в признании со стороны. Чтобы чувствовать свою красоту, ум, величие, совершенно не нужно получать подтверждение от мужчины. Ни одни отношения не должны превращать тебя из ветра в песчинку. Ни один мужчина и отношения с ним не стоят того, чтобы терпеть давление через манипуляцию. Только действия мужчины показывают его истинное отношение. А бездействию нельзя искать оправдания. Лучшее, чем ты можешь быть, — это ветром в состоянии внутренней гармонии и свободы. Жить жизнь. И в этом твоя энергия женщины. Только тогда ты можешь творить и созидать».
©️ Анна Богинская, «Жить жизнь».
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.