Династия
Актерская стезя, кажется, была предначертана Ивану задолго до рождения. Сын Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры и внук Олега Янковского, он родился в атмосфере кино и театра. Правда, по стопам родственников юный Иван пошел не сразу, сначала занявшись спортом. Мальчика интересовал футбол, легкая атлетика, плавание, бокс и немного — подростковое хулиганство.
Впрочем, все это отошло на второй план, когда в 10-летнем возрасте он снялся в фильме «Приходи на меня посмотреть» — совместной работе Михаила Аграновича и Олега Янковского. Роль была небольшая и называлась «мальчик, бросающий корки», но начало было положено, и родители перевели Ивана в Московскую международную киношколу. Затем был ГИТИС и первые выходы на театральную сцену.
На экраны Янковский вернулся только в 2008 году в фильме «Индиго», где сыграл лидера детей со сверхспособностями Андрея. Это был типичный российский триллер нулевых: нескладный, с клиповым монтажом и пафосным сюжетом про супергероев без супергероев — тех заменили популярные в 90-х дети индиго. В общем, развернуться таланту Янковского явно было негде.
Первый успех
А вот следующий проект действительно раскрыл способности актера. Драмеди Михаила Местецкого «Тряпичный союз» в 2014 году с яростью панка прокатилось по российским и международным фестивалям, а на Берлинале фильм чуть было не поймал «Хрустального медведя». Пронзительная история о дружбе и взрослении четверых парней, устроивших на ветхой даче анархистскую республику, вывела в высшие актерские эшелоны сразу два молодых дарования: вместе с Иваном Янковским выстрелил Александр Паль.
Вероятно, в «Тряпичном союзе» Ивана заметил режиссер-аскет Павел Лунгин и пригласил в его следующий фильм «Дама пик» — оперный триллер, своего рода деконструкцию пушкинской классики. Янковскому досталась роль молодого певца Андрея, одержимого жаждой во что бы то ни стало получить партию Германа в готовящейся постановке «Пиковой дамы». Актер рассказывал: чтобы вжиться в образ, за три месяца он переслушал всех оперных певцов, когда-либо игравших Германа. Несмотря на то что в фильме партии героя Ивана дублировал профессиональный исполнитель, на площадке Янковский пел лично. Старания дали плоды — актер получил премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль в кино».
После Лунгина Ивана перехватил другой адепт авторского кино. Юрий Быков искал молодого актера в фильм «Завод» на роль работника, нуждающегося в средствах на лечение больной матери. Социальная драма с элементами боевика была встречена сдержанно благосклонно.
В полный рост
После «Завода» Иван Янковский хлебнул пополам и авторского, и зрительского кино. В 2019 году практически одновременно вышли две совершенно непохожие, но одинаково важные для своего времени картины: комедия «Хандра» Алексея Камынина и триллер «Текст» Клима Шипенко. Роли у Янковского были не сказать чтобы большие, но неоспоримо значительные. У Камынина Иван появляется во сне одного из главных героев, изображая Андрея Тарковского, пересказывающего девушке на вечеринке сюжет фильма «Солярис». Актер невероятно точно попал в образ великого режиссера. В картине Шипенко Янковский сыграл мажора Петра Хазина, антагониста героя Александра Петрова, им убитого. Персонаж Петрова забирает телефон Хазина и на какое-то время будто бы занимает его место. Как и все следующие проекты Шипенко, «Текст» собрал впечатляющую кассу и в очередной раз подтвердил статус Янковского как одного из главных актеров поколения.
Затем, в начале 20-х, наступила эра сериалов. Конечно, Ивана Янковского эта чаша никак не могла миновать. Начал он с «Топей» — мистической ленты, которую многие сравнивают с «Твин Пиксом» Дэвида Линча или «Тьмой» Барана бо Одара. Сюжет вертится вокруг заброшенной полупустой деревни Топи, куда приезжают пятеро молодых людей, каждый в поисках чего-то своего, но все — за чудом. Янковскому досталась роль техномагната Дениса Титова, бравирующего отказом сотрудничать с ФСБ и страдающего от неизлечимой опухоли мозга.
Следующим громким проектом, последовавшим за «Топями» c небольшим перерывом, стал сериал о поисках маньяка на закате СССР. «Фишер» Любови Львовой и Сергея Тарамаева, основанный на леденящей кровь истории серийного убийцы Сергея Головкина, исследует не столько взаимоотношения следователей или путь к поимке негодяя, сколько среду, которая породила чудовище. Иван Янковский играет Евгения Бокова — яркого следователя из Ростова с южным акцентом и крутым нравом. Компанию актеру составили не менее прекрасные Саша Бортич и Александр Яценко, и вместе они олицетворяют разные слои населения на полном ходу несущегося к развалу Союза.
«Слово пацана. Кровь на асфальте»
За 15 лет, что длится его карьера, Иван Янковский не только приобрел известность и статус, но и выработал определенный, ни с чем не сравнимый характер игры и фирменные пластические приемы. В кадре он даже молчит как-то по-особому выразительно, мимикой и движением транслируя больше, чем речью. Совсем скоро зрители смогут увидеть актера в сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте». Проект уже получил три награды на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Иван Янковский и Анастасия Красовская взяли серебро в номинации «Герои “Нового сезона”», а сам сериал стал самым ожидаемым проектом фестиваля, забрав первое место.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
По сюжету перестройка уже шагнула с кремлевских трибун на улицы больших и малых городов. Советский Союз умирает на глазах, и вместе с предчувствием перемен, свободой слова, музыки и цен появляется и свобода от совести, граничащая с беспределом. Пока родители борются за выживание, брошенные всеми дети сбиваются в уличные стаи и «бьются за асфальт». Бьются в буквальном смысле, чтобы контролировать все, что стоит на их земле или передвигается по ней. Среди всеобщей нищеты — внятные правила жизни, поддержка и слово пацана, которое сильнее клятвы. Но дружба и понятие о справедливости все больше смешиваются с насилием и криминалом.
Главный герой Андрей — 14-летний мальчик из интеллигентной семьи, который учится в музыкальной школе и живет с мамой и 5-летней сестрой. Регулярно парень сталкивается с прессингом уличных подростков. Чтобы защитить себя, он заводит дружбу с пацанами. Один из них — 14-летний Марат — становится проводником Андрея и зрителя в сложноустроенный мир улиц. Драки, дискотеки с узнаваемыми хитами 80-х, видеосалоны с «Рэмбо» и «Робокопом», взаимоотношения внутри уличной «семьи», любовь и ненависть, верность и предательство — из таких элементов состоит эта история.