ЛОНГРИД

Кто-кто тут живет: как интерьеры раскрывают характер героев

Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Согласно старому мему, синие занавески в романе — это просто синие занавески, и автор вовсе ничего не хотел ими сказать. Но на самом деле о персонаже может рассказать не только его характер, внешний вид, самооценка и представление о себе, но и жилье — безопасное пространство, где ему комфортно. Интерьер позволяет зрителю глубже понять внутренний мир героя. По рассказам съемочной группы, Андрей Тарковский мог отложить съемки просто из-за того, что стол был покрыт неправильно. Даже скатерть или шторы имеют значение на экране. Какое именно и как считывать послания, зашифрованные в киноинтерьерах, рассказываем в нашем материале.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Удивительно, но самое четкое представление о том, как делается кино, дает советская анимация «Фильм, фильм, фильм!». Это и сценарист, бегающий по потолку, и команда, которая набирается по звонкам, и возведение декораций. Чаще всего интерьеры снимают не в реальных квартирах и домах, а в павильонах, построенных специально для съемок. Цель у этого практическая: команда из двадцати и более человек просто не поместится в обычном помещении, а выставлять световые приборы и камеры будет весьма затруднительно. Но для независимых картин с небольшой группой может подойти и настоящее жилье. Тогда в игру вступает изобретательность режиссера, оператора и гафера, которым предстоит придумывать раскадровки в стесненных условиях.
В любом случае интерьером заранее занимаются художник-постановщик и реквизиторский цех, которые тщательно изучают характер персонажа, проживающего в доме. Для разработки пространства важны профессия героя, его доход, воспоминания, прошлое, отношения с близкими, любимый цвет, привычки, манера двигаться, а также сотни других мелочей. Это большая творческая работа, направленная на то, чтобы мы, зрители, понимали, что же за человек перед нами.
Семейное гнездо
В сериалах «Однажды в Абхазии» и «Бедные Абрамовичи» фигурируют небогато обставленные квартиры, где тем не менее уживаются большие семьи: обои, поклеенные в прошлом веке, советская мебель — например, поцарапанный сервант — и двери, окрашенные на скорую руку.
В «Однажды в Абхазии» мы видим подчеркнутое гостеприимство героев, которые готовы помочь незнакомым людям, попавшим в беду. В доме Теймураза (Теймураз Тания) все стены покрыты узорами, сужающими пространство. Гостиная обставлена в интерьерных традициях южных городов: большой дорогой диван, обтянутый атласом, плотные шторы из сатина, стол из настоящего дерева. Кажется, это явно сделано для того, чтобы все, кто приходит в дом, ощущали спокойствие и радушие хозяев. В жилых комнатах интерьер скромнее: древняя, не отреставрированная мебель, не такие дорогие обои, кровати с тонкими матрасами. Семья Теймураза придерживается традиций и чтит прошлое, память предков, поэтому старинные шкафы вовсе не смущают героев.
«Однажды в Абхазии» (сериал, 2023)
«Однажды в Абхазии» (сериал, 2023)
«Однажды в Абхазии» (сериал, 2023)
«Однажды в Абхазии» (сериал, 2023)
В «Бедных Абрамовичах» о еврейских традициях семья забывает и даже не прикладывает руки к мезузе — свитку с молитвой, крепящемуся к дверному косяку. Квартира героев выполнена в древесных оттенках коричневого и охры — так авторы отсылают к понятию «семейное древо». Беспорядок здесь возведен в абсолют из-за энергичности всех совместно проживающих.
«Бедные Абрамовичи» (сериал, 2023)
«Бедные Абрамовичи» (сериал, 2023)
«Бедные Абрамовичи» (сериал, 2023)
«Бедные Абрамовичи» (сериал, 2023)
«Бедные Абрамовичи» (сериал, 2023)
«Бедные Абрамовичи» (сериал, 2023)
Такой же семейный уютный хаос мы видим и в доме деда Захара из «Против всех»: небогатое деревянное убранство, пожелтевшая скатерть, занавески с рюшами и творческий беспорядок, ассоциирующийся с каждым из родных главного героя. Дом семьи Ларионовых из «Крутой перемены», наоборот, выглядит опустевшим. Пространство кажется слишком большим для Андрея (Никита Ефремов), который проводит в нем время в одиночестве. Все вокруг навевает воспоминания о прошлом, которое уже не вернуть, поэтому герою находиться дома некомфортно.
«Крутая перемена» (сериал, 2023)
«Крутая перемена» (сериал, 2023)
«Крутая перемена» (сериал, 2023)
«Крутая перемена» (сериал, 2023)
«Крутая перемена» (сериал, 2023)
Особняк Корханов в «Зимородке» — образец современной роскоши: в дизайне много натуральных камней, винтажной мебели, плотных дорогих тканей, а также турецких национальных узоров. В общесемейных пространствах ощущается незримое присутствие главы клана — Халиса Аги, отличающегося строгостью, жесткостью и бескомпромиссностью. На контрасте с этим в комнате Ферита отражена его юность и беспечность: всюду новые гаджеты, доминирует серый цвет, напоминающий корпус нового смартфона, на полках расставлены яркие акценты — игрушки и произведения современного искусства.
«Зимородок» (сериал, 2022)
«Зимородок» (сериал, 2022)
«Зимородок» (сериал, 2022)
«Зимородок» (сериал, 2022)
«Зимородок» (сериал, 2022)
«Зимородок» (сериал, 2022)
Пространство одиночества
Дорого не всегда значит много. Недешевая квартира в престижном районе может быть большой и нарочито безвкусной, или минималистичной и технологичной, или скромной и уютной. Пространства, которые окружают главную героиню «Содержанок» Елену (Дарья Мороз), открытые и пустые: в них много воздуха и света, которых персонажу все время не хватает по сюжету. А вот Сашу (Оксана Акиньшина) из «Контейнера», наоборот, всюду преследует полумрак и давящие стены, даже окна дома Вадима напоминают тюремную решетку. Девушка, словно подопытный зверь, содержится в загоне, откуда нет выхода, где она оказалась против своей воли, и это психологически давит на нее еще сильнее, чем козни Марины.
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
«Содержанки» (сериал, 2019–2023)
И Саша, и Елена попали в золотые клетки по воле других людей, они не могут сами выбирать, что их окружает. А вот героиня «Параллельных матерей» Дженис (Пенелопа Крус) всегда держит ситуацию в своих руках. Ее мадридская квартира буквально крепость, которую она выстроила сама. Женщина хранит воспоминания о матери, бережет любимую работу, а новорожденный ребенок словно бы не вписывается в эту стройную жизнь. Режиссер Педро Альмодовар часто добавляет в интерьеры оттенки красного и белого, а его героини нередко живут в домах с цветущими верандами — так он приправляет их образы нежностью, гармонизирующей взрывные характеры его женщин.
«Параллельные матери» (2021)
«Параллельные матери» (2021)
«Параллельные матери» (2021)
«Параллельные матери» (2021)
На контрасте рассмотрим жилье еще одной сильной и независимой героини — Селин (Жюли Дельпи) из трилогии «Перед...» Ричарда Линклейтера. Во втором фильме «Перед закатом» мы впервые видим квартиру девушки в Париже. Пространство совсем небольшое, но каждая деталь в нем говорит о Селин: книги, пластинки, гитара, маленькая кухня, картины на стенах и даже окно в уютный двор. Попав в такое место, сразу думаешь об интеллигентной женщине, которой не чужды левые и феминистские взгляды, которая любит проводить время в одиночестве и редко, но умело готовит.
«Перед закатом» (2004)
«Перед закатом» (2004)
«Перед закатом» (2004)
«Перед закатом» (2004)
Комната подростка
Не у всех подростков есть своя комната, но в кино она обычно бывает. Помимо того что пространство говорит об увлечениях человека, оно еще и показывает его отношения с родителями, ведь не в каждой семье дети имеют право подстраивать жилищные условия под себя. Так, например, в «Новеньком» у Максима (Глеб Калюжный) нет своего места в доме — все вокруг подчиняется правилам мамы. Поэтому ареалом обитания героя и становятся серые заброшки, куда даже заходить страшно.
«Новенькие» (сериал, 2020–2023)
«Новенькие» (сериал, 2020–2023)
«Новенькие» (сериал, 2020–2023)
Сестрам в «Папиных дочках» тоже приходится делить комнаты друг с другом, но они живут в крепкой и любящей семье, где их индивидуальности могут раскрываться любым доступным образом. Но героини бы, наверное, позавидовали, увидев комнату Даши (Кристина Кучеренко) из «АльфаРомео». Та выполнена в лучших традициях девчачьего «Пинтереста»: фонарики, игрушки, фотографии, кольцевая лампа. Покидая отчий дом, девушка будто прощается со всей этой детскостью и кавайностью, они останутся лишь глубоко внутри нее.
Актриса Сыла Тюркоглу, Доа, Клюквенный щербет
«АльфаРомео» (сериал, 2023)
Изабель (Ева Грин) и Тео (Луи Гаррель) из «Мечтателей» спят в разных комнатах, но время проводят обычно у парня: там их общие плакаты, туда они приводят своего нового друга, там же болтают, читают книги и играют. Комната Тео не хранит никаких тайн, как и он сам, она всегда открыта для каждого, в ней есть кинопантеон, множество мелочей. При этом пространство Изабель закрытое, туда не может попасть почти никто, даже путь к ее комнате лежит через длинный коридор, проходя который словно оказываешься между мирами. Шторы у нее опущены, посреди помещения — большая старинная кровать с балдахином, а вокруг — некий вакуум, что говорит о демонах, которых она искусно прячет.
«Мечтатели» (2003)
«Мечтатели» (2003)
«Мечтатели» (2003)
«Мечтатели» (2003)
«Мечтатели» (2003)
Комната Мела (Глеб Калюжный) из «Черной весны» немного напоминает по настроению каморку главного героя «Донни Дарко». Но Донни (Джейк Джилленхол) окончательно уходит от света, поэтому в его комнате нет места для него самого. Мел начинает свой день с танца на крыше, куда попадает сразу из окна. Но больше радости мы тоже не увидим, потому что персонаж примет непоправимое решение, из-за которого даже в светлый счастливый день его комната будет оставаться темной.
«Черная весна» (сериал, 2022)
«Черная весна» (сериал, 2022)
«Черная весна» (сериал, 2022)
«Черная весна» (сериал, 2022)
«Черная весна» (сериал, 2022)
Куда не ступит чужая нога
В мире есть пространства, где не каждый может оказаться. Например, в космосе, как это происходит с героями «Вызова». Но вместо того чтобы найти тишину среди простора бесконечности, Женя (Юлия Пересильд) попадает в крошечное помещение МКС, где все вокруг сдавливает и заставляет принимать решения очень быстро. Девушке некомфортно, она чувствует тревогу, особенно глядя в маленькие иллюминаторы, вдаль, где нет ничего на расстоянии сотен тысяч световых лет.
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
Безлюдных мест в кино немало, но все они выглядят по-разному. Замок Атрейдесов на Арракисе в «Дюне» тоже выглядит не как дружелюбное и гостеприимное пространство. Вокруг него пустота, там нет ни души, и это ощущается в интерьере, который, несмотря на всю свою технологичность, никогда не станет для героев домом.
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
«Дюна» (2021)
Если говорить о местах, где точно не хотелось бы погостить, вспоминается еще и комната доктора Лектера (Энтони Хопкинс) из «Молчания ягнят». Стеклянные перегородки, блеклое освещение, железные прутья — все вокруг говорит о том, что в этом пространстве задерживаться нельзя. Тем интереснее становится Клариса (Джоди Фостер), которая со временем перестает чувствовать дискомфорт в леденящем кровь месте.
«Молчание ягнят» (1990)
«Молчание ягнят» (1990)
«Молчание ягнят» (1990)
«Молчание ягнят» (1990)
Такой же животный страх охватывает и при виде комнаты из «Олдбоя». Она зачаровывает пустотой и единственным ярким пятном — картиной с цитатой из пролога. Мы понимаем, что тот, кто создал это место, — сущий дьявол, и задыхаемся вместе с О Де Су (Чхве Мин Сик), глядя в мрачную пустоту его тюрьмы.
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
При этом мрак комнаты Адама (Том Хиддлстон) из «Выживут только любовники» нас вовсе не пугает, хоть мы и знаем, что главный герой — вампир, который вполне в состоянии убить человека. Но его окружают мягкие велюровые подушки, тяжелые портьеры, старинные ковры, поэтому становится понятно без слов, что он вовсе не страшный кровопийца, а немолодой уставший романтик.
«Выживут только любовники» (2013)
«Выживут только любовники» (2013)
«Выживут только любовники» (2013)
«Выживут только любовники» (2013)
«Выживут только любовники» (2013)
Интерьеры комнат, домов, квартир, гостиничных номеров и любых других помещений всегда дают зрителю визуальную подсказку, рассказывают о герое больше, чем он сам говорит о себе. Самый простой способ это проверить — посмотреть отдельно на декорации и представить, кто в них может жить: измученная мужем женщина, подросток, подверженный травле, заключенный, вампир, феминистка, герой-любовник или убийца. Чем лучше получится описать персонажа, тем ближе мы окажемся к разгадке его внутреннего мира.