История секса в зарубежном и отечественном кино
Хронология сексуального раскрепощения в кинематографе отражает эволюцию нравов общества в XX и начале XXI века. Табуированная тема была введена в экранное искусство еще до изобретения братьев Люмьер, когда английский фотограф и ученый Эдвард Мейбридж покадрово запечатлел мужскую и женскую обнаженную натуру в картине «Человеческая фигура в движении: спуск вниз и разворот». В экспериментах режиссера не было ничего эротического: его интересовало тело в динамике. В остальном же вплоть до 1930-х на какие-либо откровенные мотивы в кино можно найти лишь небольшие намеки.
Важнейшая картина для истории темы — «Экстаз» (1931), снятый в Чехии режиссером Густавом Махаты. Провокационный мотив супружеской измены и брака людей разного возраста лег в основу первого фильма, который открыто сосредоточился на вопросах сексуальности — причем без всякого осуждения. Эта лента в свое время всколыхнула религиозные группы и этические комитеты. Результат — ужесточение знаменитого цензурного кодекса Хейса, на десятилетия вперед определившего целомудренность американской киноиндустрии.
Ситуация за рубежом изменилась в 1960-х. Это было время культурного перелома, когда взгляды на многие сферы жизни перевернулись с ног на голову и начала бушевать сексуальная революция. Пика раскрепощения западный кинематограф достиг в 80-е и 90-е, когда авторское кино пополнилось режиссерами-провокаторами вроде Ларса фон Триера и Гаспара Ноэ, а в мейнстриме большой популярностью начали пользоваться шокирующие для той эпохи эротические триллеры. Их самый любопытный мастер — голландец Пол Верховен, создавший лучший образец жанра в «Основном инстинкте», а затем превративший его в абсурдный китч в скандальной ленте «Шоугёлз».
Отечественный экран дольше ожидал раскрытия темы секса, и по этому поводу мы даже публиковали отдельную статью. Дореволюционные ленты были крайне целомудренными, как и советские фильмы при Сталине, во время правления которого действовали суровые ограничения, подобные тому же кодексу Хейса. Даже самые невинные намеки на половую жизнь появились в нашем кино лишь в 50-х, а к раскрепощению оно пришло только в конце эпохи Советского Союза, когда репертуар проката стал определяться зрительским интересом и кошельком, а не идеологическими установками.
Знаковые произведения перестройки — «Маленькая Вера» Василия Пичула и «Интердевочка» Петра Тодоровского, героини которых стали первыми настоящими секс-символами страны. Затем наступили 90-е, которые, как и для всего мира, стали для России самой бурной эпохой в плане изображения интима на экране. Цензура окончательно ушла, чем кинематографисты начали активно пользоваться — во многих случаях совершенно бездумно и избыточно.
Как снимают эротические сцены в кинематографе
Постельные сцены в кино — ловкая иллюзия, которая заставляет зрителя удостовериться в химии и страсти между героями, а также подумать о том, насколько далеко зашли актеры и режиссеры, создавая такие кадры. Разумеется, эта сфера в мировой индустрии очень строго контролируется, а процесс согласуется между всеми участниками. Немногие режиссеры, подобные Бернардо Бертолуччи, Гаспару Ноэ и Абделлатифу Кешишу, решаются запечатлеть на экране реальный половой акт.
Постельные сцены очень кропотливо планируются и долго снимаются. Обычно авторы фильма или сериала пускают в ход ряд универсальных трюков для создания убедительного эротического эпизода. Дублеры, компьютерная графика, специальные накладки на исполнителях, монтажные и операторские приемы — все это заставляет аудиторию поверить в реальность происходящего на экране.
Конечно же, актеры снимаются в подобных сценах, только если им комфортно это делать. На съемочных площадках по всему миру режиссеры стараются создать закрытую атмосферу, чтобы не стеснять исполнителей и добиться наилучшего результата. В последние годы в Голливуде появились специальные координаторы для работы над эротическими эпизодами. Некогда табуированное действие стало обычным явлением как для киноиндустрии и авторов произведений, так и для общества.
Секс в российских сериалах
В последние десятилетия отношение к сексу и человеческому телу стало более приземленным. Если в конце прошлого века кинематографисты по всему миру возводили эротические эпизоды в ранг запретного и провокационного и зачастую вставляли их в произведение по любому поводу, то сейчас взгляд на эту сферу жизни стал более ответственным, а постельные сцены редко появляются в фильме или сериале просто так. Интимные фрагменты не только интригуют и притягивают зрителей, но и успешно раскрывают героев и интересующие авторов темы.
Этот процесс коснулся и отечественной киноиндустрии: расцвет онлайн-кинотеатров породил новую волну сериалов на откровенную проблематику. Немалую роль в этом сыграл и START, подаривший зрителям целый ряд таких произведений: «Бывшие», «Жить жизнь», «Медиатор», «Два холма», «АльфаРомео», «Большая секунда» и во многом задавшие этот тренд «Содержанки».
Режиссер четвертого сезона произведения Ламара Согомонян отмечает, что интимные сцены зачастую необходимы для раскрытия героев.
«Это еще одна краска — тонкий, чувствительный момент. Разговор с актером происходит на этапе подготовительного периода. Не каждый артист готов сниматься в таких сценах. Необходимо понять в первую очередь человека и его границы. Описать то, как режиссер видит именно этот эпизод, почему он появился и для чего нужен. Расположить актера к себе, объяснить конкретное видение. Для меня было интересно определить значение секса для каждого из персонажей: используют ли они тело как инструмент, или же это порыв».
Ламара Согомонян
Режиссер «Содержанок», «Собирайся, поедем на праздник»
На съемках «Содержанок» авторы использовали все те же старые добрые приемы: специальное белье, где необходимо — графику, конечно же свет, предметы перекрытия «лишнего» в кадре. По словам режиссера, весьма профессионально относящейся к созданию постельных сцен, ей очень повезло с актерами в плане импровизации.
«Некоторым достаточно было задать вектор, направление моего видения. На мой взгляд, они отлично справились. В большинстве случаев интимные сцены снимали в очень спокойной атмосфере, с аккуратностью. Юмор, мне кажется, неуместен на съемочной площадке в пикантных эпизодах. Актеры нервничают, наша задача — создать для них нужный рабочий настрой».
Ламара Согомонян
Режиссер «Содержанок», «Собирайся, поедем на праздник»
Участие в постельных сценах в последнее десятилетие стало почти обязательной частью работы актера. Чувственными и эстетичными откровенными эпизодами наполнены «Смычок» и «Черная весна». Все они серьезно и вдумчиво говорят о сексе, изображая его как важную и неотъемлемую составляющую жизни, инструмент для раскрытия остросоциальных мотивов и тем созависимых отношений и манипуляций.
Постельные сцены также стали важной, хоть и не основной частью таких хитовых проектов, как «Слово пацана. Кровь на асфальте» и «Вампиры средней полосы»: эротические эпизоды раскрывают героев в ключевые моменты повествования.
Тенденция к честному и откровенному изображению секса в отечественном кино и сериалах не планирует заканчиваться. В начале года на START вышел интригующий детектив «Престиж» — стильная история о страшных секретах, которые таятся в домах даже самых благополучных семей. Работа постановщика Сергея Сенцова в том числе весьма достоверно раскрыла тему табуированных отношений.
Скоро зрителей ждет премьера «Красных линий» — нового проекта от создателей «Бывших», история которых год назад завершилась полнометражным фильмом. Сериал расскажет о становлении дерзкой писательницы и популярного коуча Лены Берн, роль которой исполнила Полина Гагарина. Откровенные сцены будут играть важную роль в раскрытии персонажа и продвижении сюжета.
«Логика постановки секса в кино схожа с работой над экшен-сценами. Секс — это тоже действие, где нужно проработать мельчайшие детали и телодвижения. Важно проконтролировать все прикосновения и перипетии, создать драматургию тел — короче говоря, придумать “танец”.
А если говорить про концептуальную составляющую, то очень важно понимать, что за характер у определенной сексуальной сцены: это про любовь давно знающих друг друга людей, это про невинные первые чувства или же про животную страсть. Вариаций может быть огромное количество, но сюжет фильма или сериала диктует энергию сцены, а режиссеру важно поддаться истории и максимально раскрыть потенциал чувств и эмоций конкретными действиями».
А если говорить про концептуальную составляющую, то очень важно понимать, что за характер у определенной сексуальной сцены: это про любовь давно знающих друг друга людей, это про невинные первые чувства или же про животную страсть. Вариаций может быть огромное количество, но сюжет фильма или сериала диктует энергию сцены, а режиссеру важно поддаться истории и максимально раскрыть потенциал чувств и эмоций конкретными действиями».
Режиссер «Красных линий»
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.