Художник по костюмам, автор телеграм-канала «Будет перекостюм»
Главная задача художника по костюмам — раскрыть ту или иную особенность характера персонажа. Ведь сегодня именно психология выходит на первый план. Один из профессиональных трендов — отказ от полной реконструкции образов при работе над историческими картинами. Например, в новом фильме «Жанна Дюбарри» важно было показать щедрость героини по отношению к художникам, музыкантам и портным. Чтобы решить эту задачу, для платьев выбрали чистый лаконичный дизайн. Их не стали вычурно и богато декорировать.
Костюмы создавали в сотрудничестве с Chanel. Карл Лагерфельд, который был бессменным главным модельером французского дома моды с 1983 года до своей смерти в 2019 году, часто делал отсылки к эпохе Просвещения в своих коллекциях. Некоторые его работы взяли за основу, чтобы подготовить шесть образов для картины «Жанна Дюбарри».
Художница по костюмам фильма «Фаворитка» также не привязывалась к эпохе. В этой картине женщины меняются ролями с мужчинами, носят черное, синее, не используют косметику. А представители сильного пола пудрят лица, наносят румяна, щеголяют в объемных париках — карикатурный мир. Во всех нарядах был использован винил, а одежду прислуги и вовсе сшили из поношенных джинсов — ассистент костюмера скупал их в комиссионных магазинах.
Королевскую мантию сделали из стеганого покрывала, приобретенного в интернет-магазине eBay. Здесь костюмеры отошли от канона трехсотлетней давности и снова сфокусировались на психологии: мантия призвана быть уютной, чтобы в нее хотелось завернуться, спрятаться, укрыться.
Даже мужской крой в костюмах — это высказывание. Он использовался не для демонстрации мужеподобности, а чтобы подчеркнуть характер уверенной в себе, эмансипированной женщины.
Короны и церемониальные цепочки для «Фаворитки» упростили и изготовили вручную, а большинство других безделушек сделали из искусственного жемчуга. Интересно, что в «Жанне Дюбарри» ситуация с украшениями обратная: команда Chanel предложила дополнить ансамбли драгоценностями, повторяющими дизайн изделий из коллекции высокого ювелирного искусства 1932 года. Мастера воссоздали для образа главной героини колье Franges с бахромой. Также Жанна красовалась в ожерелье Ruban из платины, белого золота и 855 бриллиантов, выполненном в виде завязанного вокруг шеи банта.
Модный стиль «старые деньги» (old money) отличает сдержанность во всем. Художники по костюмам часто используют его инструменты для выражения характера волевых героинь. Показательные примеры — костюмы Мишель Докери, исполнявшей роль Розалинд в фильме «Джентльмены», и Александры Ребенок, которая сыграла Барбару в сериале «Против всех».
Розалинд — женщина, которая ведет свой бизнес и влияет на самого успешного наркодилера Великобритании, а Барбара — генеральская дочь, вступившая в битву с целой семьей. Их образы объединяют резкие линии, подплечники, строгий силуэт, брюки с завышенной талией в сочетании с остроносой обувью. Если в их костюмах используется юбка, то обувь обязательно подбирается в тон — образы персонажей монохромны.
Цвет всегда играет важную роль в передаче характера героя. В случаях с Розалинд и Барбарой художники, будто сговорившись, использовали красный. Он означает энергию, смелость, уверенность, иногда опасность. Еще в их образах можно выделить черный, олицетворяющий достоинство, твердость, стойкость, а также белый, который показывает ясность и честность.
С помощью частой смены образов можно раскрыть все грани характера персонажей. Но чтобы воспользоваться этим инструментом, требуется огромный закадровый труд. Софи Де Ракофф создавала внешнее выражение Эль Вудс (Риз Уизерспун) в фильме «Блондинка в законе». У героини просто резиновый розовый гардероб. Он отражает образ гламурной, разбирающейся в моде блондинки, президента женского клуба и мисс университет, наивной девушки с открытым и добрым сердцем.
Эль Вудс сродни Марго Робби из картины «Барби». Цветовая палитра у обеих героинь состоит из белого, розового, фиолетового и указывает на хрупкость, женственность, романтичность, очарование и утонченность.
К инструменту частой смены образов в качестве способа выражения характеров персонажей также любит прибегать художница по костюмам Патриция Филд. Она трудилась над картинами «Секс в большом городе» и «Эмили в Париже».
Еще один заметный тренд среди художников по костюмам — использование в работе дорогих брендированных вещей. Это могут быть сумки и украшения, как в случае прекрасного образа Риммы в исполнении Елены Яковлевой в картине «Чебурашка». Она носила аксессуары Dolce & Gabbana, Dior, Hermes и ювелирные изделия Mercury Russia, которые приезжали на съемочную площадку с охраной.
Одну из главных ролей в образе героини Любови Аксеновой в сериале «Жить жизнь» сыграло колье Vivienne Westwood. Украшение очень помогло создать запоминающийся образ в комплекте с бежевым кимоно.
Затрагивая эту тенденцию, не можем пройти мимо сериала «Содержанки». В гардеробе почти каждой героини присутствует брендовая вещь, будь то тренч Dior или кольцо с жемчугом от Mercury.
Футуризм неизбежно ассоциируется с будущим, высокими технологиями и наукой, выходящей за границы реальности. С точки зрения создания костюмов интересно рассмотреть две антиутопии. В одной стремление к идеальному миру показано комедийно, во второй — драматично. Тем не менее в обеих картинах при выборе образов были использованы простые формы и одинаковые цвета, помогающие создать атмосферу стерильности.
В первом хите — «Два холма» — демонстрируется экологичный мир, в котором существует идеальное женское общество: ультрасовременное, этичное и безопасное. Наивное и чистое бытие девушек без мужчин показано через простые формы, мягкие линии и светлые оттенки — голубой, белый, бежевый, пыльно-розовый. Когда гармоничная жизнь Двух Холмов нарушается, мы видим появление красного и коричнево-зеленого цветов, что демонстрирует готовность подруг защищать свои границы.
Художник выделил бабушку главной героини, Зою (Жанна Эппле) — активистку, которая не доверяет сложившейся идиллии и активно, но не агрессивно, отстаивает свою позицию. Она как подросток, желающий самовыразиться и быть замеченным: у нее необычный стиль, яркий провокационный макияж, зеленые волосы, пирсинг и татуировки. Всё это говорит о ее протесте.
Во второй антиутопии — «Рассказ служанки» — перед художником стояла задача придумать униформу, которая с помощью четкого разделения по цветам указывала бы женщине ее место в обществе и ограничивала бы свободу. Для этого костюмеру пришлось думать с позиции наделенного властью женоненавистника. Служанки, наиболее ценный актив государства, стали самым ярким пятном в кадре — красным. Их образ дополнила длинная юбка в пол, которая не смотрится плоско, а колышется словно колокол. У этого подвижного кроя есть подтекст: девушки в алых нарядах выглядят как живой кровоток посреди серого мира антиутопии.
Для платьев жен высокопоставленных мужчин был намеренно выбран контрастный сине-зеленый цвет. Причем у служанок униформа одинаковая, а у супруг чиновников различается оттенками, подчеркивая их положение в социальной иерархии нового государства. Чем темнее, тем более высокий статус. Коричневый цвет суровых теток, которые командуют работой невольниц, ассоциируется с военной формой.
Костюмы из сериала «Рассказ служанки» имели ошеломительный успех, а красный плащ и белый чепчик даже стали символами женской солидарности и взаимоподдержки, направленной против агрессивного патриархального давления.