КОЛОНКА

Карикатурный мир: как создавали костюмы для «Жанны Дюбарри», «Барби» и «Жить жизнь»

Карина Андросюк

Художник по костюмам, автор телеграм-канала «Будет перекостюм»

Журнал START любит баловать своих читателей материалами о внутренней кухне индустрии кино: когда титры стали искусством, почему дизайнеры нашего онлайн-кинотеатра взаимодействуют с нейросетями, с чего сценаристы могут начать карьеру и зачем смотреть сериалы с русскими субтитрами. В этой колонке Карина Андросюк, которая работала с костюмами в «Против всех», «Эпидемии-2», «Бременских музыкантах», «Даме с собачкой» и других проектах, тоже приоткрывает завесу тайны и рассказывает, как устроена ее профессия, с помощью каких инструментов художники подчеркивают характеры героев и что у них сейчас в тренде.

Отказ от полной реконструкции исторического костюма

Главная задача художника по костюмам — раскрыть ту или иную особенность характера персонажа. Ведь сегодня именно психология выходит на первый план. Один из профессиональных трендов — отказ от полной реконструкции образов при работе над историческими картинами. Например, в новом фильме «Жанна Дюбарри» важно было показать щедрость героини по отношению к художникам, музыкантам и портным. Чтобы решить эту задачу, для платьев выбрали чистый лаконичный дизайн. Их не стали вычурно и богато декорировать.

Костюмы создавали в сотрудничестве с Chanel. Карл Лагерфельд, который был бессменным главным модельером французского дома моды с 1983 года до своей смерти в 2019 году, часто делал отсылки к эпохе Просвещения в своих коллекциях. Некоторые его работы взяли за основу, чтобы подготовить шесть образов для картины «Жанна Дюбарри».

Художница по костюмам фильма «Фаворитка» также не привязывалась к эпохе. В этой картине женщины меняются ролями с мужчинами, носят черное, синее, не используют косметику. А представители сильного пола пудрят лица, наносят румяна, щеголяют в объемных париках — карикатурный мир. Во всех нарядах был использован винил, а одежду прислуги и вовсе сшили из поношенных джинсов — ассистент костюмера скупал их в комиссионных магазинах.

Королевскую мантию сделали из стеганого покрывала, приобретенного в интернет-магазине eBay. Здесь костюмеры отошли от канона трехсотлетней давности и снова сфокусировались на психологии: мантия призвана быть уютной, чтобы в нее хотелось завернуться, спрятаться, укрыться.

Даже мужской крой в костюмах — это высказывание. Он использовался не для демонстрации мужеподобности, а чтобы подчеркнуть характер уверенной в себе, эмансипированной женщины.

Короны и церемониальные цепочки для «Фаворитки» упростили и изготовили вручную, а большинство других безделушек сделали из искусственного жемчуга. Интересно, что в «Жанне Дюбарри» ситуация с украшениями обратная: команда Chanel предложила дополнить ансамбли драгоценностями, повторяющими дизайн изделий из коллекции высокого ювелирного искусства 1932 года. Мастера воссоздали для образа главной героини колье Franges с бахромой. Также Жанна красовалась в ожерелье Ruban из платины, белого золота и 855 бриллиантов, выполненном в виде завязанного вокруг шеи банта.

«Жанна Дюбарри» (2023)

Стиль «старые деньги» как инструмент выражения характера

Модный стиль «старые деньги» (old money) отличает сдержанность во всем. Художники по костюмам часто используют его инструменты для выражения характера волевых героинь. Показательные примеры — костюмы Мишель Докери, исполнявшей роль Розалинд в фильме «Джентльмены», и Александры Ребенок, которая сыграла Барбару в сериале «Против всех».

«Против всех» (сериал, 2022 – ...)

Розалинд — женщина, которая ведет свой бизнес и влияет на самого успешного наркодилера Великобритании, а Барбара — генеральская дочь, вступившая в битву с целой семьей. Их образы объединяют резкие линии, подплечники, строгий силуэт, брюки с завышенной талией в сочетании с остроносой обувью. Если в их костюмах используется юбка, то обувь обязательно подбирается в тон — образы персонажей монохромны.

Цвет всегда играет важную роль в передаче характера героя. В случаях с Розалинд и Барбарой художники, будто сговорившись, использовали красный. Он означает энергию, смелость, уверенность, иногда опасность. Еще в их образах можно выделить черный, олицетворяющий достоинство, твердость, стойкость, а также белый, который показывает ясность и честность.

Частая смена образов героинь в кадре

С помощью частой смены образов можно раскрыть все грани характера персонажей. Но чтобы воспользоваться этим инструментом, требуется огромный закадровый труд. Софи Де Ракофф создавала внешнее выражение Эль Вудс (Риз Уизерспун) в фильме «Блондинка в законе». У героини просто резиновый розовый гардероб. Он отражает образ гламурной, разбирающейся в моде блондинки, президента женского клуба и мисс университет, наивной девушки с открытым и добрым сердцем.

Эль Вудс сродни Марго Робби из картины «Барби». Цветовая палитра у обеих героинь состоит из белого, розового, фиолетового и указывает на хрупкость, женственность, романтичность, очарование и утонченность.

К инструменту частой смены образов в качестве способа выражения характеров персонажей также любит прибегать художница по костюмам Патриция Филд. Она трудилась над картинами «Секс в большом городе» и «Эмили в Париже».

Использование известных брендов в образах героинь

Еще один заметный тренд среди художников по костюмам — использование в работе дорогих брендированных вещей. Это могут быть сумки и украшения, как в случае прекрасного образа Риммы в исполнении Елены Яковлевой в картине «Чебурашка». Она носила аксессуары Dolce & Gabbana, Dior, Hermes и ювелирные изделия Mercury Russia, которые приезжали на съемочную площадку с охраной.

Одну из главных ролей в образе героини Любови Аксеновой в сериале «Жить жизнь» сыграло колье Vivienne Westwood. Украшение очень помогло создать запоминающийся образ в комплекте с бежевым кимоно.

Затрагивая эту тенденцию, не можем пройти мимо сериала «Содержанки». В гардеробе почти каждой героини присутствует брендовая вещь, будь то тренч Dior или кольцо с жемчугом от Mercury.

Выбор футуристических образов

Футуризм неизбежно ассоциируется с будущим, высокими технологиями и наукой, выходящей за границы реальности. С точки зрения создания костюмов интересно рассмотреть две антиутопии. В одной стремление к идеальному миру показано комедийно, во второй — драматично. Тем не менее в обеих картинах при выборе образов были использованы простые формы и одинаковые цвета, помогающие создать атмосферу стерильности.

В первом хите — «Два холма» — демонстрируется экологичный мир, в котором существует идеальное женское общество: ультрасовременное, этичное и безопасное. Наивное и чистое бытие девушек без мужчин показано через простые формы, мягкие линии и светлые оттенки — голубой, белый, бежевый, пыльно-розовый. Когда гармоничная жизнь Двух Холмов нарушается, мы видим появление красного и коричнево-зеленого цветов, что демонстрирует готовность подруг защищать свои границы.

Художник выделил бабушку главной героини, Зою (Жанна Эппле) — активистку, которая не доверяет сложившейся идиллии и активно, но не агрессивно, отстаивает свою позицию. Она как подросток, желающий самовыразиться и быть замеченным: у нее необычный стиль, яркий провокационный макияж, зеленые волосы, пирсинг и татуировки. Всё это говорит о ее протесте.

«Два холма» (сериал, 2022–...)

Во второй антиутопии — «Рассказ служанки» — перед художником стояла задача придумать униформу, которая с помощью четкого разделения по цветам указывала бы женщине ее место в обществе и ограничивала бы свободу. Для этого костюмеру пришлось думать с позиции наделенного властью женоненавистника. Служанки, наиболее ценный актив государства, стали самым ярким пятном в кадре — красным. Их образ дополнила длинная юбка в пол, которая не смотрится плоско, а колышется словно колокол. У этого подвижного кроя есть подтекст: девушки в алых нарядах выглядят как живой кровоток посреди серого мира антиутопии.

Для платьев жен высокопоставленных мужчин был намеренно выбран контрастный сине-зеленый цвет. Причем у служанок униформа одинаковая, а у супруг чиновников различается оттенками, подчеркивая их положение в социальной иерархии нового государства. Чем темнее, тем более высокий статус. Коричневый цвет суровых теток, которые командуют работой невольниц, ассоциируется с военной формой.

Костюмы из сериала «Рассказ служанки» имели ошеломительный успех, а красный плащ и белый чепчик даже стали символами женской солидарности и взаимоподдержки, направленной против агрессивного патриархального давления.