ЛОНГРИД

«Ищу то, чего еще не делал»: мультижанровый творческий путь Клима Шипенко

Мари Григорян
Киножурналист, сериальный обозреватель в «Канобу», автор канала «у Мари нет вкуса»

Выбрать нестандартных героев, развлечь зрителей, покорить прокат и полететь в космос — со всеми этими задачами справится Клим Шипенко. Карьера у создателя «Вызова» нестандартная, а проекты — разноплановые. Вспомнили, с чего начинался творческий путь российского режиссера, который уже выбрал для себя новое испытание после перегрузок и скафандра.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
«Непрощенные» — «Криминальное чтиво» по-русски
Голливудский размах сюжета, явная стилизация под американские криминальные драмы, молодые и малоизвестные на тот момент актеры — дебют Клима Шипенко был амбициозным. «Непрощенные», фактически, альманах из нескольких историй, типичных для российских «бандитских» фильмов 90-х и даже начала нулевых годов. Некогда наивная, но неимоверно сильная Алиса (Татьяна Васильева) предлагает нескольким отчаянным ребятам крупное дело, которое принесет им много денег. Они соглашаются пойти на риск, каждый — по своей личной причине. События, подтолкнувшие их к этому решению, показаны в картине в виде многочисленных флешбэков — в финале все они сходятся в одну драматичную развязку.
«Непрощенные» (2009)
«Непрощенные» (2009)
«Непрощенные» (2009)
«Непрощенные» (2009)
«Непрощенные» (2009)
«Непрощенные» (2009)
«Непрощенные» (2009)
Зрители углядели в первой работе Шипенко сильное влияние Гая Ричи, а декорации города действительно больше напоминали криминальный Лондон или Нью-Йорк. Уже тогда всем понравился разброс и реалистичность характеров героев. Иными словами, Шипенко, который выступил в этом проекте режиссером и сценаристом, удалось создать очень близкие аудитории образы.
Подготавливая материал, мы успели пообщаться с Климом Шипенко в перерыве между активными съемками. Необычное сочетание проектов в своей карьере режиссер объяснил очень просто.
«К выбору проектов я подхожу сначала сердцем, потом головой. Выбор намеренно падает на что-то принципиально новое: в кино всегда ищу то, чего еще не делал».
Клим Шипенко
Режиссер, продюсер
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» — о подростковой мечте
Рассказ главного героя «Исповеди Z@drota» начинается с фразы, способной растрогать каждого: «Еще в школе я мечтал уехать в Кремниевую долину, где вовсю шел интернет-бунт. А вместо этого мы с родителями переехали в маленький город, который не так уж легко найти на карте России». Однажды отец дарит Жене учебник по программированию, и обычный школьный заучка оказывается компьютерным гением. Позвав единственного друга, Колю, парень предлагает ему открыть порносайт и зарабатывать на нем огромные суммы. Конечно, два подростка оказываются не готовы к обращению с такими деньгами.
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014)
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014)
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014)
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014)
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014)
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014)
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» (2014)
Сейчас «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» похож на капсулу времени, идеально запечатлевшую мечты молодежи 2010-х годов. Легкие деньги, заработанные собственным умом, светлое IT-будущее, интернет-слава и пересказ своей сказочной истории под софитами — примерно так и выглядел успех. Как американская мечта, но с примесью отечественных реалий. Шипенко интересно и живо показывает взросление героев, которые очень быстро сталкиваются с суровым криминальным миром. Прогресс в сравнении с «Непрощенными» был в том, что «Исповедь Z@drota» снята с любовной и доброй иронией: режиссер уже нащупал свой легкий стиль, откликающийся почти у любого зрителя.
«Любит не любит» — ромком без купюр
Москвич Леша (Максим Матвеев) готовится сделать предложение умной, порядочной, красивой дочери шефа. Полет в Париж сталкивает его с язвительной журналисткой Ирой (Светлана Ходченкова), ненавидящей работу в престижном модном издании. Как это часто бывает в кино, случайная встреча приводит к переосмыслению жизней. Ведь только вместе им удается раскрепоститься и неожиданно почувствовать себя живыми.
«Любит не любит» (2014)
«Любит не любит» (2014)
«Любит не любит» (2014)
«Любит не любит» (2014)
«Любит не любит» (2014)
«Любит не любит» (2014)
«Любит не любит» (2014)
Отечественные комедии 2010-х не всегда проходят проверку временем, даже при наличии звездного каста. «Любит не любит» отличается тем обаянием, которое перекрывает все возможные претензии к происходящему в сюжете. Героя Максима Матвеева сложно назвать полностью положительным, Ира — дерзкая и порой безответственная, но в фильме всё же есть магия, заставляющая за них болеть. Шипенко снова удались разносторонние герои, которых объединяет потерянность в жизни, неспособность раскрыть свои реальные желания, а заодно и потенциал.
«Салют-7» — первый выход в космос
Основой картины стали реальные события на советской космической станции «Салют-7», переставшей отвечать на сигналы и вышедшей из-под удаленного управления. Мировые СМИ нагнетают обстановку, уверяя, что станция вот-вот упадет на Землю. Предотвратить это отправляются опытные космонавты Фёдоров (Владимир Вдовиченков) и Алёхин (Павел Деревянко) с полной поддержкой ЦУПа, но даже лучшие умы в космической отрасли не могут просчитать заранее, насколько сложной будет миссия.
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
«Салют-7» (2017)
Сам Шипенко вряд ли мог знать это на этапе съемок, но «Салют-7», по сути, был первым шагом в сторону его большого космического блокбастера. Современники событий на станции отмечали, что фильм не вышел документально точным, — такой задачи, впрочем, и не стояло. Зато эффектная графика, отличные роли Вдовиченкова и Деревянко, а также умело выдержанное напряжение получили заслуженную похвалу от критиков. Режиссеру удалось запечатлеть самые нервные моменты без пафоса, но с концентрацией на героях, которые выполняли свою работу.
«Текст» — судьба «маленького человека»
Обычный вечер в клубе оборачивается для Ильи Горюнова катастрофой: ему подкидывают запрещенные вещества. Опер Пётр Хазин, упивающийся своей безнаказанностью, усаживает парня за решетку на семь лет. Когда Илья наконец возвращается, дома его ждут новости о смерти матери. Перспектив на будущее нет, возможности выплеснуть горечь и боль — тоже. Последнее герою все-таки удается, ведь он находит и убивает Хазина. Телефон избалованного московского мажора остается во власти Ильи, и тот постепенно погружается в чужую жизнь со всеми пикантными подробностями, проблемами, ошибками.
«Текст» (2019)
«Текст» (2019)
«Текст» (2019)
«Текст» (2019)
«Текст» (2019)
Разумеется, долго обман Ильи продлиться не может, но на какое-то время он меняется местами с человеком, у которого есть всё. Даже если убрать за скобки скандал вокруг откровенный сцены с Кристиной Асмус, фильм всё равно остается провокационным. Страдания «маленького человека» к тому моменту редко снимали так реалистично и точно. Шипенко удалось обойтись без откровенной чернухи, но тяжесть происходящего ощущается на протяжении всего просмотра. Наблюдать за трансформацией Ильи грустно, за хвастовством и тщательно прикрытыми богатством травмами Хазина — даже неуютно.
«Мои любимые проекты всему меня научили. Каждый проект — от „Непрощенных“ до „Холопа“ — дополнил мою копилку знаний, мастерства и опыта».
Клим Шипенко
Режиссер, продюсер
«Холоп» — сатирическая комедия без злобы
Циничный и избалованный Гриша (Милош Бикович) окончательно утомляет своего отца, поэтому тот решает его перевоспитать. Богачи — люди странные, поэтому для жизненных уроков мажора отправляют в «прошлое». Продюсеры и постановщики организуют целую деревню, сгоняют туда скот, нанимают актеров и убеждают Гришу в том, что он попал во времена царской России. Но тяжелая крестьянская жизнь действует на него совсем не так, как надеялись близкие.
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
«Холоп» получил в прокате слот мечты — фильм вышел перед новогодними праздниками, но даже эту пойманную за хвост удачу нужно было удержать. Зрителей привлекали универсальность сюжета, беззлобные шутки, забавные характеры и умение Шипенко посмеяться над окружающими (а может, даже над собой) с заботливой иронией.
«Вызов» — настоящий полет
Проект с реальным полетом в космос вызвал много разговоров о космических тренировках. Юлии Пересильд и Климу Шипенко вместе с дублерами действительно пришлось пройти тщательную подготовку, пережить перегрузки, центрифугу и невесомость, но это не было единственным испытанием.
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
«Вызов» (2023)
Профессиональный вызов заключался в том, чтобы научиться снимать в космосе — там, где малейшее касание может отправить предмет в слабо контролируемый полет. Превосходить самого себя после таких режиссерских задач сложно. Шипенко признался, что делает главную ставку на сиквел «Холопа».
«После настоящего полета в космос сложно бросить себе новый вызов. Сейчас я активно работаю над „Холопом-2“ — это будет масштабное продолжение первой части».
Клим Шипенко
Режиссер, продюсер
В главных ролях: Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков
Режиссер: Клим Шипенко
Смотреть