«Непрощенные» — «Криминальное чтиво» по-русски
Голливудский размах сюжета, явная стилизация под американские криминальные драмы, молодые и малоизвестные на тот момент актеры — дебют Клима Шипенко был амбициозным. «Непрощенные», фактически, альманах из нескольких историй, типичных для российских «бандитских» фильмов 90-х и даже начала нулевых годов. Некогда наивная, но неимоверно сильная Алиса (Татьяна Васильева) предлагает нескольким отчаянным ребятам крупное дело, которое принесет им много денег. Они соглашаются пойти на риск, каждый — по своей личной причине. События, подтолкнувшие их к этому решению, показаны в картине в виде многочисленных флешбэков — в финале все они сходятся в одну драматичную развязку.
Зрители углядели в первой работе Шипенко сильное влияние Гая Ричи, а декорации города действительно больше напоминали криминальный Лондон или Нью-Йорк. Уже тогда всем понравился разброс и реалистичность характеров героев. Иными словами, Шипенко, который выступил в этом проекте режиссером и сценаристом, удалось создать очень близкие аудитории образы.
Подготавливая материал, мы успели пообщаться с Климом Шипенко в перерыве между активными съемками. Необычное сочетание проектов в своей карьере режиссер объяснил очень просто.
«К выбору проектов я подхожу сначала сердцем, потом головой. Выбор намеренно падает на что-то принципиально новое: в кино всегда ищу то, чего еще не делал».
Клим Шипенко
Режиссер, продюсер
«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» — о подростковой мечте
Рассказ главного героя «Исповеди Z@drota» начинается с фразы, способной растрогать каждого: «Еще в школе я мечтал уехать в Кремниевую долину, где вовсю шел интернет-бунт. А вместо этого мы с родителями переехали в маленький город, который не так уж легко найти на карте России». Однажды отец дарит Жене учебник по программированию, и обычный школьный заучка оказывается компьютерным гением. Позвав единственного друга, Колю, парень предлагает ему открыть порносайт и зарабатывать на нем огромные суммы. Конечно, два подростка оказываются не готовы к обращению с такими деньгами.
Сейчас «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» похож на капсулу времени, идеально запечатлевшую мечты молодежи 2010-х годов. Легкие деньги, заработанные собственным умом, светлое IT-будущее, интернет-слава и пересказ своей сказочной истории под софитами — примерно так и выглядел успех. Как американская мечта, но с примесью отечественных реалий. Шипенко интересно и живо показывает взросление героев, которые очень быстро сталкиваются с суровым криминальным миром. Прогресс в сравнении с «Непрощенными» был в том, что «Исповедь Z@drota» снята с любовной и доброй иронией: режиссер уже нащупал свой легкий стиль, откликающийся почти у любого зрителя.
«Любит не любит» — ромком без купюр
Москвич Леша (Максим Матвеев) готовится сделать предложение умной, порядочной, красивой дочери шефа. Полет в Париж сталкивает его с язвительной журналисткой Ирой (Светлана Ходченкова), ненавидящей работу в престижном модном издании. Как это часто бывает в кино, случайная встреча приводит к переосмыслению жизней. Ведь только вместе им удается раскрепоститься и неожиданно почувствовать себя живыми.
Отечественные комедии 2010-х не всегда проходят проверку временем, даже при наличии звездного каста. «Любит не любит» отличается тем обаянием, которое перекрывает все возможные претензии к происходящему в сюжете. Героя Максима Матвеева сложно назвать полностью положительным, Ира — дерзкая и порой безответственная, но в фильме всё же есть магия, заставляющая за них болеть. Шипенко снова удались разносторонние герои, которых объединяет потерянность в жизни, неспособность раскрыть свои реальные желания, а заодно и потенциал.
«Салют-7» — первый выход в космос
Основой картины стали реальные события на советской космической станции «Салют-7», переставшей отвечать на сигналы и вышедшей из-под удаленного управления. Мировые СМИ нагнетают обстановку, уверяя, что станция вот-вот упадет на Землю. Предотвратить это отправляются опытные космонавты Фёдоров (Владимир Вдовиченков) и Алёхин (Павел Деревянко) с полной поддержкой ЦУПа, но даже лучшие умы в космической отрасли не могут просчитать заранее, насколько сложной будет миссия.
Сам Шипенко вряд ли мог знать это на этапе съемок, но «Салют-7», по сути, был первым шагом в сторону его большого космического блокбастера. Современники событий на станции отмечали, что фильм не вышел документально точным, — такой задачи, впрочем, и не стояло. Зато эффектная графика, отличные роли Вдовиченкова и Деревянко, а также умело выдержанное напряжение получили заслуженную похвалу от критиков. Режиссеру удалось запечатлеть самые нервные моменты без пафоса, но с концентрацией на героях, которые выполняли свою работу.
«Текст» — судьба «маленького человека»
Обычный вечер в клубе оборачивается для Ильи Горюнова катастрофой: ему подкидывают запрещенные вещества. Опер Пётр Хазин, упивающийся своей безнаказанностью, усаживает парня за решетку на семь лет. Когда Илья наконец возвращается, дома его ждут новости о смерти матери. Перспектив на будущее нет, возможности выплеснуть горечь и боль — тоже. Последнее герою все-таки удается, ведь он находит и убивает Хазина. Телефон избалованного московского мажора остается во власти Ильи, и тот постепенно погружается в чужую жизнь со всеми пикантными подробностями, проблемами, ошибками.
Разумеется, долго обман Ильи продлиться не может, но на какое-то время он меняется местами с человеком, у которого есть всё. Даже если убрать за скобки скандал вокруг откровенный сцены с Кристиной Асмус, фильм всё равно остается провокационным. Страдания «маленького человека» к тому моменту редко снимали так реалистично и точно. Шипенко удалось обойтись без откровенной чернухи, но тяжесть происходящего ощущается на протяжении всего просмотра. Наблюдать за трансформацией Ильи грустно, за хвастовством и тщательно прикрытыми богатством травмами Хазина — даже неуютно.
«Мои любимые проекты всему меня научили. Каждый проект — от „Непрощенных“ до „Холопа“ — дополнил мою копилку знаний, мастерства и опыта».
Клим Шипенко
Режиссер, продюсер
«Холоп» — сатирическая комедия без злобы
Циничный и избалованный Гриша (Милош Бикович) окончательно утомляет своего отца, поэтому тот решает его перевоспитать. Богачи — люди странные, поэтому для жизненных уроков мажора отправляют в «прошлое». Продюсеры и постановщики организуют целую деревню, сгоняют туда скот, нанимают актеров и убеждают Гришу в том, что он попал во времена царской России. Но тяжелая крестьянская жизнь действует на него совсем не так, как надеялись близкие.
«Холоп» получил в прокате слот мечты — фильм вышел перед новогодними праздниками, но даже эту пойманную за хвост удачу нужно было удержать. Зрителей привлекали универсальность сюжета, беззлобные шутки, забавные характеры и умение Шипенко посмеяться над окружающими (а может, даже над собой) с заботливой иронией.
«Вызов» — настоящий полет
Проект с реальным полетом в космос вызвал много разговоров о космических тренировках. Юлии Пересильд и Климу Шипенко вместе с дублерами действительно пришлось пройти тщательную подготовку, пережить перегрузки, центрифугу и невесомость, но это не было единственным испытанием.
Профессиональный вызов заключался в том, чтобы научиться снимать в космосе — там, где малейшее касание может отправить предмет в слабо контролируемый полет. Превосходить самого себя после таких режиссерских задач сложно. Шипенко признался, что делает главную ставку на сиквел «Холопа».
«После настоящего полета в космос сложно бросить себе новый вызов. Сейчас я активно работаю над „Холопом-2“ — это будет масштабное продолжение первой части».
Клим Шипенко
Режиссер, продюсер