ИНТЕРВЬЮ

«Для меня это был вызов»: Клим Шипенко о съемках «Холопа 2», работе с Милошем Биковичем, творческой свободе и самокритике

Анастасия Лабурец
Кинообозреватель в изданиях Time Out, «7дней.ru», «Кинотексты»

Любой фильм Клима Шипенко — событие. Обе части «Холопа» поставили рекорды в российском прокате. «Текст» стал лауреатом «Ники», «Золотого орла», премии Ассоциации продюсеров кино* и телевидения. «Вызов» — первая игровая лента в истории, часть которой была снята в космосе. К онлайн-премьере «Холопа 2» на START мы решили узнать у режиссера, когда он задумался о съемке комедийного сиквела, почему ему нравится работать с Милошем Биковичем и как удается достигать громких успехов.

Когда вы взялись за «Холопа»? Сценарий был уже готов или Дарья Грацевич, Антон Морозенко, Дмитрий Пермяков создали его специально для вас?
Сценарий уже был. По-моему, я не первый режиссер, который думал над его экранизацией. Но когда стало понятно, что снимать «Холопа» буду я, мы начали работать со сценаристами в коллаборации, чтобы сделать фильм как можно лучше.
Поскольку я никогда до этого не создавал комедий, мне было любопытно поиграть с жанром. Как правило, такие ленты делаются камерно и скромно. Я же хотел снять ее для большого экрана, чтобы было красиво и интересно. Размышлял над картинкой, над стилистикой, в обеих частях использовал кучу киноцитат. Меня это развлекало. Подумал, что найду в этой истории способ реализовать свои комедийные амбиции.
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
«Холоп» (2019)
Когда вы задумались о сиквеле «Холопа»? Повлиял ли кассовый успех первого фильма на решение снять продолжение?
Задумался давно, уже после того, как первая часть стала успешной. Процесс немного затянулся, потому что я летал в космос.
Чем работа над историей из сиквела для вас отличалась от создания первого фильма?
Я никогда не снимал сиквелы. В итоге мне показалось, что это приятно. Как бы повторение пройденного с улучшением, с масштабированием. Было интересно сделать еще более успешное продолжение очень успешного фильма. Это же сложная задача. Сиквелы редко превосходят оригинал. Для меня это был вызов.
Если в первой части Гриша попадает в условные 1860-е, когда еще не отменили крепостное право, то действие второй разворачивается на фоне Отечественной войны 1812 года. Почему вы выбрали именно эти исторические периоды?
Эти времена хорошо известны русским людям. Все мы знаем, что победили Наполеона, и очень этим гордимся. К тому же дворцовая эпоха красивая, большой пласт для творчества.
Фото со съемок «Холопа 2»
Комедия вовсе не означает, что тут будет труба пониже и дым пожиже. У нас все по чесноку. Ни у кого не должно возникнуть ощущения, что на чем-то сэкономили. Все масштабно, зрелищно, красиво.
«Холоп 2» масштабнее предыдущего фильма. Долго ли работали над декорациями и костюмами?
Долго. Если в первом фильме у нас только деревня и аппаратная, то во втором — и деревня, и дворцы, две аппаратные, поле боя, танцы. Деревню мы повторили, а дворцовый образ создавали из кусочков разных дворцов в Питере и Москве. Постановка здесь велась на уровне большой исторической картины, как и положено.
Фото со съемок «Холопа 2»
Фото со съемок «Холопа 2»
Фото со съемок «Холопа 2»
Фото со съемок «Холопа 2»
Фото со съемок «Холопа 2»
Фото со съемок «Холопа 2»
Это ваше первое сотрудничество с Аглаей Тарасовой. Как и почему решили взять именно ее на главную роль?
Она идеально подходит. Мы пробовали ее и еще десяток актрис, но сразу было понятно, что выберем Аглаю. В ней сидит чертик, которого не надо играть. Она естественна. Большой экран все видит.
Милош Бикович — тот самый актер, которого вы приглашаете сниматься в свои фильмы чаще остальных. Чем он вас вдохновляет? Можно ли уже говорить о зарождении творческого тандема?
За три совместных фильма у нас уже какой-никакой тандем. Мы с Милошем похоже мыслим, придерживаемся близких кинематографических взглядов. Между нами есть доверие, это дорогого стоит. Когда ты объясняешь, а человек тебя понимает с полуслова, — это ценно. Такие отношения у меня с Милошем, [Александром] Петровым, [Александром] Самойленко.
Фото со съемок «Холопа 2»
Фото со съемок «Холопа 2»
В последние годы в кино появляется все больше лент, иронизирующих над богачами. Это и «Холоп», и «Треугольник печали», и «Белый лотос», и новый « Престиж» на START. Как думаете, почему эта тема сейчас так востребованна и получает хороший отклик у зрителей?
Наверное, хочется богатых людей вынуть из их комфорта и посмотреть, как же они будут жить без своих миллионов. Какой-то запрос на справедливость или желание отомстить человеку, который получил все по рождению. Можно только по Фрейду это анализировать.
Сегодня вы один из самых успешных российских режиссеров, автор самого кассового блокбастера после «Чебурашки», человек, снявший фильм в космосе. Как вы справляетесь с высокими ожиданиями зрителей? Не беспокоитесь ли о том, что в какой-то момент не сможете их оправдать?
У меня высокие ожидания от самого себя. Стараюсь становиться лучше с каждым днем, выкладываться на 150 %. По окончании каждого моего фильма всегда честно говорю, что сделал все, что мог. Наверное, зритель видит, что его не пытаются обмануть. Хотите комедию на большом экране — вы ее получите, хотите про космос — я туда слетаю и покажу, как он выглядит на самом деле. Хотите «Текст» — буду снимать его честно, в грязи, в канализации, а не в комфортном павильоне. Я дам тот экспириенс, который сам бы хотел пережить.
«Вызов. О фильме, покорившем космос» (2023)
«Вызов. О фильме, покорившем космос» (2023)
«Вызов. О фильме, покорившем космос» (2023)
«Вызов. О фильме, покорившем космос» (2023)
Что для вас важнее: коммерческий успех или самовыражение?
Я работаю в жанре, когда и то и другое находится в симбиозе. Не считаю, что если фильм много собрал, значит, он идеален. Самовыражаться стараюсь в рамках той истории, которую рассказываю. Понимаю прекрасно, что если фильм будет работать на широкую аудиторию, то и выражать себя я должен так, чтобы это не оттолкнуло.
В одном из интервью вы говорили, что студия Yellow, Black and White, с которой активно сотрудничаете, позволяет вам реализовывать задумки. То есть вы свободны в выборе того, о чем хотите рассказать зрителю?
В общем и целом у меня есть творческая свобода, но ровно до того момента, пока она не начинает пересекаться с законом.
Из-за ограничений в российском прокате стало меньше крупных западных релизов. Как считаете, это расширяет возможности отечественной киноиндустрии?
Считаю, что это плохо. Конкуренция должна быть, она делает российский кинематограф лучше. Нам есть чему поучиться. Когда зритель выбирает между моим фильмом и Marvel, я хочу снимать так, чтобы моя картина выиграла. Соревнования меня закаляют.
Фото со съемок «Холопа 2»
Задумывались ли когда-нибудь снять сериал? О чем бы он был?
Периодически флиртую с мыслями снять сериал, но по тем или иным причинам пока не получается.
В вашей фильмографии не так много проектов, но все они разноплановые. В беседе со START вы как-то признавались, что в кино всегда ищете то, чего еще не делали. Есть ли уже идеи, чем будете удивлять себя и зрителей в следующей картине?
Сейчас есть несколько проектов, которые находятся в разработке. Пока не могу сказать, какой из них буду снимать. У меня «Декабрь» осенью выйдет и будет удивлять.
«Декабрь» (2024)
«Декабрь» (2024)
«Декабрь» (2024)
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.
В главных ролях: Аглая Тарасова, Милош Бикович, Иван Охлобыстин
Режиссер: Клим Шипенко
Смотреть