ЛОНГРИД

Что на съемках сказки делают научные консультанты? Рассказываем на примере «Молота ведьм»

Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Зрителей START ждет немало волшебного контента: помимо сериала «Последний Богатырь. Наследие», в 2024 году выйдет и многообещающее фэнтези «Молот ведьм». Современная сказка расскажет о работниках калязинского секретного института, изучающего и оцифровывающего магию. По сюжету из лаборатории сбегает ведьма, которая желает отомстить обидчикам и превращает всех в сказочных существ. Исполнительный продюсер сериала Надежда Гусельникова и преподаватель кузнечного дела Алексей Купец, выступивший консультантом на проекте, поделились рецептом создания реалистичного фэнтези.*

Кузнечное дело
Один из главных героев сериала — кузнец Никита Добрынин, поэтому нужно было отснять немало кадров с ним в мастерской за работой. Создатели проекта решили уделить особое внимание этим сценам, чтобы они выглядели не только выразительно, но и реалистично. Достоверную демонстрацию кузнечного дела в кино можно увидеть редко, считает Алексей Купец. В действительности процесс длится дольше, чем на экране. Да и заготовки остывают быстро, поэтому снять их эффектно не получается.
«Сами движения нарабатываются со временем, они довольно специфические, поэтому закрепляются в подсознании и изобразить их неподготовленному человеку довольно трудно. Искры, кстати, тоже во все стороны летят очень редко — обычно только при сваривании металла».
Алексей Купец
Преподаватель кузнечного дела, консультант
Алексей Купец. Преподаватель кузнечного дела, консультант.
Перед съемками «Молота ведьм» Купец консультировал команду и давал мастер-классы в кузнице — показывал основные операции, объяснял назначение приспособлений. По словам эксперта, в некоторых проектах, где есть герои-кузнецы, часто совершаются естественные ошибки. Например, неточно передаются движения во время работы, а иногда действия в кадре выполняются неверными инструментами или из неподходящих заготовок.
«В понимании многих работа кузнеца — бить изо всех сил по горячей железяке, а получиться она должна каким-то образом сама... На деле это отчасти верно, но удары могут быть очень разные».
Алексей Купец
Преподаватель кузнечного дела, консультант
Готовясь к амплуа Добрынина, санитара скорой помощи и кузнеца, актер Матвей Зубалевич тренировался работать с огнем и инструментами. Также в мастер-классе участвовали исполнители ролей ратников: их обучали использовать меха, ковать. На площадке актеры уже самостоятельно занимались ковкой, чтобы в кадре все выглядело максимально реалистично. Никаких травм, связанных с огнем или раскаленным железом, за время съемок получено не было. Справедливо даже сказать, что артисты могут теперь добавить кузнечное дело в список своих хобби.
Съемки сериала «Молот ведьм»
Съемки сериала «Молот ведьм»
Съемки сериала «Молот ведьм»
Заплывы русалок и цокот леших
Многие, вероятно, видели ролики о «русалках», которые работают в китайских океанариумах. Обычно это опытные спортсменки-синхронистки, выступающие в купальниках с хвостом. Звучит странно, но выглядит убедительно.
В сюжете «Молота ведьм» также фигурируют русалки: ведьма превращает в них калязинских девушек. Костюмеры и реквизиторы для подготовки этих сцен обращались за консультацией к эксперту по русалочьим хвостам — такая профессия тоже есть. Созданием образов русалок занималась также команда пластического гримера Дениса Райкова. Специалисты отливали хвосты и накладки из силикона, а для дизайна авторы вдохновлялись узорами чешуи рыб, обитающих в реках России.
«Важна была не только красота хвостов, но и их пригодность для многократного использования, чтобы актрисы могли снимать и надевать костюмы без проблем. Кроме того, наряды должны были быть еще и легкими, чтобы в них можно было плавать. Поэтому мы делали много тестов».
Надежда Гусельникова
Исполнительный продюсер сериала «Молот ведьм»
Надежда Гусельникова. Исполнительный продюсер сериала «Молот ведьм».
Русалок воплощали профессиональные синхронистки, а к заплывам в хвостах им помогала готовиться телеведущая и спортсменка Мария Киселева. Она также подобрала пловчих, которые умели выполнять подводные трюки. Артистки не только должны были работать с хвостами и по несколько часов в день проводить в воде — им приходилось еще и долго сидеть неподвижно со скованными ногами, чтобы на кожу нанесли грим и приклеили накладки.
Съемки сериала «Молот ведьм»
Съемки сериала «Молот ведьм»
Так же строилась и работа над персонажами-лешими. Эти духи в «Молоте ведьм» выглядят как массивные двухметровые существа, обладающие большой силой и невероятной скоростью. Для создания их образов приглашались профессиональные бокеры — спортсмены, способные бегать на специальных пружинистых ходулях — джамперах. Именно они и легли в основу костюмов леших.
Далее художники продумывали образы, отражающие природу лесных духов. В этом кинематографистам помогали дизайнеры костюмов шоу «Маска»: массивные наряды должны были оставаться мобильными и удобными, чтобы актеры могли бегать на джамперах.
Съемки сериала «Молот ведьм»
Съемки сериала «Молот ведьм»
Съемки сериала «Молот ведьм»
Научное волшебство
Большая работа команды была проделана и для создания научного института. По сюжету он находится в Калязине, но никто из местных жителей не знает, что же там изучают. Некоторые говорят, что огромная тарелка нужна для исследования космоса, а значит, в учреждении трудятся физики. Другие и вовсе уверены, что в этом центре происходит какая-то чертовщина. На самом деле сотрудники института занимаются сканированием и синтезированием волшебных объектов, а также работают над изобретением магических аппаратов.
Институт внутри разнообразный: в нем есть и классические лаборатории, и больничный кабинет, и огромные коридоры, и зал для экспериментов, и много других помещений, каждое из которых оформлено по-своему. Во время создания декораций съемочную группу пригласили посетить реальный научный центр с радиотелескопом. Ученые объясняли, как работают цеха, для чего нужна тарелка и как она двигается.
Команда серьезно подошла и к созданию волшебной техники и артефактов. Художники и реквизиторы обращались за консультацией к инженерам, чтобы сделать аппарат, который компьютеризирует магию. Его строили вручную — и он действительно светился, дымился и издавал механические звуки.
Съемки сериала «Молот ведьм»
Съемки сериала «Молот ведьм»
Съемки сериала «Молот ведьм»
Внутри магического института встречается множество элементов, связанных со славянской мифологией. Например, барельефы на стенах украшены рунами, имеющими определенный смысл для сюжета. Каждое обозначение сил природы соответствует способности кого-то из героев, внутри которых есть осколки волшебного камня алатыря.
«Мы много изучали руны, древнюю историю — у нас же русичи против нечисти. В финале есть сцена на капище в параллельной вселенной, для которой изготавливали идолов. Они должны были выглядеть реалистично и соответствовать представлениям о старорусских образцах».
Надежда Гусельникова
Исполнительный продюсер сериала «Молот ведьм»
Эти скульптуры из параллельной реальности, как и шестиметровую статую дракона на волшебном мосту, делал специалист по резьбе из пенопласта. Хотя при взгляде на огромные детализированные скульптуры кажется, будто они выточены из камня несколько веков назад.
Надежда Гусельникова также поделилась, что во время работы над «Молотом ведьм» познакомилась с большим количеством удивительных специалистов: это и кузнецы, и эксперт по русалочьим хвостам, и ученые-физики, и инженеры, и многие другие люди, влюбленные в свое дело. Продюсер рассказала, что кинематографисты на съемках нередко обращаются к консультантам: они помогают сделать выдуманные миры более реалистичными, чтобы зрители смогли поверить в происходящее и почувствовать себя наблюдателем или даже участником событий.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.