Короткий метр как воспитание режиссера
Короткометражные произведения зачастую не получают столь обильного внимания, как большие формы экранного искусства — полнометражные фильмы и сериалы. Тем не менее их роль для общего развития индустрии колоссальна. Ведь именно с этого формата началась история документального и игрового кино, а еще стартовали карьеры многих выдающихся постановщиков. В киновузах короткометражки считаются методом воспитания режиссеров, ведь тот, кто способен за пять, десять или двадцать минут экранного времени тронуть зрительские сердца, в будущем почти гарантированно сможет привлечь внимание продюсеров и выработать собственный уникальный стиль.
Кажется, что работать над коротким метром проще, чем снимать полнометражное кино или сериал, однако это всегда не так. Ограниченный хронометраж, малый бюджет и зачастую минималистичные декорации вынуждают авторов проявлять фантазию и изворотливость. Им необходимо особенно ярко и внятно наметить конфликт, раскрыть героев и проблему и продемонстрировать свой индивидуальный стиль. В последние годы в России намечается возрождение этого формата благодаря онлайн-кинотеатрам и многочисленным тематическим фестивалям вроде совсем недавно прошедшего смотра SHORT FILM DAYS.
Разнообразие жанров и тем
Один из примеров короткометражек, максимально экономно, но эффективно использующих свое экранное время для раскрытия героев и конфликта, — напряженная картина «Цугцванг», рассказывающая о шахматном поединке признанного чемпиона и дерзкого новичка. Фильм идет всего 12 минут, но за это время режиссер Сергей Рамз успевает раскрыть героев с помощью фиксации на деталях и жестах, а также сплести профессиональный конфликт с личностным и подвести действие к довольно яркому финалу. Лента демонстрировалась на «Кинотавре», ММКФ, «Духе огня» и множестве других фестивалей. Другой пример — короткометражка «Нет» Ивана Петухова с виртуозными Александром Палем и Ириной Старшенбаум, всего за 17 минут показывающая историю взлета и падения романтических отношений.
Как и прочие экранные формы, короткометражное кино охватывает совершенно разные жанры и темы. В нашей стране оно стало весьма эффектным форматом для социальной сатиры, и зачастую анекдотичные зарисовки молодых авторов раскрывают ироничные мотивы намного удачнее и красноречивее фильмов и сериалов. Так, картина «Взятка» с Сергеем Буруновым и Михаилом Трухиным всего за 13 минут экранного времени раскрывает тему круговорота российской коррупции во всей красе. Все это благодаря насыщенной и абсурдно цикличной драматургии, в которой каждые несколько минут меняется баланс сил и положение главных героев. Столь же красноречиво аналогичную тему раскрывают такие работы, как «Джек and Чан» и «Госзаказ».
Российские короткометражные комедии могут касаться более возвышенных и даже метафизических тем. Например, фильм «Переаттестация» с тем же Буруновым и звездой «Интернов» Светланой Камыниной — это история об обычной склочной семье, которая прожила свою жизнь не хорошо и не плохо, а теперь застряла в чистилище и занимается бюрократическими задачами ада. Когда в руки героям попадают личные дела грешников, персонажи получают шанс отправиться в рай, но сначала им нужно определить чужие судьбы. Работу Анны Кузьминых выделяет любопытное сочетание бытовой иронии с потусторонней атмосферой, которую старой квартире придает экспрессивный свет и детали в кадре.
Среди короткометражек последних лет можно найти не только забавные шаржи на современную жизнь и людей, но и пронимающие до мурашек социальные драмы. Одна из самых ярких — «Собирайся, поедем на праздник», участвовавшая в смотрах множества кинофестивалей — от «Кинотавра» до американских и европейских мероприятий. Постановщица Ламара Согомонян получила ряд премий как лучшая женщина-режиссер за действительно важную и вдумчивую работу о столкновении древних традиций и современности.
Сюжет короткой ленты, победившей в конкурсе сценариев «Быстрый старт», разворачивается в отдаленном поселении. Уставшая и не выпускающая сигарету из рук гинеколог Майя (Дарья Мороз), приехавшая курировать здешних врачей, узнает о том, что за ее спиной проводят женское обрезание — варварскую операцию, калечащую молодых девушек. Однако в тех краях это самое обычное дело, и женщине приходится столкнуться с менталитетом местных жителей.
Согомонян поднимает весьма важную и актуальную проблему, у которой пока нет решения, — и насыщает изобразительное пространство виртуозно снятыми пейзажами заснеженных гор, создающими ощущение безлюдья и отчуждения. Такая атмосфера и деликатное, но точное раскрытие темы обеспечили фильму победы на международных фестивалях, а саму постановщицу привели в режиссерское кресло четвертого сезона хитовых «Содержанок».
Путевка в большое кино
Многие короткометражки демонстрируют столь интересные жанровые концепты, что не только запускают карьеры перспективных авторов, но впоследствии становятся основой для полнометражных фильмов и сериалов. В 2018 году известная постановщица Анна Меликян сняла стильную картину «Нежность» — историю о неуверенной в своей привлекательности женщине, поставившей себе цель переспать с мужчиной за сутки.
Ленту, виртуозно выполненную в стилистике советского кино оттепели с оттенками французской новой волны, сопровождал остроумный закадровый комментарий Константина Хабенского, где намерения девушки приравнивались к военной стратегии. История ярких персонажей в исполнении Виктории Исаковой и Евгения Цыганова явно не закончилась, и через несколько лет «Нежность» стала одноименным сериалом, сохранившим черно-белую ретростилистику, иронию и позитивное настроение короткого метра. Успех проекта подтверждается и тем, что 1 января 2024 года выйдет его второй сезон сериала.
В основном малые формы становятся источником вдохновения для жанров фантастики, хорроров и триллеров. Можно вспомнить массу примеров из зарубежной киноиндустрии: напряженная зарисовка Дэмьена Шазелла о барабанщике и его требовательном учителе превратилась в оскароносную «Одержимость», а снятая студентами Джеймсом Ваном и Ли Уоннеллом жуткая сценка о кровожадной ловушке переросла в культовую хоррор-франшизу «Пила», которая продолжается и по сей день.
Именно короткий метр помог молодым и талантливым авторам получить финансирование на прославившие их картины. Иногда длинные фильмы вдохновляются короткометражками через много лет, как это случилось с экспериментальным фотороманом Криса Маркера «Взлетная полоса» и полнометражной антиутопией Терри Гиллиама «12 обезьян».
По тому же пути пошел Петр Федоров, чей 24-минутный сюрреалистичный триллер Last Quest недавно стал основой одноименного сериала, выделяющегося экспериментальным повествованием и экспрессивной операторской работой. Предпосылки проследовать этой же дорогой есть и у Николая Лупанова — создателя короткометражного фантастического фильма «Администратор прощаний. Введение», само название которого намекает на возможное расширение сюжета.
Действие камерной ленты с Юрой Борисовым разворачивается через 20 лет после атомной войны. Молодой постановщик не только демонстрирует умение создавать мрачную и насыщенную атмосферу с помощью цвета, света и креативного реквизита, но и раскрывает яркую и весьма оригинальную сай-фай-идею — эвакуацию сознания из кошмарного настоящего в светлое прошлое. Событиями 16-минутного фильма эта концепция явно не должна ограничиваться.
Не зря говорят: краткость — сестра таланта. Погружение в мир короткометражного кино открывает множество любопытных кинематографических идей и свежих дарований, которые могут сформировать будущее индустрии. Благодаря фестивалям и стриминговым сервисам у молодых режиссеров появляется все больше возможностей заявить о себе, а у зрителей, критиков и продюсеров — отыскать новые яркие голоса в богатом и многоликом мире киноискусства.
При этом авторы таких картин преимущественно не зарабатывают денег на своих работах и отдаются творческим порывам, ведь короткий метр — это прежде всего проверка молодых творцов и их идей, в рамках которой возможны почти любые эксперименты. В наше время, когда кинематографисты все больше ориентируются на финансы, бренды и звездный статус актеров и актрис, малая форма киноискусства кажется особенно ценной и притягательной.