ЛОНГРИД

Краткость — сестра таланта: увлекательный мир короткометражного кино

Егор Луканин
Кинокритик, киновед

21 декабря мир празднует День короткометражного кино — не самого востребованного, но, безусловно, важного формата в экранном искусстве. В честь этого START выпускает несколько ярких и в то же время разных картин: трогательную мелодраматическую зарисовку «Короткий разговор», мрачную ретродраму «Отпечатки» и ироничную картину о музыканте «Я.Бротский». Решили подробнее рассказать о коротких метрах и их основополагающем значении для киноиндустрии.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Короткий метр как воспитание режиссера
Короткометражные произведения зачастую не получают столь обильного внимания, как большие формы экранного искусства — полнометражные фильмы и сериалы. Тем не менее их роль для общего развития индустрии колоссальна. Ведь именно с этого формата началась история документального и игрового кино, а еще стартовали карьеры многих выдающихся постановщиков. В киновузах короткометражки считаются методом воспитания режиссеров, ведь тот, кто способен за пять, десять или двадцать минут экранного времени тронуть зрительские сердца, в будущем почти гарантированно сможет привлечь внимание продюсеров и выработать собственный уникальный стиль.
Кажется, что работать над коротким метром проще, чем снимать полнометражное кино или сериал, однако это всегда не так. Ограниченный хронометраж, малый бюджет и зачастую минималистичные декорации вынуждают авторов проявлять фантазию и изворотливость. Им необходимо особенно ярко и внятно наметить конфликт, раскрыть героев и проблему и продемонстрировать свой индивидуальный стиль. В последние годы в России намечается возрождение этого формата благодаря онлайн-кинотеатрам и многочисленным тематическим фестивалям вроде совсем недавно прошедшего смотра SHORT FILM DAYS.
Разнообразие жанров и тем
Один из примеров короткометражек, максимально экономно, но эффективно использующих свое экранное время для раскрытия героев и конфликта, — напряженная картина «Цугцванг», рассказывающая о шахматном поединке признанного чемпиона и дерзкого новичка. Фильм идет всего 12 минут, но за это время режиссер Сергей Рамз успевает раскрыть героев с помощью фиксации на деталях и жестах, а также сплести профессиональный конфликт с личностным и подвести действие к довольно яркому финалу. Лента демонстрировалась на «Кинотавре», ММКФ, «Духе огня» и множестве других фестивалей. Другой пример — короткометражка «Нет» Ивана Петухова с виртуозными Александром Палем и Ириной Старшенбаум, всего за 17 минут показывающая историю взлета и падения романтических отношений.
«Нет» (2018)
«Нет» (2018)
«Нет» (2018)
«Нет» (2018)
Как и прочие экранные формы, короткометражное кино охватывает совершенно разные жанры и темы. В нашей стране оно стало весьма эффектным форматом для социальной сатиры, и зачастую анекдотичные зарисовки молодых авторов раскрывают ироничные мотивы намного удачнее и красноречивее фильмов и сериалов. Так, картина «Взятка» с Сергеем Буруновым и Михаилом Трухиным всего за 13 минут экранного времени раскрывает тему круговорота российской коррупции во всей красе. Все это благодаря насыщенной и абсурдно цикличной драматургии, в которой каждые несколько минут меняется баланс сил и положение главных героев. Столь же красноречиво аналогичную тему раскрывают такие работы, как «Джек and Чан» и «Госзаказ».
«Взятка» (2018)
«Взятка» (2018)
«Взятка» (2018)
Российские короткометражные комедии могут касаться более возвышенных и даже метафизических тем. Например, фильм «Переаттестация» с тем же Буруновым и звездой «Интернов» Светланой Камыниной — это история об обычной склочной семье, которая прожила свою жизнь не хорошо и не плохо, а теперь застряла в чистилище и занимается бюрократическими задачами ада. Когда в руки героям попадают личные дела грешников, персонажи получают шанс отправиться в рай, но сначала им нужно определить чужие судьбы. Работу Анны Кузьминых выделяет любопытное сочетание бытовой иронии с потусторонней атмосферой, которую старой квартире придает экспрессивный свет и детали в кадре.
«Переаттестация» (2020)
«Переаттестация» (2020)
«Переаттестация» (2020)
Среди короткометражек последних лет можно найти не только забавные шаржи на современную жизнь и людей, но и пронимающие до мурашек социальные драмы. Одна из самых ярких — «Собирайся, поедем на праздник», участвовавшая в смотрах множества кинофестивалей — от «Кинотавра» до американских и европейских мероприятий. Постановщица Ламара Согомонян получила ряд премий как лучшая женщина-режиссер за действительно важную и вдумчивую работу о столкновении древних традиций и современности.
Сюжет короткой ленты, победившей в конкурсе сценариев «Быстрый старт», разворачивается в отдаленном поселении. Уставшая и не выпускающая сигарету из рук гинеколог Майя (Дарья Мороз), приехавшая курировать здешних врачей, узнает о том, что за ее спиной проводят женское обрезание — варварскую операцию, калечащую молодых девушек. Однако в тех краях это самое обычное дело, и женщине приходится столкнуться с менталитетом местных жителей.
«Собирайся, поедем на праздник» (2021)
«Собирайся, поедем на праздник» (2021)
«Собирайся, поедем на праздник» (2021)
«Собирайся, поедем на праздник» (2021)
«Собирайся, поедем на праздник» (2021)
Согомонян поднимает весьма важную и актуальную проблему, у которой пока нет решения, — и насыщает изобразительное пространство виртуозно снятыми пейзажами заснеженных гор, создающими ощущение безлюдья и отчуждения. Такая атмосфера и деликатное, но точное раскрытие темы обеспечили фильму победы на международных фестивалях, а саму постановщицу привели в режиссерское кресло четвертого сезона хитовых «Содержанок».
Путевка в большое кино
Многие короткометражки демонстрируют столь интересные жанровые концепты, что не только запускают карьеры перспективных авторов, но впоследствии становятся основой для полнометражных фильмов и сериалов. В 2018 году известная постановщица Анна Меликян сняла стильную картину «Нежность» — историю о неуверенной в своей привлекательности женщине, поставившей себе цель переспать с мужчиной за сутки.
Ленту, виртуозно выполненную в стилистике советского кино оттепели с оттенками французской новой волны, сопровождал остроумный закадровый комментарий Константина Хабенского, где намерения девушки приравнивались к военной стратегии. История ярких персонажей в исполнении Виктории Исаковой и Евгения Цыганова явно не закончилась, и через несколько лет «Нежность» стала одноименным сериалом, сохранившим черно-белую ретростилистику, иронию и позитивное настроение короткого метра. Успех проекта подтверждается и тем, что 1 января 2024 года выйдет его второй сезон сериала.
«Нежность» (сериал, 2020)
«Нежность» (сериал, 2020)
«Нежность» (сериал, 2020)
«Нежность» (сериал, 2020)
«Нежность» (сериал, 2020)
«Нежность» (сериал, 2020)
В основном малые формы становятся источником вдохновения для жанров фантастики, хорроров и триллеров. Можно вспомнить массу примеров из зарубежной киноиндустрии: напряженная зарисовка Дэмьена Шазелла о барабанщике и его требовательном учителе превратилась в оскароносную «Одержимость», а снятая студентами Джеймсом Ваном и Ли Уоннеллом жуткая сценка о кровожадной ловушке переросла в культовую хоррор-франшизу «Пила», которая продолжается и по сей день.
«Одержимость» (2013)
«Одержимость» (2013)
«Одержимость» (2013)
«Одержимость» (2013)
Именно короткий метр помог молодым и талантливым авторам получить финансирование на прославившие их картины. Иногда длинные фильмы вдохновляются короткометражками через много лет, как это случилось с экспериментальным фотороманом Криса Маркера «Взлетная полоса» и полнометражной антиутопией Терри Гиллиама «12 обезьян».
По тому же пути пошел Петр Федоров, чей 24-минутный сюрреалистичный триллер Last Quest недавно стал основой одноименного сериала, выделяющегося экспериментальным повествованием и экспрессивной операторской работой. Предпосылки проследовать этой же дорогой есть и у Николая Лупанова — создателя короткометражного фантастического фильма «Администратор прощаний. Введение», само название которого намекает на возможное расширение сюжета.
«Администратор прощаний. Введение» (2022)
«Администратор прощаний. Введение» (2022)
«Администратор прощаний. Введение» (2022)
«Администратор прощаний. Введение» (2022)
«Администратор прощаний. Введение» (2022)
Действие камерной ленты с Юрой Борисовым разворачивается через 20 лет после атомной войны. Молодой постановщик не только демонстрирует умение создавать мрачную и насыщенную атмосферу с помощью цвета, света и креативного реквизита, но и раскрывает яркую и весьма оригинальную сай-фай-идею — эвакуацию сознания из кошмарного настоящего в светлое прошлое. Событиями 16-минутного фильма эта концепция явно не должна ограничиваться.
Не зря говорят: краткость — сестра таланта. Погружение в мир короткометражного кино открывает множество любопытных кинематографических идей и свежих дарований, которые могут сформировать будущее индустрии. Благодаря фестивалям и стриминговым сервисам у молодых режиссеров появляется все больше возможностей заявить о себе, а у зрителей, критиков и продюсеров — отыскать новые яркие голоса в богатом и многоликом мире киноискусства.
При этом авторы таких картин преимущественно не зарабатывают денег на своих работах и отдаются творческим порывам, ведь короткий метр — это прежде всего проверка молодых творцов и их идей, в рамках которой возможны почти любые эксперименты. В наше время, когда кинематографисты все больше ориентируются на финансы, бренды и звездный статус актеров и актрис, малая форма киноискусства кажется особенно ценной и притягательной.
В главных ролях: Роман Васильев, Станислав Румянцев, Ася Кожуховская
Режиссер: Аша Шовган
Смотреть