Кроссжанровые проекты в последние годы стали заметным и популярным явлением в киноиндустрии. Именно благодаря смешению разных жанров кинематографистам все чаще удается привнести в свои работы нечто уникальное, расширить границы кино- и телевизионного контента. В сериалах сочетают комедию и драму, но этим не ограничиваются: трагедию могут разбавлять элементы фантастики, романтический фильм — детективная история.
Благодаря мультижанровости к проекту можно привлечь ту часть аудитории, которая при ином раскладе не была бы им заинтересована. Смешение жанров помогает современным онлайн-кинотеатрам расширять зрительскую базу и, конечно, наращивать лояльную аудиторию. Для кинематографистов вдобавок ко всему множество направлений — это куда большее пространство для экспериментов. Посредством пересечения разных форматов история может обогатиться как эмоционально, так и содержательно.
Детективы и мистика
Классическим кроссжанровым проектом можно назвать «Твин Пикс» Дэвида Линча. Сериал, который за несколько десятилетий обрел культовый статус и армию преданных фанатов, представляет собой мастерский сплав детектива и мистической драмы. С одной стороны, на экране разворачивается довольно запутанное расследование убийства старшеклассницы Лоры Палмер в небольшом городке Твин Пикс.
С другой, главный расследователь, спецагент ФБР Дейл Купер, с каждым эпизодом все глубже погружается в загадочные тайны города, наполненного мистикой и сверхъестественными явлениями, о природе и механизмах которых поклонники шоу спорят по сей день. На протяжении трех сезонов «Твин Пикс» и пугает, и захватывает внимание, и даже смешит. В этой же парадигме — смешении мистики и детектива — работают и не менее культовые «Секретные материалы».
И смешно, и грустно
Один из самых распространенных кроссжанровых форматов — драмеди. На этом сочетании выстроен популярный сериал «Клиника», продержавшийся в эфире телеканалов NBC и ABC девять сезонов. Проект посвящен жизни и карьере молодых врачей, многие из которых едва вошли в профессию. С одной стороны, сюжет уделяет внимание смешным эпизодам из медицинской практики. С другой, поднимает и довольно серьезные вопросы: цена врачебной ошибки, карьерные распри, постановка неверного диагноза, общение с родственниками пациентов. Сериал сочетает комедию и драму, делая историю более реалистичной и, как следствие, близкой зрителю.
Среди отечественных драмеди можно выделить сериал «Большая секунда» Виктора Шамирова. В центре событий — два автора, работающих над сценарием, но без особого желания. Все дело в том, что профессиональной драме предшествовала личная: герои некогда были вместе, но расстались и долгие годы не общались друг с другом. Большой автор и драматург, Шамиров нетривиально соединяет драму горе-влюбленных с комедийными обстоятельствами, в которых они то и дело оказываются.
Фантастическое и криминальное ретро
Более сложносоставной пример кроссжанрового проекта — сериал «Очень странные дела». Один из главных хитов Netflix умело сочетает в себе и подростковую драму, и фантастическую составляющую, и настроение ностальгического ретро 80-х. В более поздних сезонах появляются и элементы фильмов ужасов.
Сериал, созданный братьями Даффер, очень грамотно работает с жанрами, в каждом из сезонов делая разнообразные акценты. Важную роль в кроссжанровости «Очень странных дел» играют пасхалки и отсылки к поп-культурным явлениям, темам и событиям 1980-х. Во многих интервью создатели признавали, что вдохновлялись произведениями Джона Карпентера, Дэвида Линча, Стивена Спилберга, а также Стивена Кинга и даже Г. Ф. Лавкрафта.
Кроссжанровость часто появляется и в криминальных историях. Например, в популярном сериале «Фарго» объединились и личностные драмы неординарных персонажей, и криминальная завязка истории, в которой оказались замешаны несколько противоборствующих сил, и детективная линия, связанная с расследованием разнообразных убийств. Не обошлось в проекте Ноя Хоули и без комедии, в частности черного юмора. На высоком градусе саспенса и на контрасте героев, которые балансируют между жизнью, смертью и абсурдно комичными ситуациями, держится вся история.
Отечественный микс
Сериал «Дети перемен» также работает в кроссжанровой парадигме, использует популярные комбинации, нацеленные на усиление драматического эффекта и расширение возможностей для будущих сюжетных поворотов. С одной стороны, перед нами история семьи, которая всеми способами пытается оставаться вместе. Флора (Виктория Исакова) по-своему воспитывает трех подростков (Слава Копейкин, Макар Хлебников и Хетаг Хинчагов), но за всех одинаково болеет душой и сердцем. С другой, здесь показана атмосфера криминального мира 90-х, который начинается буквально на выходе из дома: и живописная фактура, и знакомая лексика, и типовые промыслы эпохи — продажа китайских подделок, «крыша» коммерсантов, незаконное предпринимательство, рэкет, бандитизм.
Другой пример кроссжанрового проекта — сериал «Черное облако», объединяющий в себе мистическую составляющую, полунаучную фантастику и закрученный детектив с нелинейным повествованием, застрявшим между флешбэками и флеш-форвардами. Проект режиссера Карена Оганесяна и сценаристки Дарьи Грацевич о сложном подростке Ольге, которая при вспышках ярости выпускает из себя черный дым (но это не точно). В то же время все, кого девушка ненавидит, умирают при загадочных обстоятельствах. Сериал одинаково увлекает и хитросплетенной интригой, и объемными, неординарными героями, и мистикой, которой пропитаны одновременно и детективная, и драматическая линии.
Будущее кроссжанровости
Кроссжанровый подход, детали которого проявляются и в визуальном, и в драматургическом строении, становится краеугольным камнем современных кинематографистов, на который они с удовольствием опираются, словно на фундамент.
Благодаря такому подходу можно и глубже раскрыть тему, и затронуть в развлекательной истории важные вопросы социальной и философской направленности, и продемонстрировать героев с разных сторон, добавив им объемный характер. В рамках чистых жанровых картин такую вариативность представить довольно сложно. Очевидно, что кроссжанровых сериалов будет только больше.