ПОДБОРКА

Люди против стихии: 8 фильмов о выживании в экстремальных условиях

Анна Самойлова

Кинокритик, киновед

Земля, огонь, вода и воздух — элементы, которые завораживают и ученых наших дней, и античных философов. Без них немыслима жизнь. Но, когда природа раскрывается на полную мощность, она способна погубить. Буйство четырех стихий неоднократно находило отражение и в кино. Мы вспоминаем 8 фильмов-катастроф, где герои противостоят природе и самим себе.

«Двое»

Супруги дикарями отправляются вглубь тайги. Парой движет стремление найти целебные озера, способные решить проблему и подарить долгожданного ребенка. Поход протекает в тяжелых условиях, которые усугубляют усталость, страхи и обиды героев. Андрей высказывает желание расстаться, новость становится серьезным потрясением для Нади. Впоследствии это решение приводит героев в безвыходное положение. Муж с женой остаются один на один с прибывающей водой, которая превращает непроходимые леса в западню.

В драме Тимофея Жалнина таежные леса становятся героем повествования. Природа строга к праздным путникам, но заботлива с теми, кто пытается спрятать в ветвях горе. Отчужденность от внешнего мира и, прежде всего, от деспотичного отца Нади дает супругам время проработать проблемы брака. Но кто из них сумеет выбраться из заповедного края — дочка предпринимателя, мечтающего обустроить тайгу под личные нужды, или парень, рожденный в этом удивительном крае?

«Отмель»

Спустя время после страшной потери Нэнси хватает доску и пускается покорять волны пляжа Калифорнии. Но желанию отдохнуть наедине с собой и излечить душу не осуществиться. В глубинах волн скрывается белая акула, уже погубившая кита. А что для нее маленькое человеческое тело? Молодая женщина вступает в неравную схватку с хищником, но с каждой минутой она становится слабее, а зверь ожесточеннее.

Борьба хрупкого человека с прирожденным убийцей завораживает зрителей. В «Отмели» изображение противостояния стройной серфингистки и белой акулы становится не самоцелью. Это метафора внутренней борьбы и визуализация мысли о том, что человек, вопреки телесным и душевным слабостям, стоек. Он способен вновь и вновь собирать себя из кровавого праха, чтобы находить силы для новой борьбы и даже не забывать вновь восторгаться многогранностью мира.

«Во власти стихии»

Тэми просыпается под шум воды, льющейся сквозь щели в яхте. Девушка брошена посреди бесконечного космоса океана. Надежды на счастливое спасение нет. Но одновременно героиня в силах помочь другому. Ричард, ее возлюбленный, получил серьезные ранения и оказался отброшенным волнами на много метров. Самостоятельно мужчине не доплыть до ненадежного, но единственного судна. Молодая женщина добирается до него. Но что делать паре дальше? А главное, как началась эта история?

События фильма разворачиваются в двух временных отрезках: в настоящем, где герои перед лицом смерти, и в прошлом, когда они только познакомились. Чередование эпизодов создает сложный рисунок, в котором преодоление личных проблем рифмуется с выживанием. А прошлое опаснее водной стихии.

«Замерзшие»

Трое друзей едут на зимний курорт, а это значит, что в программу войдет спуск на лыжах. Но природный мир внесет коррективы в планы героев. Небрежный работник подъемника не замечает маленькую группу туристов и отключает оборудование на неделю. Троица остается в буквальном смысле слова в подвешенном состоянии без еды и тепла в окружении волков и циклона.

В триллере «Замерзшие» пугает не только снежная стихия, но и человеческий фактор. Люди чаще становятся виновниками трагедий, чем суровые условия. Повествование редко выходит за пределы маленького подъемника. Герметичность кадра и статичность камеры становятся наглядной метафорой «сковывающего мороза», а крупные планы актеров позволяют увидеть, какое влияние минусовые температуры оказывают на человеческую плоть и дух.

«Спитак»

Землетрясение в Армении, в городе Спитак, свело в одной точке незнакомых людей. Среди них оказались французская журналистка, которая мечтает достоверно передать события, лица и разрушения, и мужчина по имени Гор. Герой возвращается на родину, чтобы найти под завалами дочку и жену. Эти персонажи словно два полюса, два взгляда на трагедию: отстраненный и личный.

Фильм Александра Котта основан на реальных событиях. По словам режиссера, для него было важно показать не само разрушение, а то, как люди объединились перед одной трагедией. В фильме также само землетрясение длится несколько кадров, остальное повествование посвящено тому, как выжившие пережили случившееся. Человеческое горе страшнее разбитых стен и пепелищ.

«Небесный огонь»

Сяомэн — ученый-сейсмолог. Девушка выбрала профессию не случайно: родители также изучали поведение вулканов. Несколько лет назад мать героини трагически погибла после пробуждения горы на острове Тиануо. Благодаря Сяомэн роковой вулкан оснастили датчиками, способными уловить момент, когда вновь появится угроза извержения. И вот, устройства фиксируют приближение опасности. Неприятную правду стараются не замечать те, кому не выгодно покидать обустроенные территории острова.

Фильм Саймона Уэста показывает трагедию на нескольких уровнях (как Джеймс Кэмерон в «Титанике»). Катастрофу переживают разные категории людей. Простые жители наиболее беспомощны перед бедой, для них она становится новостью. Исследователи к своему горю заранее знали печальные последствия активного вулкана. Представители элиты острова — владельцы местного курорта — тоже были в курсе, но оставались глухи к прогнозам. Подобная неосмотрительность и привела к большему количеству смертей. Однако перед лицом опасности каждый получает шанс на искупление.

«Волна»

В XX веке в Норвегии с разницей в 30 лет случилось два мощных цунами, которые стали причиной разрушения десятков домохозяйств и сотни смертей. Угроза повторения трагедии в живописной стране сохраняется до сих пор. Тревожные предчувствия легли в основу картины «Волна» об отце семейства, который, преодолевая невозможное и опережая течение воды, спасает маленькую дочь, а затем и жену со старшим сыном.

«Волна» способна удивить зрителей сценами разрушений. Но в первую очередь драма поражает тем, насколько тонко созданы характеры персонажей. Под влиянием паники в людях просыпается инстинктивная тяга выжить. В этом состоянии каждый доходит до подлости. Побеждают только те, кто готов умереть ради других — и эта мысль пронизывает кульминацию истории.

«Дело храбрых»

Основанный на реальных событиях фильм рассказывает о команде пожарных из Аризоны. К отряду во главе с командиром Эриком Маршем присоединяется новобранец, успевший запятнать биографию криминальной жизнью. Под контролем старших товарищей парень овладевает ремеслом и избавляется от дурных наклонностей. Жизнь могла бы течь размеренно, но команде поручают ликвидировать лесное возгорание.

Медлительное, наполненное бытовыми подробностями, начало фильма знакомит с героями, их семьями и образом жизни. Для зрителей персонажи становятся не бравыми пожарными с картинки, бросающими плоть в языки пламени. Они показаны личностями со слабыми и сильными сторонами, готовыми пожертвовать собой ради других. Неторопливость обрамляет непродолжительный, но пугающий эпизод, когда люди попадают в огненную ловушку. Благодаря этому темпу раскрывается истинная суть подвига.