Беззаконие и понятия
Одной из центральных тем сериалов и фильмов «Нового сезона» стали 90-е. Кажется, российская индустрия никогда не отойдет от этой сложной и неоднозначной эпохи, споры о которой ведутся по сей день и на ТВ, и в онлайн-кинотеатрах, и во вселенной YouTube.
Острым высказыванием о смертной казни, которую во второй половине 90-х отменили в России, стал сериал Okko «Аутсорс» — совместный проект продюсерской компании «Среда», режиссера Душана Глигорова («Хрустальный») и сценаристки Анны Козловой («Самка богомола»). Лента, показанная в первый конкурсный день, стала одной из наиболее обсуждаемых среди зрителей. По результатам голосования «Аутсорс» — самый ожидаемый сериал «Нового сезона».
События разворачиваются в середине 90-х в маленьком провинциальном городе, где расположена тюрьма особого режима. В кадре формата 3:4, рамки которого давят точь-в-точь как стены в неволе, один за одним появляются работники этого учреждения (Эльдар Калимулин и Данил Стеклов). Чуть позже мы узнаём, что они палачи — исполнители высшей меры наказания.
К ним присоединяется новенький Костя (Иван Янковский). Поначалу непохожий на них, молчаливый герой якобы с синдромом спасателя постепенно превращается в тюремного предпринимателя, который строит бизнес на крови. Зрителя будто маятник раскачивает из стороны в сторону — от атмосферы безудержного веселья до жесточайших эпизодов насилия, от которых кровь в жилах стынет.
Совершенно иначе смотрелся сериал «Дети перемен» Сергея Тарамаева и Любови Львовой — совместный проект START, Wink.ru и телеканал НТВ. Перед нами снова середина 90-х, но в центре внимания — история семьи, которая рушится из-за целого комплекса причин. Через призму важнейшей ячейки общества, без которой не было бы государства, «Дети перемен» говорят о крахе страны (кажется, не только в 90-х).
По сюжету трое сводных братьев (Слава Копейкин, Макар Хлебников и Хетаг Хинчагов) живут с матерью-одиночкой, которая работает водителем троллейбуса (Виктория Исакова). Территорию в городе делят ОПГ, на задворках процветают подпольные стрип-клубы, а на заводах не платят зарплату.
Каждый из братьев по-своему встраивается в лихие времена: один хочет заработать, второй мечтает подняться по «карьерной лестнице». Герой Копейкина (старший брат) прислуживает главарю ОПГ Сергею Михайловичу (Тимофей Трибунцев) — персонажу жестокосердному, балансирующему на грани то ли абсурда, то ли безумия. Средний брат (Макар Хлебников) — персона творческая. Парень хочет стать художником и дружит с молодым милиционером, который расследует деятельность ОПГ, частью которой является герой Копейкина.
Наконец, свое видение 90-х предлагает режиссер Владимир Зинкевич («Спайс бойз») в полнометражной картине «Где наши деньги?» — проекте Zoom Production и «Плюс Студии», который по результатам голосования был назван лучшим фильмом «Нового сезона». Завязка проста: трое парней решают ограбить банк в родном городе. Они ломают стену и выносят миллион рублей. Только наутро в новостях всплывает известие, что из хранилища исчезло 25 миллионов. Куда делись остальные деньги и что там вообще произошло, пытается выяснить следователь, который допрашивает двоих из троицы грабителей.
90-е у Зинкевича — настоящий ураган насилия, убийств и обмана, набирающий обороты в нелинейном повествовании. «Где наши деньги?» с Кузьмой Котрелёвым («Ячейка общества»), Андреем Максимовым («Слово пацана. Кровь на асфальте») и Александром Тарасовым («Добро пожаловать в семью») в главных ролях — одновременно и признание в любви ушедшей эпохе, и пародийный экшен-детектив, в действительности высмеивающий 90-е. Да, бандиты здесь умирают пачками, а обоймы оружия пустеют с завидной частотой. Ничего серьезного, это исключительно криминальный аттракцион без начала и конца.
Сказочная мультивселенная
Сказки — главный тренд и этого, и, возможно, нескольких следующих сезонов, учитывая, какое их количество сейчас в разработке и у продакшен-компаний, и у онлайн-кинотеатров. Долгожданной премьерой «Нового сезона» стал чудо-сериал START «Последний богатырь. Наследие» Антона Маслова — масштабное продолжение знаменитой трилогии. На фоне остальных проектов лента разительно выделялась — уровнем продакшена, визуала, графики, декораций и костюмов, которому нечего было противопоставить. Попечительский совет «Нового сезона» наградил сериал специальным призом, не предусмотренным регламентом.
В первых эпизодах зрителям объясняют, что Иван (Виктор Хориняк), сын Ильи Муромца, создал новую сказочную вселенную, победив древнюю Тьму в триквеле «Последнего богатыря». Теперь он носит бороду и воспитывает двух дочерей, которых родила ему Василиса. Старшая Марья (Арина Рожкова) унаследовала от отца богатырскую силу, младшая Софья (Эвелина Мазурина) практикуется в колдовстве.
Вместе с магом Белогором (Владислав Ветров) Иван правит Белогорьем, пока не сталкивается с волшебником Северином (Александр Устюгов), который сначала приносит недобрые вести о будущем, а потом сам и становится их причиной. Судя по всему, в следующих эпизодах нас ожидает увлекательное путешествие с массой как знакомых, так и новых героев. Действие разделяется на два подсюжета: один разворачивается в сказочном мире Белогорья, другой — в современной Москве.
Мир глазами подростков
Еще одним вектором «Нового сезона» стали подростки, точнее истории, ориентированные в первую очередь на молодую аудиторию. Premier с новым генпродюсером Давидом Кочаровым заявил о старте молодежной линейки, одним из проектов которой стал сериал «Жвачка» режиссера Александра Цоя («Смычок»), шоураннера Андрея Бегунова («Престиж») и «Киностудии КИТ».
В центре событий — парень Рома (Антон Рогачев) и девушка Галя (Дарья Балабанова). Он — популярный стример из состоятельной семьи, живущий одним днем. Она — девочка из детского дома, которая мечтает поступить на сценарный факультет ВГИКа, но воспитательница хочет ее от этого отговорить. Рома записывает пранк с попыткой самоубийства, ролик замечает Галя. Искра, буря, безумие — и девушка подстерегает парня в океанариуме, где набрасывается на него с целью познакомиться. «Кажется, она прилипла к тебе, как жвачка», — ехидно подмечает товарищ Ромы. Сериал выглядит стильно, хотя историй о подростках в духе Ромео и Джульетты снято уже бесчисленное количество.
Выразительно смотрится сериал Premier «Фарма». Проект Марии Кравченко («Жена олигарха») и кинокомпании «Красный квадрат» («Пять копеек») обращает внимание и на нелегкую жизнь подростка, и на положение в стране инвалидов, которым необходимы дорогостоящие лекарства.
Сюжет построен вокруг Антона (Марк Эйдельштейн) — 18-летнего парня с прогрессирующей миодистрофией, из-за которой он вынужден передвигаться на инвалидном кресле. Семья героя собирает необходимые документы и обращается в региональный минздрав, но круговорот бюрократического ада приводит их к суровой чиновнице, которая заставляет искать новую порцию бумажек, отказывая в государственном обеспечении медикаментами. Тогда старший брат Миха (Никита Павленко) решает создать лабораторию по нелегальному производству препаратов, в том числе лекарства для Антона.
В «Фарме», конечно, не обходится без криминала (не такого жесткого, как в 90-е, но где-то рядом): будут и ограбления, и перестрелки, и маски-шоу. Судя по первым сериям, тема инклюзивности все-таки на втором плане: Эйдельштейна в кадре преступно мало, как и внимания к его диагнозу и существованию.
Солнце, пляж и отдых
Не показать на «Розе Хутор» истории, события которых разворачиваются на других курортах, кажется, было невозможно. Так, на «Новом сезоне» продемонстрировали «Море на двоих» — романтическую комедию, которую снял передвигающийся на коляске Владимир Рудак, выпускник «Киношколы без границ». Уже восемь лет это учреждение бесплатно обучает людей с особенностями в развитии, которые хотят начать свой путь в кино. «Море на двоих» — первый полнометражный игровой фильм, который сделан выпускником этой школы при поддержке генпродюсера Kion Игоря Мишина.
Подросток Максим (Алексей Лукин) работает в социальном центре. Его туда пристроил отец будто бы на тестовый период: мол, покажешь себя здесь, а потом найдешь «нормальную работу» в Москве. В центре парень знакомится с Анной (Алина Дулова) — психологом и спортсменкой, которая передвигается на инвалидной коляске. Девушке необходимо сопровождение на соревнованиях в Геленджике, и Максим едет с ней, хотя оба компанией в этом путешествии не очень довольны.
В лучших традициях ромкомов между героями промелькнет искра, из которой разгорится пламя. «Море на двоих» — один из наиболее интересных проектов «Нового сезона» с точки зрения инклюзии и реалистичной демонстрации существования инвалидов-колясочников.
На юг (если быть точным, в Турцию) отправляются и участники «Квартета И» в комедии «Один день в Стамбуле». Это совместный проект START и компании Yellow, Black and White, в основе сценария — спектакль «Квартета И» под названием «Один день из смерти Вадика Беляева». Артисты решили все-таки отойти от франшизы «О чем говорят мужчины», которая кажется бесконечной (в настоящий момент вышло четыре полных метра этого цикла), и наконец появиться на экране в совершенно других образах.
Леонид Барац, Ростислав Хаит и Александр Демидов (позже к ним присоединится и Камиль Ларин) приезжают в Стамбул по приглашению общего друга — бизнесмена Вадика. Оказавшись в городе, ребята узнают, что Вадик умер… Но их запланированный отдых по системе «все включено» уже оплачен — не отказываться же от него. Помощник бизнесмена Паша (Тарас Кузьмин) решает вопросы, связанные с похоронами, а в это время товарищи садятся на яхту и устраивают импровизированные поминки.
Оказывается, «всех хороших Вадиков уже разобрали»: их друг был связующим звеном компании. Как теперь дальше без него — большой, отнюдь не риторический вопрос. Как и в других проектах «Квартета И», фирменный юмор и искрометные диалоги — два мощных кита, на которых держится обаяние «Одного дня в Стамбуле».
Непосредственно на горных курортах Сочи снимался еще один сериал, представленный на «Новом сезоне», — «Красная Поляна» режиссера Романа Прыгунова, ответственного за франшизу «Беспринципные». Проект кинокомпаний Locator, Zoom Production и «Плюс Студии» рассказывает об авантюристке Саше (Рината Тимербаева). Под давлением начальника охраны отеля в Сочи (Николай Фоменко) девушка ищет группу мошенников, которая шантажирует местных состоятельных бизнесменов.
В легкой и непринужденной комедийной манере Прыгунов сталкивает представителей разных социальных слоев. Среди героев не только лица высокого и сверхвысокого достатка, но и обслуживающий персонал гостиниц и казино, который, как оказывается уже в первых эпизодах, далеко не так прост и глуп. Мир богатых безумцев, у которых свои причуды, привлекал и в «Беспринципных». «Красная Поляна» использует схожую формулу для знакомства с вселенной горного курорта и его законов.
Технологии и мистика
Не обошлось на «Новом сезоне» без современных технологий. Иви представил сериал «Чужие деньги» — проект Team Films от режиссера Игоря Твердохлебова («Библиотекарь») по сценарию Сергея Минаева и Дмитрия Минаева («Золотое дно»). Главная тема сериала — махинации с криптовалютой и последствия, которые не заставят себя долго ждать, если ты взял чужое и считаешь, что можешь спать спокойно.
Аферисты Алексей (Максим Матвеев) и Никита (Сергей Волков) кинули опасных дельцов из Казахстана, которые готовы разделаться с мошенниками жесточайшим образом. Ребята думают залечь на дно, но перед этим провернуть последнее дело — обналичить криптовалюту некоего Аркадия, который уже связался с ними и сообщил детали. Только Аркадий (Гоша Куценко) — держатель общака группы чиновников, который отвечает за него головой. Успешно кинув мужчину, Алексей разрабатывает гениальный план — заменить себя двойником. Но все катится под откос, когда вмешиваются мстительные казахи. Тот случай, когда харизматичные актеры и лихо закрученный сюжет не оставляют сомнений — смотреть дальше просто необходимо.
За мистическую составляющую на «Новом сезоне» отвечал сериал Okko «Мы здесь, чтобы вам помочь» — проект режиссера Дмитрия Тюрина («Эпидемия») и кинокомпаний Lookfilm, «Место силы» и Originals Production. Это сложносоставной сериал, авторы которого явно вдохновлялись и «Охотниками за привидениями», и «Людьми в черном», и «Сверхъестественным». Все это переложили на эстетику русской безнадеги — разбитые подъезды, мрачные больницы, едва освещенные улицы и мерцающие лампочки по поводу и без.
Экс-следователь Макс (Алексей Маклаков) и его молчаливый лысый напарник (Арсений Касперович) охотятся за привидениями в наши дни. На радары сыщиков попадает загадочная сущность, которая переселяется из одного тела в другое. Ее цель — рыжие женщины средних лет. Именно такой является героиня Марьяны Спивак, воспитывающая в одиночку сына. Потеряв маму во время пожара, 12-летний парень (Вадим Филипченко) намерен докопаться до правды и наказать зловещего призрака. Помогут ему в этом те самые охотники.
«Мы здесь, чтобы вам помочь» — редкий на фестивале проект в жанре мистического триллера. По первым эпизодам выглядит как небезынтересный эксперимент, за которым хотелось бы понаблюдать в дальнейшем.