ЛОНГРИД

Почему сейчас так много подросткового кино

Алина Герман и Андрей Ахметзянов

Проект «кино про тебя»

Один из главных трендов российской киноиндустрии в этом году — фильмы и сериалы о проблемах подростковой жизни. В онлайн-кинотеатре START в новом сезоне выходят сериалы «Черная весна» и «Алиса не может ждать» — это заметные проекты молодежной линейки START YOUNG. ЦПШ летом выпустили подряд три полных метра с явным уклоном в тему трудностей переходного возраста: «Межсезонье», «Страна Саша» и «Асфальтовое солнце», а «Пионер» в конце октября прокатывает «Скоро кончится лето».

На самом деле, жанр подростковой драмы далеко не нов — просто на заре появления young adult-проектов им не уделяли такого большого внимания. Персонажи-подростки почти всегда были несколько рафинированными (особенно в американских сериалах нулевых) и часто подразделяясь на стереотипных спортсменов, ботаников или красавиц и красавчиков.

И вот в последние годы наступил новый виток популярности teen-проектов — тинейджеры получили больше медийного веса благодаря интернету. У них появились различные медиа-кейсы, позволяющие громко заявить о себе и заставить окружающих считаться со своим мнением (и, конечно, убедить уже, наконец, снимать о себе осмысленное кино). 

Естественно, в авангарде новых молодежных проектов конца десятых – начала двадцатых встали гегемоны HBO и Netflix, запустив «Эйфорию» и «Очень странные дела», «Конец ***ого мира» и «Половое воспитание» — мегапопулярные серьезные сериалы со сложными персонажами-тинейджерами, дорогим продакшном, выразительной картинкой, напряженным сюжетом и эмоциями на максимуме.

«Скоро кончится лето»

С небольшой задержкой волна «нового подросткового» докатилась и до российских платформ с кинотеатрами: фильмы и сериалы о детстве/юности эпохи свободы и перемен 80-90-х («Маша», «Мир! Дружба! Жвачка!», «Скоро кончится лето», «Асфальтовое солнце»), драмы о тотальном непонимании отцов и детей, но не с консервативной точки зрения родителей, а уже от лица самих подростков, кричащих о помощи, как в «Межсезонье» у Ханта, истории про первые отношения с противоположным полом («14+», «Страна Саша») и даже актуальные, но не совсем удобные экранные диалоги со зрителем на остросоциальные темы — как, например, проблема скулшутинга в «Дополнительном уроке».

Всё это примеры разных, но всеобъемлющих с точки зрения охвата широкой аудитории фильмов и сериалов, интересных и тем, для кого они снимались — для молодых людей, на которых по ту сторону экрана смотрят такие же ребята. С теми же проблемами, заботами, интересами, мировоззрением — всё, как у них.

Коннект установлен

А сейчас коротко расскажем о самых, по нашему мнению, ярких и заметных подростковых фильмах и сериалах этого года. 

Примечание редакции: проект «кино про тебя» любит говорить о кино на «ощущенческом» уровне. Алина Герман считает, что если кино — это терапия, то его важно прочувствовать и пережить через органы восприятия. Поэтому впереди вас ждет разбор проектов по цвету, вкусу, звуку, запаху, температуре, настроению, месту и наощупь.

«Алиса не может ждать»

Режиссер: Наталия Мещанинова

диагностика. фигурки. буквы. линзы. очки. очки маленькие. очки большие. очки в сеточку. таблетки, таблетки, таблетки, бады, витамины. предположения, диагнозы, ложные диагнозы.

кино как способ оттянуть наступление полной темноты.

это кино про тебя, если невыносимо устал, если отчаянно решаешь повзрослеть, затеваешь истинный бунт, если хочешь успеть зафиксировать себя настоящего, но никак не удается настроить фокус.

цвет: сахарная вата, волосы в цвет хрустальной розы, ресницы в цвет голубого пирожного, подводно-голубой цвет, горизонт над водой, глиттер на скулах, рябина и ализарин; и тут калейдоскоп красок схлопывается до точки.

вкус: черника натощак, горы черники.

звук: четвертая струна, второй лад, не подушечками, а кончиками пальцев.

запах: маминого ужина, краски для волос, пустого автобуса и желания успеть.

температура: три дня тепла в конце октября.

настроение: разрисовать обои в комнате.

наощупь: чокер из глянцевого бисера, шрифт Брайля и матовая оправа очков.

место: шестнадцатая или первая в жизни весна.

«Черная весна»

Режиссеры: Сергей Тарамаев, Любовь Львова

самолет переделан в грузовой бомбардировщик. можем лететь. но падение, сэр, бывает очень болезненным.

это кино про тебя, если урок окончен, если ты сейчас про холодную оттепель, про погадать по роману Сальникова, например, про испытать судьбу, про бросить всё и кинематографично выкурить пачку на балконе, про станцевать свой главный танец на краю пропасти; и точно про тебя, потому что эта весна в тандеме Тарамаев-Львова.

цвет: рыжая лиса, черная весна.

вкус: сладкий снег, соленое море, стейк с кровью и штрудель со вкусом мела.

звук: хорошо звучит, опасно, по законам справедливости и чести.

запах: чужого кого-то.

температура: ледяного револьвера, горячего разочарованного вздоха.

настроение: Лермонтов, Куприн, Чехов; и хочется не помнить никого, не знать.

наощупь: непослушная волна ее волос плавит воздух.

место: в аффекте, в прострации, в легком поэтическом возбуждении. диснейленд, святая святых, богема, джаз, коктейльчики.

«Скоро кончится лето»

Режиссер: Яна Скопина

а знаешь, не люби никого, и тогда ты будешь нравится всем, посылай к черту весь этот мир, и тобой будут восхищаться.

это кино про тебя, если сейчас всё окончательно запуталось, если ты будто во сне, после которого никогда не уснуть.

цвет: голубая пелена во взгляде, обращенном назад.

вкус: яблок, мяты и арбуза.

звук: аквариум, кино, гражданская оборона.

запах: ее аромат в душном, тесном зале. еще запах школьных коридоров, пыльной дороги, утренней травы, вечернего костра и футбольной площадки.

температура: сезон дождей.

настроение: вернуться в прошлое.

наощупь: это как ходить по стеклам.

место: на пороге выпускного, на пороге перемен, в сноподобном состоянии.

«Асфальтовое солнце»

Режиссер: Илья Хотиненко

сегодня ты — не взрослый, но и не маленький. кино как способ преодолеть себя, способ побега через страх и боль.

это кино про тебя, когда ты торопишься жить. легче, легче. мягче, мягче. когда ты — иллюстрация времени.

цвет: бирюзовый, алый и пурпурный; всё вокруг горит.

по вкусу: ежевичное, по вкусу сливочный пломбир, по вкусу имбирный пряник, лимонад буратино и жирное молоко с горячим хлебом.

звук: Сироткин звучит! «.. у-у-у не бывает, нету силы больше, чем твоя..»

запах: последнего лета детства.

температура: это как дышать огнем.

настроение: прочитать город, взять и оттолкнуться.

наощупь: упругая линия внутреннего становления.

место: в таблице Менделеева, в двойных листочках, на двойном подшипнике из полиуретана, в переменном постоянном токе, в силе мысли.

«Жиза»

Режиссер: Арсений Робак

это кино про тебя, если до твоего восемнадцатилетия пару лет, про тебя, если тебе восемнадцать независимого от возраста в паспорте. про тебя, если как себя ни веди — найдут, до чего докопаться. это кино про тебя, когда нет дороги назад и нет другого выбора; когда молодость против всех.

цвет: черная дыра в кармане поглощает свет, деформируя пространство (криминализация среды).

вкус: чистый мед, дешевая газировка.

звук: скрежет зубов глупости (всё по законам жанра).

запах: тонкой кожи и пули, прорезающей воздух.

температура: комнатная.

настроение: принять решение, хлопнуть дверью и бежать в слоу-мо.

место: пустое.

«Межсезонье»

Режиссер: Александр Хант

это кино про тебя, если сейчас ты задаешь себе много вопросов, заранее готовишься к ностальгии.

если ты не взрослеть хочешь, а жить хочешь, исследовать, нащупать и рассмотреть. совершить внутреннюю революцию. сказать «нет» маме — уже революция. это кино про тебя, когда дорога каждая минута, когда впечатления — твоя валюта. кино про тебя, если ты — тоненький, чистый и привередливый цветок, взрослеющий в этом несправедливом мире. про тебя, если ты мама или папа. и хочешь, как лучше.

цвет: мы на фоне фотообоев с елочками. смотрим только на красную точку.

вкус: борщ в школьной столовой.

звук: когда внутри тебя шум, а тебя и твой шум никто не слышит.

запах: канцелярской замазки.

температура: солнечный удар.

настроение: разрисовать заборы своими стихами и нарваться на конфликт; набрать в легкие воздуха, а в рот воды и сделать большой шаг к себе, отстоять свою любовь и право быть собой.

наощупь: песок в зубах, наверное.

место: где все боятся, а я не хочу бояться.