«Эффект бабочки»
«Нельзя исправить человека, не изменив его прежнее “я”».
Эван (Эштон Кутчер) унаследовал от отца-психопата одну особенность — провалы в памяти, блокирующие самые травмирующие события. Постепенно герой открывает в себе необычайную способность: читая свои дневники, он может возвращаться в детство и менять будущее. Но за каждую поправку придется нести ответственность.
Культовая картина, изменившая подход к кино о путешествиях во времени: классический сюжет здесь превращается в тревожный психологический триллер и семейную драму одновременно. В основе фильма — идея рассказа Рэя Брэдбери «И грянул гром», в котором человек, отправившийся в мезозойскую эру, случайно раздавил бабочку и превратил свое настоящее в тоталитарную антиутопию. Примечательно, что у «Эффекта бабочки» есть несколько альтернативных концовок, каждая из которых позволяет зрителю посмотреть на историю по-новому.
«Вечное сияние чистого разума»
«Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история».
Как пережить тяжелое расставание с любимым человеком? Разумеется, стереть его из памяти! Это вовсе не фигура речи: однажды флегматичный Джоэл узнает, что его бывшая девушка Клементина с помощью специальной процедуры удалила все свои воспоминания о нем. Мужчина решает последовать ее примеру, еще не подозревая, что ему предстоит самое удивительное путешествие в жизни: по собственному сознанию.
Лента получила премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Она до сих пор остается самой трогательной картиной XXI века и наиболее необычной мелодрамой для просмотра на 14 февраля. Фильм открыл широкой публике двух гениев-сюрреалистов: режиссера Мишеля Гондри и сценариста Чарли Кауфмана. «Вечное сияние чистого разума» также является доказательством того, что Джим Керри — выдающийся драматический артист, а Кейт Уинслет — яркая характерная актриса. Наконец, это просто история, сумевшая объяснить необъяснимость любви всему миру.
«Загадочная история Бенджамина Баттона»
«Можно долго злиться на то, как все сложилось, можно ругаться и проклинать судьбу, но в конце пути нужно смириться».
1918 год, Новый Орлеан. В день окончания Первой мировой войны на свет появляется чудо-мальчик Бенджамин (Брэд Питт), родившийся 80-летним стариком и молодеющий с каждым годом. Впереди его ждет необычайный путь, полный удивительных знакомств и исторических потрясений, слез и смеха, потерь и, конечно, любви. Гений-мизантроп Дэвид Финчер неожиданно для всех снял свою самую гуманистическую картину. Она вовсе не о невероятной патологии, а о том, что в жизни всегда есть место чуду, а вроде бы случайная встреча способна изменить человека в лучшую сторону.
«Беги, Лола, беги»
«Конец игры — это начало игры».
Лола бежит что есть силы. Ей нужно за 20 минут достать 100 тысяч марок, иначе босс убьет ее парня Манни. Нет времени объяснять. Времени вообще нет. Как и шанса на ошибку. Жизнь не терпит неудачников, а судьба не дает второго шанса. Или… все-таки дает?
Не будем спойлерить, в чем основная особенность «Беги, Лола, беги». Скажем лишь, что криминальный триллер немецкого режиссера Тома Тыквера (который, кстати, еще появится в этом списке) буквально взорвал мозг критикам и зрителям дерзостью формы, драйвовым темпоритмом и нестандартным подходом к повествованию. Эта лента наряду с «Бойцовским клубом» и «Красотой по-американски» изящно подвела итоги XX века, выразила протест кинематографа против закрепившихся устоев и подготовила почву для творцов нового столетия.
«Тьма»
«В конце концов, жизнь – это коллекция упущенных возможностей».
Хит Netflix, в одночасье занявший место в ряду самых культовых и высокооцененных сериалов нашего времени. Действие разворачивается в вымышленном немецком городе Винден. Здесь внезапно начинают пропадать дети, и все улики ведут на расположенную рядом атомную электростанцию, вызывающую временные аномалии. Запутанный сюжет охватывает 100 лет жизни Виндена: с 1953 по 2052 год. По сути «Тьму» можно назвать новым «Твин Пиксом» — так же сильно эта история увлекла зрителей по всему миру своими загадками, саспенсом и атмосферой провинциального захолустья, где каждый что-то скрывает.
«— Что бы вы ни сделали, все это станет не более чем жалкой каплей в бесконечном океане.— Но что есть океан, если не множество капель?»
Шесть эпох. Шесть героев. Одна душа. Экранизация бестселлера Дэвида Митчелла от упомянутого выше Тома Тыквера и дуэта Вачовски (авторов культовой «Матрицы») получилась поистине грандиозной. Визионерская притча о реинкарнации совместила в себе все возможные жанры: ситком и киберпанк, байопик и постапокалипсис. Судьбы нескольких непохожих друг на друга персонажей — от гениального композитора из Англии 30-х до официантки-клона из Сеула будущего — оказываются сплетены в единую историю о силе любви и свободы. Вишенка на торте — невероятный актерский каст: сразу по несколько ролей в фильме исполнили Том Хэнкс, Хью Грант, Хэлли Берри и многие другие.
«Магнолия»
«Мы можем забыть о прошлом, но прошлое о нас не забудет».
Как описать лучший — по его собственному мнению — фильм Пола Томаса Андерсона, одного из главных режиссеров современного авторского кино? Это примерно так же сложно, как показать красоту жизни во всем ее многообразии. Но «Магнолии» это удалось — и получилась история о череде невероятных совпадений и закономерностей, приобретений и потерь, знакомств и расставаний, пережитых в течение одного дня несколькими обитателями долины Сан-Фернандо. В основу картины легло несколько реальных мистификаций, а Том Круз исполнил в ленте одну из самых ярких и необычных ролей — эксцентричного телегуру, проповедующего потребительское отношение к женщинам.
«Случай» / «Осторожно, двери закрываются»
«Никто не ждал испанской инквизиции. Она пришла неожиданно».
На первый взгляд, между этими двумя фильмами нет ничего общего. Первый — размышление о конформизме от польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, признанного мэтра авторского кино. Второй — кажущаяся незамысловатой мелодрама с Гвинет Пэлтроу в главной роли. Протагонист «Случая» — Витек, разрывающийся между личной жизнью и политическими амбициями, а героиня Пэлтроу — Хелен, чей парень изменяет ей. Но оба сюжета основаны на теории возможных миров, согласно которой каждое новое событие рождает параллельную вселенную. Даже такое незначительное, как опоздание на поезд, — как в случае героев обеих картин. Ветвистое повествование позволяет зрителю увидеть разные исходы жизни персонажей и превращает просмотр фильма в интерактивный квест.
«Зачастую мне кажется, что во мне живут все те, кем я не стала».
Что может кардинально изменить человеческую жизнь? Порой хватает какой-то мелочи: забытого паспорта или подброшенной монетки. Главная героиня фильма, Джулия, плутает по чертогам своей памяти в поисках событий, определивших ее путь. Заодно она наблюдает за тем, как все могло бы измениться, поступи она в тот или иной момент чуточку иначе. Любовь и карьера, успехи и провалы, Германия времен падения Берлинской стены и футуристический Париж — Джулию ждет увлекательное путешествие по прожитой и непрожитым судьбам.