Невидимая профессия
Художник по реквизиту — одна из важнейших кинопрофессий, но объем выполненной специалистом работы рядовые зрители попросту не видят. На первый взгляд может показаться, что найти деревянный дом, обставить его мебелью, развесить по стенам семейные портреты или сувенирные тарелки, подогнать к порогу потертые «Жигули» не так уж сложно. Но реквизиторы прикладывают колоссальные усилия: ищут нужные предметы, приводят их в устраивающее художника-постановщика и режиссера состояние и поддерживают в пригодном для съемок виде в течение всего процесса. Реквизит должен работать на историю так же, как ракурсы камеры, положение героев в кадре и диалоги.
Анна Андроскова рассказывает, что попала в профессию случайно, но ее сразу заинтересовал реквизит и все, что с ним связано. После длительного обучения она в конце концов поняла, что эта профессия — именно то, чем она всегда хотела заниматься: «Найдите себе дело по душе, и вам не придется работать ни дня в своей жизни».
Анна Андроскова, реквизитор
Чем занимаются реквизиторы?
«Художник по реквизиту — это человек, занимающийся сложной работой по созданию визуальной наполняющей кадра. Сюда входит все, что зритель видит на экране: от машины, в которую садится главный герой, до ручки, которой он подписывает документы. Конечно, важна командная составляющая: обычно мы разговариваем с художником-постановщиком, с режиссером, обсуждаем будущую концепцию проекта. Если происходит так называемый мэтч, то вы видите красивую картинку на экране, которая передает видение создателей ленты. Повторюсь, все это возможно только при условии командной работы.
Если обобщать, то самое тяжелое, наверное, как раз синхронизироваться с худпостом и режиссером, понять их видение, точно знать, чего они хотят, и соответствовать ожиданиям. А еще тяжело собрать именно “свою” группу, чтобы это была больше семья, чем команда: один за всех и все за одного. К счастью, мне удалось найти такую “семью”, и мы уже четвертый год неразлучны».
Если обобщать, то самое тяжелое, наверное, как раз синхронизироваться с худпостом и режиссером, понять их видение, точно знать, чего они хотят, и соответствовать ожиданиям. А еще тяжело собрать именно “свою” группу, чтобы это была больше семья, чем команда: один за всех и все за одного. К счастью, мне удалось найти такую “семью”, и мы уже четвертый год неразлучны».
Анна Андроскова
Реквизитор
Реквизиторы, конечно, принимают участие в подготовительном этапе, работают над концептуальными особенностями окружающего героев мира. Этой темы в интервью нашему Журналу уже слегка касался режиссер и продюсер «Против всех» Алексей Татаренко, а теперь Анна Андроскова объясняет более подробно: «Перед проектом была долгая подготовка, читки сценария. Мы тщательно прорабатывали концепцию самого дома Занозиных, ведь там переплетаются истории нескольких поколений семьи, начиная с 1940-х годов и заканчивая нашим временем. Важно было сохранить наследие, не потеряв нить современности. Слаженная команда художника-постановщика, его ассистентов, режиссера, думаю, помогла нам прийти к согласию и единому видению. Что зрители и лицезрели на экранах».
Владения Занозина действительно были настоящим жилым домом. Команда нашла точную копию здания, в котором снимали сцены 40-х годов прошлого века, и привезли ее на место съемок. Так в Некрасовке среди современных многоэтажек появилась полноценная деревенская изба с огородом, сараем и уличным туалетом.
Все растения команда проекта высаживала в насыпанный прямо на детскую площадку грунт, за время съемок они прижились и начали плодоносить. Сложности подстерегали художников не только при поисках подходящего реквизита, сооружении полноразмерного дома или огородничестве, но и в других весьма нетривиальных ситуациях.
«Самая большая сложность, конечно, была с животными. В двух сезонах их очень много: курицы, кролики, свиньи, коровы, коты, собаки. С ними в целом всегда тяжело: уменьшается выработка, повышается нервозность. Думаю, весь район в Некрасовке запомнил, как визжала свинка, которую пытались завести в загон. Или как гримеру пришлось доить на площадке корову, потому что хозяйка не успевала приехать, а мы о наших животных заботимся. Так что потрясающая Олеся доила нам корову перед мотором!
Еще сложность была с доставкой танка, чтобы он не испортил асфальт там, где снимали декорацию офиса продаж. Приходилось под гусеницы прокладывать деревянные панели. В целом, трудностей хватало, но это всегда было весело».
Еще сложность была с доставкой танка, чтобы он не испортил асфальт там, где снимали декорацию офиса продаж. Приходилось под гусеницы прокладывать деревянные панели. В целом, трудностей хватало, но это всегда было весело».
Анна Андроскова
Реквизитор
Все съемочные департаменты — одна семья
Съемки — работа коллективная, департаменты должны действовать как один слаженный механизм, любые заминки и недопонимания грозят срывом сроков и ударом по бюджету проекта.
Анна Андроскова рассказывает, как строилось взаимодействие на площадке «Против всех»:
«Знаете, это один из немногих проектов, съемочная площадка которого не надоедала, потому что все департаменты, все ребята были семьей. Мы очень сдружились с первых дней — актеры, группа. Это было весело. А еще жарко, мокро, иногда грязно, под конец холодно, долго — некоторые смены длились по 18-19 часов. Но было так здорово, что вспоминаем мы с командой этот проект с большой любовью и теплотой. Я буду благодарна сериалу “Против всех” всегда».
Анна Андроскова
Реквизитор
Не обошлось на площадке и без забавных ситуаций. Во время съемки одной из сцен актер Сергей Степин уронил на себя крышку гроба. Это была чистая случайность, но именно она осталась в финальном монтаже.
Анна вспоминает и другой веселый курьез:
Анна вспоминает и другой веселый курьез:
«Конечно же, это снос танком офиса продаж! Это было нечто, просто представьте: стоит съемочная группа, собрались зрители со всего района, люди выглядывают из окон. КамАЗ, к которому тросами закреплены стенки здания офиса продаж, съемочное оборудование, режиссер с ковидом, сидящий отдельно ото всех в изоляции, командует: “Камеры, мотор”. И ничего. Танк врезается в здание, а оно чуть сдвигается и не ломается! Строили наши художники на совесть! После десяти неудачных дублей пришлось сносить офис реквизиторским вызванным трактором».
Анна Андроскова
Реквизитор
Начинающим художникам по реквизиту Анна советует развивать в себе несколько качеств характера. Первое — стрессоустойчивость. Работать предстоит много, долго и в самых разных условиях, будь то продуваемые всеми ветрами поля или узкие интерьеры «бабушкиной» квартиры. Второе — сообразительность: в условиях ограниченных сроков и бюджетов нужно уметь организовать все так, чтобы реквизит всегда отвечал художественным требованиям картины. Третье — коммуникабельность, ведь без этого невозможно наладить адекватные рабочие отношения с коллегами и представителями других департаментов. Но самое важное — любить свое дело и получать удовольствие от процесса. Ведь кинопроизводство — это тонкая материя, где вовлеченность каждого члена проекта важна так же, как своевременная дойка коровы на площадке.