ЛОНГРИД

Итоги Каннского фестиваля — 2025: не простая случайность, или как Neon снова зажег Круазетт

Анастасия Волосатова
Журналист, исследователь кино

В этом году вручение наград самого престижного киносмотра едва не сорвалось из-за отключения электричества во всем городе. Однако основное здание фестиваля оперативно перешло на автономный генератор, свет вернулся на экраны, церемония закрытия состоялась, а главный приз — совпадение это или нет — в очередной раз забрала картина студии с говорящим названием Neon. О том, что еще случилось на 78-м Каннском фестивале и какими фильмами* он запомнится, рассказывает постоянный автор START Анастасия Волосатова, побывавшая в эпицентре событий.

«Простая случайность» (2025) © Jafar Panahi Productions Les Films Pelleas
Список упомянутых фильмов Каннского кинофестиваля — 2025
  • «Миссия невыполнима: Финальная расплата»
  • «Уехать однажды»**
  • «Простая случайность»
  • «Сентиментальная ценность»**
  • «Тайный агент»**
  • «Финикийская схема»
  • «Звук падения»**
  • «Молодые матери»
  • «Умри, моя любовь»**
  • «Сират»
  • «Альфа»**
  • «Эддингтон»
  • «Досье 137»
  • «Два прокурора»
  • «Исчезновение Йозефа Менгеле»
  • «Великая Элеонора»
  • «Хронология воды»
  • «Сорванец»
  • «Новая волна»**
  • «Частная жизнь»**
  • «Все ее бывшие»**
  • «Хищные твари»**
  • «Выход 8»**
  • «Великолепная жизнь Марселя Паньоля»**
  • «Пришествие будущего»**
**Ожидается в прокате РФ
Том Круз, Жюльет Бинош и открытие
Обычно фестиваль начинается с железнодорожной станции города Канны. В этот раз прибывающие гости выходили из поезда на вокзал под аккомпанемент музыкальной темы из фильма «Миссия невыполнима». Приезд Тома Круза и премьера финальной части франшизы, где агент Итан Ханк спасает мир от угрозы уничтожения искусственным интеллектом и даже оказывается в Баренцевом море, стали главным голливудским аттракционом фестиваля.
Жюри 78-го выпуска, развернувшегося в даты с 13 по 24 мая, возглавила французская актриса Жюльет Бинош. На церемонии открытия она почтила память погибшей фотожурналистки из Газы, которая должна была присутствовать в зале, и таким образом заложила политическую интонацию всего фестиваля. Милен Фармер выступила с песней Confession, посвятив ее своему другу и режиссеру Дэвиду Линчу, ушедшему из жизни в январе этого года. Леонардо ДиКаприо вручил почетную «Золотую ветвь» Роберту Де Ниро, который, в свою очередь, тоже выступил с политическим посланием о будущем Америки. Под занавес разрядил обстановку Квентин Тарантино: он громогласно объявил о начале праздника кино, бросил на пол микрофон и удалился.
Открыл фестиваль легкий французский ромком с элементами мюзикла «Уехать однажды». В главной роли — певица Жюльет Армане, звучат хиты Stromae и Далиды, вспоминается лето и молодость. Это первый полнометражный фильм начинающей постановщицы Амели Боннен, родившийся из получившей премию «Сезар» короткометражки. Картина рассказывает о девушке, которая работает шеф-поваром в Париже и решает вернуться в родной город, чтобы переосмыслить происходящие тревожные события своей жизни, погрузившись в ностальгию.
Это была простая случайность
В этом году офис американской киностудии Neon расположился неподалеку от главного дворца — на знаменитой набережной Круазетт. На фасаде отдельно стоящего особняка вместе с логотипом красовалась неоновая пальмовая ветвь — символ Каннского кинофестиваля. Уже шестой год подряд независимый дистрибьютор попадает точно в цель, покупая фильмы, которые сначала побеждают тут, а затем уверенно идут на «Оскар».
Все началось с «Паразитов» в 2019 году и продолжилось «Титаном», «Треугольником печали», «Анатомией падения» и «Анорой». В этот раз компания приобрела сразу несколько конкурсных фильмов, многие из них стали лауреатами, а картина культового иранского режиссера Джафара Панахи получила «Золотую ветвь». Однако стоит отметить, что эта победа была закономерной и никого не удивила, в отличие от прошлогоднего неожиданного номинанта — «Аноры» Шона Бэйкера. Режиссер, кстати как и Марк Эйдельштейн, тоже навестил в этом году Лазурное побережье.
Команда фильма «Простая случайность» (2025) в Каннах. Скриншот из видео YouTube канала FRANCE 24 English
Джафар Панахи больше 15 лет не покидал страну из-за запрета на выезд, передавая свои работы для участия в кинофестивалях через посредников. Поэтому его визит в Канны на премьеру собственного фильма сам по себе стал событием. Лента «Простая случайность», маскируясь под художественно скромное роуд-муви, рассказывает притчевую историю о возмездии и гуманизме: группа знакомых пытается наказать своего врага, сталкиваясь с его частной жизнью. Получив «Золотую ветвь», Панахи стал редким обладателем наград всех трех главных фестивалей — Венецианского, Берлинале и теперь Каннского.
Режиссер Джафар Панахи с «Золотой ветвью» на фотоколле. Скриншот из видео с сайта festival-cannes.com
Дела семейные — главный лейтмотив фестиваля
«Сентиментальная ценность»
Другой фильм из копилки Neon, «Сентиментальная ценность» Йоакима Триера, получил второй по значимости приз — Гран-при. Один из главных хитов среди номинантов на «Пальмовую ветвь» спровоцировал волну эмоций — от обожания до полнейшего разочарования. Норвежский режиссер вернулся на Круазетт со своей музой — Ренатой Реинсве, которая, выиграв «Ветвь» за женскую роль в его предыдущем фильме «Худший человек на свете» в 2021 году, стала с тех пор знаменитостью.
«Сентиментальная ценность» (2025) © Kasper Tuxen
«Сентиментальная ценность» (2025) © Christian Belgaux
«Сентиментальная ценность» (2025) © Kasper Tuxen
В новой картине опять поднимаются проблемы взаимоотношений отцов и их детей: стареющий режиссер (Стеллан Скарсгард) пытается восстановить связь со справедливо обиженной на него взрослой дочерью, театральной актрисой. Апеллируя к Ингмару Бергману и помещая персонажей к артистическую среду, Триер в своей характерной хюгге-манере возводит семейные ценности в абсолют, выделяя в самостоятельный художественный образ родовой дом героев в Осло. Одна из ролей, поднимающая тему двойничества, досталась американской актрисе Эль Фаннинг.
«Тайный агент»
Разворачивающийся на фоне политической диктатуры в Бразилии 70-х псевдошпионский абсурдистский триллер «Тайный агент» Клебера Мендонсы Фильо (тоже куплен Neon) получил сразу несколько престижных наград. Это призы за режиссуру и лучшую мужскую роль звезды «Нарко» и «Падения империи» Вагнера Моуре, а также премия федерации кинокритиков FIPRESCI.
«Тайный агент» (2025) CinemaScópio — MK Production — One Two Films
«Тайный агент» (2025) CinemaScópio - MK Production - One Two Films
«Тайный агент» (2025) CinemaScópio - MK Production - One Two Films
Главный герой пытается спрятаться от таинственного прошлого в родном городке, но в воздухе повсюду разлито политическое напряжение, от которого не скрыться. За детективным повествованием просвечивает семейный лейтмотив: мужчина ищет информацию о своей матери и хочет воссоединиться с сыном, который растет вдали от вечно пропадающего отца. Картину сняла уроженка Санкт-Петербурга, оператор Евгения Александрова.
«Финикийская схема»
Традиционно приторный и визуально изобретательный Уэс Андерсон представил в конкурсе «Финикийскою схему», дружелюбно встреченную критиками, в отличие от его последних работ. Вооружившись в этот раз киноязыком боевика, режиссер рассказал историю стареющего бизнесмена Жа-Жа Корда (Бенисио Дель Торо). Параллельно с приумножением богатств магнат налаживает отношения с намеревающейся стать монахиней дочерью (Миа Триплтон, дочь Кейт Уинслет). За семейной линией непросто уследить, но искусный экшен поддерживает тему отсутствующих в жизни своих детей родителей.
«Финикийская схема» (2025) © Courtesy of TPS Productions / Focus Features
«Финикийская схема» (2025) © Courtesy of TPS Productions/Focus Features
«Финикийская схема» (2025) © Courtesy of TPS Productions/Focus Features
«Звук падения»
Призом жюри была отмечена новаторская работа «Звук падения» Маши Шилински. Это сложносплетенное жизнеописание четырех поколений девушек, проживающих на одной и той же ферме в Германии в разные эпохи. Вторая мировая сменяет Первую, современность — времена ГДР, но мистическая и болезненная связь девических жизней сохраняется в одном доме.
«Звук падения» (2025) © Fabian Gampe, Studio Zentral
«Молодые матери»
Легендарные бельгийские режиссеры братья Жан-Пьер и Люк Дарденн получили свою пятую награду от Каннского кинофестиваля — приз за лучший сценарий картины «Молодые матери». Кажущийся незамысловатым фильм рассказывает в документальной и соцреалистической манере истории девушек-подростков, которые принимаются за воспитание собственных детей. Объединенные безопасным пространством центра для социально незащищенных людей, персонажи обнажают свои судьбы, драмы и темные стороны.
«Молодые матери» (2025) © Christine Plenus
«Молодые матери» (2025) © Christine Plenus
«Молодые матери» (2025) © Christine Plenus
«Умри, моя любовь»
Небезопасным пространством предстает дом, в котором разворачивается история картины о постпартуме «Умри, моя любовь» Линн Рэмси. Дженнифер Лоуренс, словно продолжая образ из «мамы!» Даррена Аронофски, проживает на экране все грани безумия, а Роберт Паттинсон, соответственно, несет шлейф роли из недавнего «Микки 17» Пон Джун Хо, исполняя бестолкового и бесхарактерного партнера.
«Умри, моя любовь» (2025) © Okasha
Поиски смыслов в постапокалиптическом мире
«Сират»
Второй приз жюри получила одна из скрытых жемчужин фестиваля — религиозно-рейвовая картина «Сират» Оливера Лаше. К группе блаженных французов посреди марокканской пустыни присоединяется ищущий дочь отец с сыном и собакой. Они едут на музыкальный фестиваль, встречая на пути опасные препятствия. В названии заложена исламская легенда о мосте над адом, который должна пройти душа, а фильм воплощает своего рода чистилище.
«Сират» (2025) © Quim Vives
«Сират» (2025) © Quim Vives
«Сират» (2025) © Quim Vives
«Альфа»
Еще один мощный метафорический постыл фестиваля подготовила картина «Альфа» Жюлии Дюкурно, ставшей обладательницей «Золотой пальмовой ветви» в 2021 году за фильм «Титан». Продолжая исследовать жанр боди-хоррора, постановщица отталкивается от образа крошащихся мраморных тел, в которые превращаются люди, заразившиеся неизученным заболеванием. Альфа — девочка-подросток, мать которой работает в больнице, внезапно объявившийся дядя — наркозависимый, а вместе с взрослением героини разворачивается эпидемия.
«Альфа» (2025) © Mandarin & Compagnie Kallouche Cinema Frakas Productions France 3 Cinema
«Эддингтон»
Один из самых ожидаемых фильмов Каннского кинофестиваля, обескураживший кинокритиков, — «Эддингтон» от автора экспериментальных хоррор-триллеров Ари Астера и студии A24. На этот раз режиссер снял политический неовестерн с элементами экшена и коктейлем проблем, перемешанных без четких пропорций.
«Эддингтон» (2025)
Сюжет о противостоянии шерифа местной полиции (Хоакин Феникс) городка Эддингтон и его мэра (Педро Паскаль) касается всех возможных тем, воплощающих образ сегодняшней Америки, — от конспирологии и пандемии до колониализма и экологии. И хоть все заряженные ружья героев выстреливают, сам фильм — нет.
«Досье 137», «Два прокурора» и «Исчезновение Йозефа Менгеле»
Крепкий процедурал Доминика Молля «Досье 137» — воплощение феномена антиправды. Имея на руках достоверные доказательства вины своих коллег, неоправданно применивших насилие во время протестов «желтых жилетов» в современной Франции, сотрудница французской полиции приходит к сюрреалистическому финалу.
Подобный сюжет, но в исторических декорациях, разворачивается в фильме Сергея Лозницы «Два прокурора», посвященном образам из сталинской эпохи. В главной роли — Александр КузнецовСодержанки», «Лучше, чем люди», «Большая поэзия»), его оппонента исполняет Анатолий БелыйКошка», «Черная весна», «Пассажиры»). Кафкианская по духу притча на протяжении всего фестиваля лидировала в рейтинге международного жюри, но так и не дождалась наград.
«Два прокурора» (2025) © SBS Productions
«Два прокурора» (2025) © SBS Productions
«Два прокурора» (2025) © SBS Productions
Еще один русскоязычный автор, Кирилл Серебренников, представил вне конкурса картину «Исчезновение Йозефа Менгеле» с Аугустом Дилем в главной роли — жизнеописание нацистского врача-убийцы.
Режиссерские дебюты известных актеров
Несмотря на обилие громких имен в основном конкурсе, наибольший ажиотаж на Каннском кинофестивале 2025 года вызвали режиссерские дебюты популярных актеров, на которые было практически невозможно достать билеты. Их показали в параллельной программе «Особый взгляд».
«Хронология воды» (2025)
«Хронология воды» (2025)
«Хронология воды» (2025)
«Хронология воды» (2025)
«Великая Элеанор» Скарлетт Йоханссон — зрительское несложное драмеди о старушке, которая присвоила себе историю подруги, пережившей холокост. «Хронология воды» Кристен Стюарт — жесткая образно-клиповая экранизация автофикшен-романа Лидии Юкнавич о травме домашнего насилия, выкидыше, нереализованной карьере в спорте и исцелении писательством. В «Сорванце» Харрис Дикинсон, звезда «Треугольника печали» и «Плохой девочки», рассказывает историю одиночества бездомного, страдающего наркозависимостью.
Другие фильмы Каннского кинофестиваля, которые привезут в РФ
«Новая волна»
Реж. Ричард Линклейтер
Синефильская ода и первый французский фильм американского режиссера из основного конкурса, посвященный съемкам культовой картины Жан-Люка Годара «На последнем дыхании». Права на произведение приобрел Netflix.
«Частная жизнь»
Реж. Ребекка Злотовски
В черной комедии Джоди Фостер говорит на французском и играет психоаналитика, начинающего собственное расследование самоубийства своей пациентки.
«Все ее бывшие»
Реж. Майкл Анджело Ковино
Драмеди с Дакотой Джонсон о паре друзей, которые пробуют открытый брак.
«Хищные твари»
Реж. Шон Бирн
Хоррор о похищении и борьбе бесстрашной женщины-серфера с серийным убийцей, одержимым акулами.
«Выход 8»
Реж. Гэнки Кавамура
Психологический хоррор из Японии по мотивам одноименной компьютерной игры. Герой заперт в коридорах метро, а единственная возможность выбраться — найти выход № 8.
«Великолепная жизнь Марселя Паньоля»
Реж. Сильвен Шомэ
Анимационный фильм о величайшем французском писателе XX века Марселе Паньоле.
«Пришествие будущего»
Реж. Седрик Клапиш
Генеалогическое драмеди о французской семье, которая, получив в наследство старый дом, начинает открывать историю своего рода.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.