ЛОНГРИД

От Калининграда до Владивостока: как российские кинематографисты осваивают новые локации

Владимир Ростовский
Киноэссеист, создатель телеграм-канала «Руки Брессона», автор Film.ru, Okko

Смоленская область, Камчатка, Северная Осетия — российское кино активно уходит в регионы. Когда-то выезжать в экспедицию на съемки могли позволить себе далеко не все команды. Но времена меняются: повышается транспортная доступность, растет профессионализм на местах, а главное, работает в полную силу система рибейтов. Разбираемся, в каких точках страны сейчас снимают кино и как местные власти компенсируют затраты на производство.

Рибейт всему голова
Одним из первопроходцев в системе рибейтов стала Калининградская область в 2016 году. Когда в регионе прошли съемки сериала «Желтый глаз тигра», власти отметили рост числа туристов и, соответственно, приток средств в региональный бюджет. Решение о выделении специальной субсидии, компенсирующей часть затрат (от 20 до 40 процентов) на производство кино или сериалов, не заставило себя ждать.
«Желтый глаз тигра» (сериал, 2018)
«Желтый глаз тигра» (сериал, 2018)
«Желтый глаз тигра» (сериал, 2018)
«Желтый глаз тигра» (сериал, 2018)
«Желтый глаз тигра» (сериал, 2018)
Система достаточно простая: регион, в который приезжает команда для проведения съемок, обязуется возместить часть потраченных на фильм или сериал средств, а взамен кинематографисты своей деятельностью должны внести вклад в культурное и экономическое развитие местности. Объем выделенных на субсидиарные цели денег варьируется от бюджета к бюджету (все же местные власти вынуждены работать с тем, что есть на руках).
Для того чтобы претендовать на рибейт, каждый проект проходит два этапа отбора, предоставляя внушительный пакет документов специальной кинокомиссии. Важно, чтобы основные статьи производственного бюджета шли на сотрудничество с локальными продакшенами и специалистами, а регион на экране раскрывался с привлекательной для туристов или бизнеса стороны.
Согласно данным АПКиТ, на территории России сейчас функционируют 16 комиссий, в ведении которых не только рассмотрение заявок кинематографистов, но и оказание помощи в подборе локаций, получении всевозможных разрешений и коммуникации с различными структурами — от МВД до МЧС. Главное, что все это безвозмездно и прозрачно.
Лидеры производства
К старожилу системы рибейтов — Калининградской области, где в разных живописных и атмосферных уголках снимали сериалы «Кошка», «Коса» и «В клетке», активно начали присоединяться и другие территории. Одним из главных игроков быстро стал Пермский край. Регион, где проходили натурные съемки фильма «Последний богатырь: Корень зла», компенсирует кинопроизводителям до 50 % затрат и с 2019 года выплатил уже 83 миллиона рублей. Благодаря колоссальным размерам края и разнообразию природных достопримечательностей кинематографистам есть где развернуться даже в рамках одного региона — от опасной тайги в фильме «Одна» до Усьвинских столбов в «Сердце пармы» или каменных останцев в сериале «Территория».
«Одна» (2021)
«Одна» (2021)
«Одна» (2021)
«Одна» (2021)
«Одна» (2021)
«Одна» (2021)
Сосед Пермского края, Свердловская область, красоты которой подарили зрителям леденящие впечатления в сериале «Перевал Дятлова», тоже не отстает. В 2024 году за семь проектов две компании — Свердловская киностудия и «29 февраля» Алексея Федорченко — смогли компенсировать 22,5 миллиона рублей. В зависимости от количества съемочных дней на территории области вместе с затратами растет и размер рибейта, поэтому фильм студии «Код города», посвященный 300-летию Екатеринбурга, получил повышенный процент компенсации.
«Перевал Дятлова» (сериал, 2020)
«Перевал Дятлова» (сериал, 2020)
«Перевал Дятлова» (сериал, 2020)
«Перевал Дятлова» (сериал, 2020)
«Перевал Дятлова» (сериал, 2020)
Продвигаемся дальше на восток: Иркутская область тоже старается поддерживать кинематографистов, тем более что на ее территории, на границе с Бурятией, находится озеро Байкал, привлекающее как туристов, так и съемочные группы со всей страны. Здесь снимали Виктор Косаковский, Сэфи Неббу и Виктор Алфёров. Иркутский областной кинофонд оказал внушительную поддержку команде фильма «Поехавшая» Антона Маслова, когда съемки картины о велопутешественнице, исколесившей всю Россию, проходили испытание природными условиями в Иркутске и на берегах Байкала.
«Поехавшая» (2023)
«Поехавшая» (2023)
«Поехавшая» (2023)
«Поехавшая» (2023)
«Поехавшая» (2023)
«Поехавшая» (2023)
А на самой границе континента, омываемый Японским морем, расположился Приморский край, где совсем недавно систему рибейтов уже успели перезапустить. Регион может похвастаться первой в истории российского кино картиной, получившей рибейт («На районе» Ольги Зуевой), однако в дальнейшем край не пользовался особым спросом у кинематографистов. Но в 2023 году программу ждал новый толчок, а проценты компенсации были изменены в большую сторону — с 15 % до ставших уже традиционными 20–40 %.
«На районе» (2018)
«На районе» (2018)
«На районе» (2018)
«На районе» (2018)
«На районе» (2018)
«На районе» (2018)
Чтобы дополнительно стимулировать прогресс в индустрии, в 2024 году на территории края начал работу Центр поддержки и развития кино. Благодаря такому комплексному подходу совсем скоро зрители увидят еще больше масштабных картин вроде фильма-катастрофы «Мира» Дмитрия Киселева.
«Мира» (2022)
«Мира» (2022)
«Мира» (2022)
«Мира» (2022)
«Мира» (2022)
Бригадиры средней полосы
В центрально-европейской части России тоже хватает природных красот и уникальных атмосферных локаций, а главное, бюджетных отчислений в пользу киноиндустрии. Краснодарский край, Новгородская, Вологодская и Ростовская области активно участвуют в программе рибейтов с момента ее запуска.
Часто съемки в регионах обусловлены не только особенностями сценария. В сериале «Вампиры средней полосы», например, действие изначально разворачивается под Смоленском, а для многосерийного триллера «Хрустальный» выбрали городок Шахты в Ростовской области из-за невозможности найти подобный колорит в Подмосковье.
«Вампиры средней полосы» (сериал, 2021–2022)
«Вампиры средней полосы» (сериал, 2021–2022)
«Вампиры средней полосы» (сериал, 2021–2022)
«Вампиры средней полосы» (сериал, 2021–2022)
«Вампиры средней полосы» (сериал, 2021–2022)
«Вампиры средней полосы» (сериал, 2021–2022)
Для «Крутой перемены» создатели приметили в качестве съемочной площадки Арзамас из-за провинциального духа и хорошо сохранившихся дореволюционных зданий, которые работают на атмосферу сериала об учителе литературы, вернувшемся к корням. А молодежный хит о взрослении в 90-х «Мир! Дружба! Жвачка!» снимали в Туле по настоянию режиссера первого сезона проекта Ильи Аксёнова, урожденного туляка, знающего город как свои пять пальцев.
«Мир! Дружба! Жвачка!» (сериал, 2020)
«Мир! Дружба! Жвачка!» (сериал, 2020)
«Мир! Дружба! Жвачка!» (сериал, 2020)
«Мир! Дружба! Жвачка!» (сериал, 2020)
«Мир! Дружба! Жвачка!» (сериал, 2020)
«Мир! Дружба! Жвачка!» (сериал, 2020)
Но зачастую места съемок выбирают исходя из возможности сэкономить, а система рибейтов хорошо этому способствует. Так, действие криминального сериала «ЮЗЗЗ» разворачивается в Ростове-на-Дону, хотя в сценарии изначально была прописана южная окраина Москвы. Другой регион не только помог удешевить процесс, но и привнес в сюжет уникальный южный колорит.
«ЮЗЗЗ» (сериал, 2022)
«ЮЗЗЗ» (сериал, 2022)
«ЮЗЗЗ» (сериал, 2022)
«ЮЗЗЗ» (сериал, 2022)
«ЮЗЗЗ» (сериал, 2022)
«ЮЗЗЗ» (сериал, 2022)
История комедии «Танцуй, Селедка!» могла произойти где угодно, но создатели выбрали в качестве родного города главной героини (Александра Бортич) село Агой Туапсинского района Краснодарского края и устроили настоящее путешествие по всему восточному побережью Черного моря.
«Танцуй, Селедка!» (2023)
«Танцуй, Селедка!» (2023)
«Танцуй, Селедка!» (2023)
«Танцуй, Селедка!» (2023)
«Танцуй, Селедка!» (2023)
«Танцуй, Селедка!» (2023)
Выше только горы
Далеки пока от программы рибейтов, но набирают все большую популярность среди кинематографистов регионы Северного Кавказа. Режиссеры и авторы сценариев, там родившиеся и выросшие, часто используют эти локации как место действия своих проектов. Не в последнюю очередь благодаря усилиям Александра Сокурова, верившего в важность создания здесь киномастерской, на свет появились такие яркие фильмы, как драма о современной Чечне «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой или картина «Мама, я дома» Владимира Битокова, съемки которой целиком проходили в Нальчике.
«Мама, я дома» (2022)
«Мама, я дома» (2022)
«Мама, я дома» (2022)
«Мама, я дома» (2022)
«Мама, я дома» (2022)
«Семь черных бумаг», полнометражный режиссерский дебют Анатолия Колиева, участвовавший в 46-м Московском международном кинофестивале, посвящен не только трагедиям жителей региона во времена Великой Отечественной войны, но и холодным и неприступным природным красотам Северной Осетии. А документальный фильм «Бей первой!» Константина Райха об участницах единственной женской футбольной сборной Дагестана воспевает в равной степени дух героинь и удивительные ландшафты, его закалившие.
«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)
«Семь черных бумаг» (2024)
Северный путь
Немного особняком в кинопроизводственном процессе стоит север России. Система рибейтов в Красноярском крае заработала в 2023 году, в благородном начинании регион присоединился к Мурманской области и Республике Саха. Феноменальный взлет якутского кино давно не новость, здесь каждый месяц выходит в среднем одна-две картины — показатель для региональной индустрии близкий к идеальному. Впрочем, местные кинопродюсеры справляются даже без господдержки.
А в Мурманской области, добившейся внимания киноделов с подачи Андрея Звягинцева, производство фильмов пока лишь набирает обороты. Среди недавних примеров — сериал «Везет», действием охвативший не только Мурманск, но и Кировск, и Норильск, «Панические атаки» Ивана Твердовского, съемки которых проходили в городах Никель и Заполярный, а также «Год рождения» Михаила Местецкого, где бывший Романов-на-Мурмане исполнил роль вымышленного Металлогорска, родного для главных героев картины.
«Везет» (сериал, 2021)
«Везет» (сериал, 2021)
«Везет» (сериал, 2021)
«Везет» (сериал, 2021)
«Везет» (сериал, 2021)
«Везет» (сериал, 2021)
Региональное кино постепенно открывается зрителям страны с новых сторон. Еще не исследовано огромное количество локаций, не обнаружена кинокамерой масса уникальных мест, не рассказаны истории множества народов. Но все больше режиссеров, сценаристов и продюсеров чувствуют потенциал регионов, а выходцы из самых отдаленных уголков России справедливо считают своим долгом снимать фильмы и сериалы в родных пенатах. Кино обладает силой стирать границы, подчеркивая при этом исключительность, и сейчас отечественная индустрия наконец имеет реальный шанс использовать эту власть для созидания.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.