ЛОНГРИД

Завернуть в твист «красную селедку»: словарик детективных терминов

Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Детективные истории по своей структуре похожи: в них есть жертвы, преступник, подозреваемые и следователи — и каждый из этих персонажей хранит секреты, которых становится только больше. Но сценаристам и режиссерам все же удается всякий раз нас удивлять! В «Престиже», например, убийство няни из элитного поселка запускает расследование, которое раскроет все тайны обитателей дорогих домов — а богатые, как мы знаем, тоже прячут. В нашем словарике расскажем о приемах, работающих на создание интриги внутри детективов и триллеров, а также объясним, почему использование этих техник так будоражит воображение зрителя. Если вы еще не видели первые серии «Престижа», перед прочтением посетите этот элитный поселок сами.*

Осторожно: спойлеры
АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Бутылочный эпизод (филлерная серия)
Так называют серии, в которых не происходит ничего важного с точки зрения приближения к разгадке. Например, в «Твин Пиксе» в них раскрываются любовные линии. Мы не узнаем новой информации об убийце Лоры Палмер или о ней самой, но становимся ближе к персонажам. Кроме того, бутылочные эпизоды позволяют немного снизить градус напряжения и замедлить темп повествования: иногда нам, зрителям, нужно время, чтобы переварить все факты, которые обрушились на нас в предыдущих сериях.
«Твин Пикс» (сериал 1990–2017)
«Твин Пикс» (сериал 1990–2017)
«Твин Пикс» (сериал 1990–2017)
«Твин Пикс» (сериал 1990–2017)
«Твин Пикс» (сериал 1990–2017)
«Твин Пикс» (сериал 1990–2017)
Запертая комната
Загадка в детективе, когда персонажа убивают в замкнутом пространстве, а преступник словно растворяется в воздухе. Этот троп пришел из литературы: с подобными головоломками сталкивались герои Эдгара Аллана По, Артура Конан Дойля, Агаты Кристи и других мастеров детективного жанра. Недавний сериал от Netflix «Падение дома Ашеров» как раз строится на приеме запертой комнаты: в каждой серии один из персонажей погибает так, что убийцу невозможно найти.
«Падение дома Ашеров» (2023)
«Падение дома Ашеров» (2023)
«Падение дома Ашеров» (2023)
«Падение дома Ашеров» (2023)
«Падение дома Ашеров» (2023)
Катализатор
Действие на экране, которое служит первым шокирующим обстоятельством в повествовании. Оно переворачивает ситуацию и мир персонажей, выводя на первый план проблему, с которой сталкивается главный герой. В «Престиже» таковым является не убийство няни, которое мы видим буквально в первые минуты экранного времени, а момент, когда ее тело находят. Это событие полностью меняет жизнь обитателей элитного поселка, ведь исчезновение девушки никого не волновало, а труп посреди моря благополучия уже совсем другое дело.
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
Катализатором можно назвать и прибытие в Смоленск блюстителя кровавых законов Ирины Витальевны (Татьяна Догилева) в «Вампирах средней полосы»: это повышает ставки. Если смерть жертвы Женька (Глеб Калюжный) служит завязкой, то возможность вампирского суда над всем кланом в корне меняет ситуацию.
Клиффхэнгер (крючок)
Прием, заставляющий зрителя сразу же включать следующую серию или мучиться неделю, пока она не выйдет. Клиффхэнгером называют сюжетный поворот, при котором повествование обрывается на самом интересном месте. Он используется обычно в конце эпизода, сезона или даже перед рекламной паузой на телевидении. Крючок выглядит как сцена без финала, словно нож занесли над жертвой и не дали нам узнать, сумела ли она спастись.
К клиффхэнгерам можно отнести разборку с «домбытовскими» в «Слово пацана. Кровь на асфальте», смерть и воскрешение Джона Сноу в «Игре престолов», появление Мориарти в финале второго сезона «Шерлока». Все эти события происходили резко, внезапно, заставляя зрителей страдать и ждать продолжения.
«Игра престолов» (сериал, 2011–2019)
«Игра престолов» (сериал, 2011–2019)
«Игра престолов» (сериал, 2011–2019)
«Красная селедка»
Ложная улика или информация, которая ведет персонажей прочь от разгадки. Необычное название термина пришло из охоты: при обучении собак бежать по следу за дичью их специально путали запахом копченой рыбы — селедки. Так и злодеи в детективах уводят не по той тропинке и полицейских, и зрителей. Например, в «Фишере» героев сбивают отпечатки больших ботинок на месте преступления, а проверка оставленных маньяком вещей только больше запутывает.
«Фишер» (сериал, 2023)
«Фишер» (сериал, 2023)
«Фишер» (сериал, 2023)
«Фишер» (сериал, 2023)
«Фишер» (сериал, 2023)
Макгаффин
Некий предмет, вокруг которого строится сюжет. Откуда эта вещь появилась и что с ней будет потом, — никто не знает. Макгаффином в детективе или триллере может быть орудие убийства, древний символ, украденный предмет — что-то, вокруг чего вращается повествование. Главное в этом артефакте — его загадочность, желанность и недосягаемость.
Самый яркий пример макгаффина в кинематографе — содержимое чемодана из «Криминального чтива»: Винсент Вега (Джон Траволта) и Джулс Винфилд (Сэмюэл Л. Джексон) возят его с собой на протяжении всего фильма, но что в нем — неизвестно. Артефакт может быть и невещественным, как слово «Роузбад», произнесенное перед смертью главным героем «Гражданина Кейна», или рисунок спирали, который то и дело находят полицейские в четвертом сезоне «Настоящего детектива».
«Криминальное чтиво» (1994)
«Криминальное чтиво» (1994)
«Криминальное чтиво» (1994)
«Криминальное чтиво» (1994)
Мексиканская дуэль
Конфликт, из которого нельзя выйти победителем. Название пришло из вестернов, где герои часто решали свои проблемы радикально — наставляя друг на друга пистолеты. Обычно при этом они еще и эффектно двигались, чтобы никто не смог увернуться от пули. Например, такая знаменитая сцена есть в фильме «Хороший, плохой, злой».
В подобных эпизодах напряжение всегда поднимается до максимума, потому что неизвестно, выживет ли кто-то в схватке. Мексиканскую дуэль сценаристы стараются приберечь для финала, для решающей битвы между протагонистом и антагонистами.
«Хороший, плохой, злой» (1966)
«Хороший, плохой, злой» (1966)
«Хороший, плохой, злой» (1966)
«Хороший, плохой, злой» (1966)
«Хороший, плохой, злой» (1966)
«Хороший, плохой, злой» (1966)
Перевернутый детектив
Расследование, в котором зритель уже знает, кто убийца. Тем интереснее становится наблюдать, как следователь придет к разгадке и как долго преступник сможет скрываться. Первым сериалом с такой структурой был «Коломбо», где злодея показывали в начале эпизода. Со временем прием стал более популярным.
Благодаря перевернутой структуре детектив приобретает еще и элементы триллера, нагоняя все больше саспенса. В «Хорошем человеке» с первой серии нам известен маньяк, но то, как ему удается выдавать себя за честного полицейского, заставляет кровь стынуть в жилах.
«Хороший человек» (сериал, 2020)
«Хороший человек» (сериал, 2020)
«Хороший человек» (сериал, 2020)
«Хороший человек» (сериал, 2020)
«Хороший человек» (сериал, 2020)
Процедурал
Поджанр детективных сериалов с вертикальным сюжетом. В таких лентах внимание уделяется профессиональной среде персонажей, а каждая серия рассказывает об одном расследовании. При этом в процедурале есть постоянные главные и второстепенные герои со своими сюжетными арками. К поджанру относится и врачебная драма «Доктор Хаус», и полицейская комедия «Картер», и психологический детектив «Обмани меня», и броманс «Напарницы: Астрид и Рафаэлла».
«Напарницы: Астрид и Рафаэлла» (сериал, 2019–2023)
«Напарницы: Астрид и Рафаэлла» (сериал, 2019–2023)
«Напарницы: Астрид и Рафаэлла» (сериал, 2019–2023)
«Напарницы: Астрид и Рафаэлла» (сериал, 2019–2023)
«Напарницы: Астрид и Рафаэлла» (сериал, 2019–2023)
«Напарницы: Астрид и Рафаэлла» (сериал, 2019–2023)
Саспенс
Характерная для триллеров и детективов совокупность приемов, усиливающих напряжение. При введении саспенса в фильм зритель на протяжении нескольких минут ощущает, что вот-вот что-то случится, но не догадывается, как и когда это произойдет. Эффект достигается с помощью намеренно ускоренного монтажа, гнетущей музыки, сценарных особенностей.
Мастером и популяризатором саспенса стал Альфред Хичкок, на фильмах которого и принято изучать этот прием. Сцена в душе из «Психо», когда мы не видим ни лица убийцы, ни следов от ударов ножом, ни крови, по-настоящему пугает и тревожит. В современных триллерах эффект достигается еще и с помощью параллельного монтажа, а также контрапункта.
«Психо» (1960)
«Психо» (1960)
«Психо» (1960)
«Психо» (1960)
«Психо» (1960)
Сквинтерны
Так в профессиональном сообществе называют второстепенных персонажей. В детективе они особенно важны, потому что убийцей может оказаться любой из них: и ничем не примечательная семейная пара, и дружелюбный сосед, и заботливая миролюбивая мама малыша. Как раз такой набор героев мы встречаем в «Престиже», поэтому под подозрение попадает каждый.
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
Спойлер
То, что нельзя рассказывать никому! (Шутка.) Спойлерами называют информацию, меняющую восприятие произведения и разрушающую интригу. Одним из первых бурно обсуждаемых спойлеров была фраза Дарта Вейдера в пятом эпизоде «Звездных войн», когда он признается Люку, что он его отец. Человек, посмотревший лишь четвертую часть и узнавший этот факт, был бы лишен уникального кинематографического опыта. Это все равно что в 2019 году сказать, что Дейнерис сожгла Королевскую гавань, или в день премьеры сообщить об участии Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда в третьем «Человеке-пауке». Иными словами, спойлер — это секрет, который должен оставаться между режиссером и зрителем настолько долго, насколько возможно.
«Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980)
«Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980)
«Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980)
«Звездные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (1980)
Твист
Неожиданный поворот в фильме, который происходит ближе к концу. Такой перевертыш полностью меняет наше представление о сюжете и предыдущих событиях. Когда мы впервые узнаем, что Дерден Тайлер и есть рассказчик, — это яркий пример твиста.
В сериальную структуру может уложиться несколько твистов: например, то, что Корасон (Азат Жумадил) из «Престижа» — вовсе не филиппинская няня, а Тая (Вера Кинчева) — биологическая мать ребенка Элеоноры (Юлия Снигирь).
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
«Престиж» (сериал, 2024)
Установка
Самое начало сценария, где нам объясняют, кто есть кто в этом мире и что в нем скоро изменится. В «Престиже» нам помогает разобраться в происходящем закадровый голос Елизаветы Егоровны (Ирина Розанова), которая в первой серии рассказывает сказку о чудесном поселке, где жили только красивые и богатые люди. Уже с первых минут нам обозначают, что этот идеальный городок вовсе не такой уж прекрасный, а все тайное скоро станет явным.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.
В главных ролях: Ирина Розанова, Юлия Снигирь, Вера Кинчева
Режиссер: Сергей Сенцов
Смотреть