Полюбившийся персонаж
В случае с «Трудной» мы имеем дело со знакомым персонажем, который запомнился в оригинальном проекте, но был на втором плане. Это нередкий прием, который используется для создания спин-оффа. Часто в сериале не хватает времени или возможности сместить основную линию главных героев в пользу второстепенных, какими бы интересными они ни были. Спин-оффы дают возможность перевести акцент на тех, кто, как правило, особенно приглянулся зрителям.
Часто в сериалах оставляют затравки на потенциальные спин-оффы, которые потом могут реализовать. Например, так произошло с одним из главных мировых проектов XXI века — «Во все тяжкие». Харизматичный адвокат-аферист Сол Гудман (Боб Оденкёрк) совершенно точно нуждался в сольном проекте. В оригинале персонаж часто рассказывал небылицы о своих криминальных похождениях, а сам его образ оставлял множество вопросов. Например, откуда он знает так много об отмывании денег, почему ему все сходит с рук и где он научился так взаимодействовать с картелями, выходя сухим из воды.
Сериал «Лучше звоните Солу» как раз объясняет все эти линии, причем создатели внимательно отнеслись к хронологии оригинала и ко всем брошенным Солом фразам. Некоторые поклонники даже считают спин-офф интереснее оригинала. Сериалы вполне равноценны по качеству, но смена оптики в рамках проектов дает вселенной сериала больше возможностей для резких сюжетных поворотов.
Похожим образом работает и спин-офф сериала «Бывшие» — «Красные линии», главной героиней которого становится яркий второстепенный персонаж оригинала. Успешная писательница Елена Берн (Полина Гагарина) сразу кажется загадочной — хочется узнать, что она скрывает, о чем умалчивает. О том, как героиня стала селф-мейд-вумен и какой путь ей пришлось пройти, чтобы оказаться в дорогих ресторанах и примерить роскошные наряды, повествует сериал «Красные линии». В нем главным действующим лицом становится Лена Огурцова — начинающая писательница, которая приезжает покорять Москву. Тем, кто уже знает, что Лену ждет в будущем, будет интересно наблюдать, как героиня справляется с трудностями. А зрителям, не знакомым с «Бывшими», понравится изучать новый сериальный мир, опутанный сетью коварных интриг.
Эксперименты с персонажами часто встречаются в создании комедийных ситкомов. Всеми любимый Шелдон Купер (Джим Парсонс) из «Теории большого взрыва» стал персонажем спин-оффа «Детство Шелдона», где рассказывается о том, каково жилось юному гению в Техасе до того, как он покинул родной дом ради продолжения научной карьеры. Играет ученого юный актер Иэн Армитедж, а Парсонс выступает в роли рассказчика. Семейный сериал полюбили и поклонники оригинала, и новые зрители, которым показалась забавной история техасской семьи, где вечно все идет не так. Однако не каждый подобный опыт бывает успешен. Например, «Джоуи» — спин-офф «Друзей» про незадачливого героя Мэтта Леблана — забылся спустя несколько лет, тогда как оригинал считается культовым ситкомом с 1994 года и до сих пор.
В России немало успешных комедийных спин-оффов о полюбившихся героях. Из «Кухни», например, вышла плеяда проектов: и «Отель Элеон», и «#СеняФедя», и несколько полнометражных фильмов. Успех обеспечивал не только мощный оригинал и изначально хорошо прописанные персонажи, но и то, что параллельные проекты предлагали большое количество новых героев. В центре сюжета «Отеля Элеон» — история горничной Даши (Диана Пожарская), в которую сразу влюбляется хозяин гостиницы Павел (Милош Бикович). Таким образом, линия ресторана Victor отходит на второй план, давая возможность для развития новых сюжетов внутри отеля.
Смена жанра
Легендарный «Доктор Кто», который в 2023 году отпраздновал свое шестидесятилетие, тоже обладает несколькими спин-оффами с особо полюбившимися персонажами. «Торчвуд» — история о сотруднике Временного агентства Джеке Харкнессе (Джон Барроумен), которая, как предполагалось, должна была заинтересовать зрителей старше 18 лет. При этом оригинальное шоу все же направлено на подростковую аудиторию. Проект продержался четыре сезона и снискал популярность по всему миру. Его главное отличие от оригинала заключалось в смене жанра: если «Доктор Кто» был скорее приключенческим сериалом, то «Торчвуд» больше напоминал детектив в духе «Секретных материалов». Помимо этого, у «Доктора Кто» были направленные на детскую аудиторию спин-оффы — шоу про собаку-робота «К-9» и авантюрный детектив «Приключения Сары Джейн» о бывшей спутнице Доктора и ее юных соседях, расследующих инопланетные вторжения в школьную жизнь.
Интересным образом развиваются спин-оффы по большим франшизам. Сериал «Игра престолов», изменивший представление мира о том, каким может быть фэнтези, завершился в 2019 году. Однако зрители явно хотели большего, несмотря на то что история подошла к финалу. Поэтому создатели начали разрабатывать целую сетку спин-оффов. Первым вышел «Дом Дракона», который фактически стал приквелом оригинала, однако действие разворачивается за сотни лет до рождения главных героев, поэтому воспринимается он скорее как самостоятельная история во вселенной Вестероса. В нем речь идет о прошлом семьи Таргариенов и расколе внутри клана драконьих всадников. В 2025 году HBO планирует выпустить спин-офф «Рыцарь Семи Королевств», а автор оригинальных книг Джордж Мартин поделился недавно, что планируется еще семь проектов в рамках вселенной.
Такое решение дает и творческую свободу для авторов, и возможность параллельно работать над несколькими сериалами разным командам, и пространство для фантазий на тему того, как устроен мир Вестероса. Ведь он прописан Мартином достаточно подробно, чтобы в нем уместилось такое большое количество событий. Кроме того, спин-оффы подобного формата привлекают большее число зрителей. Например, те, кто был еще школьником, когда случилась Битва бастардов, вряд ли захотят сегодня смотреть все восемь сезонов эпической саги, тогда как только недавно стартовавший «Дом Дракона» вполне может их заинтересовать.
Похожим путем пошла и другая мощная франшиза — «Звездные войны». То, что начиналось еще в восьмидесятые годы как трилогия фильмов, разрослось до огромной киновселенной, вернее, далекой-далекой галактики. Помимо трилогии приквелов и трилогии сиквелов, выходили фильмы-спин-оффы — «Изгой Один» и «Хан Соло». Если первый оказался неожиданным успехом, второй попал в производственный ад и не снискал большой любви у аудитории. Тогда Disney решил адаптироваться под веяния времени и сделать ставку на сериалы. «Мандалорец» стал их первым крупным прорывом — действие спин-оффа происходит между шестым и седьмым эпизодами «Звездных войн», но не связан с семейством Скайуокеров-Соло. Более того, отойдя от эпика, создатели сделали шаг в сторону жанрового почти вертикального повествования, подарив «Мандалорцу» ковбойский флер.
В отличие от «Песни льда и пламени», избравшей расширение вселенной через углубление в географию и хронологию, «Звездные войны» решили отталкиваться от жанров. Например, «Асока» тяготеет к уся, «Книга Бобы Фетта» — к вестерну, «Аколит» — к детективу, «Андор» — к политическому триллеру. Такой ход позволяет разнообразить повествование и прощупать интересы аудитории. Так, «Мандалорец» и «Андор» сразу понравились и фанатам, и новичкам, тогда как «Аколит» закрыли после первого же сезона.
Развивается сейчас и главная франшиза Amazon — «Пацаны». В 2025 году ожидается уже второй сезон спин-оффа о колледже для юных супергероев «Поколение Ви». Оба проекта не снижают градус накала, оттого и держатся их рейтинги. В 2022 году о супергероях Vaught вышел анимационный сериал-антология «Осатанелые», правда, судьба второго сезона пока неизвестна. Эрик Крипке, шоураннер проектов, обещал, что скоро нас ждут новые продолжения, но не уточнил, какие именно.
Неудачи в развитии вселенных тоже встречаются. Ярким примером стал «Ведьмак: Происхождение» — спин-офф сериала Netflix про Геральта из Ривии по мотивам книг Анджея Сапковского. В целом и самого «Ведьмака» регулярно ругали, особенно фанаты игр и романов, но все же смотрели, что позволило продлить историю на пять сезонов. Однако мини-сериал о Сопряжении Сфер — судьбоносном моменте в истории фэнтезийной вселенной — получил крайне низкие оценки как у зрителей, так и у критиков. После этой неудачи был отменен и спин-офф о банде крыс. Проблема «Происхождения» заключалась в нестройности концепции. Декорации, подбор актеров, грим — все это было на очень хорошем уровне, но при производстве что-то пошло не так, будто авторы так и не смогли ответить для себя на вопрос, о чем эта история.
Эпилог
Спин-оффы становятся все более популярным решением для продакшенов. Эра сиквелов, кажется, медленно движется к завершению, а сериалы перестали разрастаться до 15-сезонных монстров. Продюсеры нашли более элегантное решение для того, чтобы развивать оригинальные проекты, — теперь они их разветвляют. Вероятно, это более затратно и рискованно, потому что участь «Происхождения» и «Джоуи» показывает, как легко совершить ошибку. С другой стороны, успех того стоит: новые фанаты, рост просмотров, продолжения.
Почему же нам, зрителям, так нравятся спин-оффы? Они удовлетворяют сразу две потребности: желание чего-то привычного и жажду неожиданных открытий. Момент «узнавания» очень важен: мы словно встречаем старого друга, которого не видели много лет, мы снова чувствуем к нему то, что раньше, но он еще и знакомит нас со своей новой компанией. Хорошо сделанные спин-оффы предлагают нам посмотреть на мир привычных персонажей шире, узнать то, что раньше было неизвестно, увидеть полюбившихся героев в новых ролях и обстоятельствах.