Масштаб на экране и в реальности
«Последний богатырь. Наследие» — большой и трудоемкий проект. Он впечатляет не только полностью воссозданным под Москвой сказочным городом, разнообразием локаций, уникальными костюмами и реквизитом. Зрелищным сериал делают и эффектные экшен-сцены, за которыми стоят профессиональные каскадеры. В команде Тараса Кашинского было задействовано порядка 80 человек. Из-за колоссального объема работы некоторые дни отводились исключительно съемкам трюковых элементов.
По словам эксперта, сериал по насыщенности действия близок к трюковому кино. Да, почти в каждой сцене присутствует компьютерная графика, но все зрелищные трюки были исполнены вживую. Некоторые удавалось снять с одного дубля, хотя обычно требовалось два-три, иногда больше, чтобы добиться нужного результата.
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
«Бывает такое, что актер не сразу может выполнить какой-то элемент. Приходится тратить достаточно много времени, чтобы добиться необходимого эффекта. В этом проекте все артисты — большие молодцы. Они старались, готовились, в особенности Арина Рожкова, исполнительница роли Марьи, одной из дочерей Ивана. Актриса очень ответственно подошла к работе, провела много времени у нас в зале, выкладывалась на репетициях. К тому же практически во всех сценах с боями она играла сама».
Тарас Кашинский
Постановщик трюков в сериале
Постановщик трюков должен контролировать работу в кадре. Когда она отлажена, трудностей возникает немного. Основные сложности заключаются в том, что нужно организовывать людей на площадке.
Помимо многочисленной команды, съемки сериала «Последний богатырь. Наследие» включали постановку длинных сложных кадров. Было непросто соединить движения камеры с хореографией, но в итоге все получилось, считает Тарас Кашинский.
Тарас Кашинский, постановщик трюков в сериале
Секреты создания эффектных сцен
От 20 до 30 каскадеров понадобилось для битвы с прислужниками Северина (Александр Устюгов) ярычами и сцены в Третьяковской галерее, когда молодой Иван (Виктор Хориняк), Софья (Эвелина Мазурина) и ее друг из современной Москвы Денис (Олег Чугунов) сбегают из темницы. Практически вся трюковая часть эпизода в музее снималась одним длинным кадром, поэтому пришлось потратить много времени на репетиции, чтобы все работало, как часы, а трюковые элементы выполнялись очень точно и вовремя. Продолжительность кадра — около минуты, камера двигается вместе с актерами по сложной траектории, поэтому было важно отрепетировать сцену и с оператором, который ее снимал. Зато этот эпизод сложно сократить на монтаже, в отличие от боя с ярычами, который сильно подрезали.
По словам Тараса Кашинского, огромная сложность в работе над сценой со злобными ярычами заключалась в костюмах персонажей. Они очень тяжелые, в них жарко и трудно дышать. Поскольку битву снимали в том числе летом в дневное время, каскадеры работали на грани потери сознания. Чтобы предотвратить ухудшение самочувствия и позволить людям делать передышки, создатели проекта подготовили на смену несколько команд.
Не по масштабу, но по идее и ее оригинальному воплощению запоминается и сцена, в которой вторая дочь Ивана, начинающая колдунья Софья, превращает себя в статую, чтобы спрятаться от полиции. Каскадеру требовалось двигаться так, будто его верхняя часть тела загипсована. Эксперт рассказал, что реалистичного эффекта удалось добиться благодаря специальным накладкам, которые крепко фиксировали руки и плечи. В них девушка-каскадер спокойно бегала, прыгала и даже падала.
Актеры, исполнявшие трюки
Практически все актеры сериала выполняли трюки самостоятельно. Одни приходили в зал, другие готовились непосредственно перед съемками. По словам Тараса Кашинского, каждый день удавалось проделать большую работу во многом благодаря тому, что все уже было поставлено и отрепетировано.
Свое мастерство на площадке в полной мере удалось продемонстрировать Арине Рожковой: экшен-сцен актрисе досталось в разы больше, чем остальным. Эксперт рассказал, что, когда девушка только пришла, ей все было в новинку. Однако постепенно она освоила работу с мечом, научилась ловко перекладывать оружие из правой руки в левую и в целом теперь может очень уверенно им управлять.
«Арина танцует. Как и любой танцор, она внимательна и умеет схватывать движения. Физически актриса тоже хорошо развита».
Тарас Кашинский
Постановщик трюков в сериале
Отличительная черта персонажа Арины — длинная коса, которая помогает ей в бою не хуже оружия. По словам Тараса Кашинского, некоторые элементы хореографии в эпизодах противостояния Марьи неприятелям, где она использует свои волосы, придумал казахский постановщик экшен-сцен Роберт Кун, задействованный на ранней стадии разработки проекта. Позже все трюки уже дорабатывали непосредственно под актрису.
«Последний богатырь. Наследие» (сериал, 2024)
В отличие от Арины Рожковой, киноотец ее героини Виктор Хориняк за годы съемок в богатырской франшизе уже успел овладеть базовыми навыками, необходимыми для исполнения экшен-сцен. Эксперт рассказал, что хореография у актера была несложная, ему требовалось лишь запомнить движения.
Каскадеры-актеры
По словам эксперта, несмотря на то что практически все актеры были задействованы в экшен-сценах, некоторые из них никак не могли обойтись без профессиональных каскадеров. Кроме того, Тарас Кашинский считает большим плюсом, если у каскадера есть актерское образование. Ведь он может не только исполнить тот или иной трюк, но и появиться в кино в качестве самостоятельного персонажа. Так, например, каскадеры сыграли стражников, с которыми герои сталкиваются в Белогорье, когда возвращаются из современного мира.
«Дублерам в меньшей степени нужно владеть актерским мастерством, потому что они не играют, а просто выполняют трюки. Но они должны быть очень внимательными, уметь перенимать пластику персонажа. Это немного другое, хотя что-то сродни актерству здесь есть».
Тарас Кашинский
Постановщик трюков в сериале
Еще больше интересных фактов о чудо-сериале START «Последний богатырь. Наследие» можно узнать в нашем документальном фильме.