В чем особенность фестиваля в Венеции?
Традиционно стартующий в конце августа Венецианский кинофестиваль представляет собой уникальный сплав глобального рынка кино. Здесь встречаются самые ожидаемые американские премьеры, интеллектуальные европейские картины, фиксирующие реальность документальные фильмы, экспериментальные иммерсивные работы, а с этого года еще и сериалы. Фестиваль открыт ко всем трендам индустрии, в том числе к онлайн-кинотеатрам. Помимо того что Венеция запускает киносезон, с нее негласно стартует и оскаровская гонка: фильмы конкурса практически гарантированно оказываются в номинациях и получают статуэтки.
«Битлджус Битлджус»
В этом году звездный парад начался с фильма открытия — сиквела дебютной картины режиссера Тима Бёртона, готически-мистической комедии «Битлджус» 1988 года. Помимо возвращения к своим ролям Майкла Китона, Вайноны Райдер и Кэтрин О’Хары, актерский состав дополнился бессменным участником кинофестивалей Уиллемом Дефо, звездой другого популярного бёртоновского проекта «Уэнсдэй» Дженной Ортегой, а также музой и возлюбленной режиссера Моникой Беллуччи.
Критики единодушно отметили, что окрыленный любовью Бёртон снял отличный зрительский фильм, который сразу после удачной венецианской премьеры вышел в мировой прокат и уже начал бить первые рекорды по сборам.
Тим Бёртон и Моника Беллуччи, 2024 (Фото: Andrea Avezz)
«Все совпадения неслучайны»
Следом на Лидо высадилась Кейт Бланшетт на премьеру Альфонсо Куарона. Впервые в истории фестиваля для сериалов создали отдельную внеконкурсную секцию, уравняв их таким образом в правах с авторским кино. Худрук Альберто Барбера, объявляя это нововведение, заранее посочувствовал кинокритикам, которым предстояло провести в залах долгие часы.
Хоть выход мини-сериала состоится уже 11 октября на платформе Apple TV+, на фестивальных показах был ажиотаж. Детективная история о тележурналистке, которая обнаружила себя центральным персонажем романа, несмотря на первые три сюжетно сложные серии, собрала преимущественно восторженные отзывы критиков.
Кейт Бланшетт, 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
«Мария»
Приезд Анджелины Джоли венецианскому руководству было организовать непросто, ведь требовалось сделать так, чтобы она не пересеклась со своим экс-супругом Брэдом Питтом. В итоге актриса прибыла на Лидо в первый день, а затем улетела на фестиваль в Торонто (где случилось знаменитое фото с Юрой Борисовым), тогда как премьера картины с Питтом была назначена ближе к середине конкурса.
Учитывая, что звезда уже несколько лет не появлялась на экранах, байопик «Мария» о последних днях жизни оперной дивы Марии Каллас вызвал огромный интерес, за которым, к сожалению, последовало разочарование. Новая работа чилийца Пабло Ларраина подытоживает его цикл фильмов-портретов выдающихся женщин ушедшей эпохи («Спенсер», «Джеки»). Практически единодушно критики назвали кино сценарно слабым и художественно неизобретательным. Картина выходит в российский прокат, поэтому скоро зрители сами смогут оценить игру Джоли.
Команда картины «Мария», 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
«Плохая девочка»
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль
На третий день фестиваля на премьеру «Плохой девочки» от режиссера Халины Рейн и студии А24 прибыли Николь Кидман и Антонио Бандерас. «Troppo caldo» («Очень жарко»), — по-итальянски прокричала фанатам на красной дорожке Николь, намекая то ли на венецианскую аномальную погоду, то ли на сюжет фильма.
«Плохая девочка» — это эротический триллер в духе Пола Верховена о влиятельной бизнесвумен, которая совершает адюльтер со своим стажером. Отношения оборачиваются опасной сексуальной игрой, стоящей в оппозиции к теме корпоративной власти. Смелую роль сравнивают с образом Кидман в кубриковском «С широко закрытыми глазами». Мужа исполняет Бандерас, а стажера — Харрис Дикинсон, который известен по фильму «Треугольник печали», получившему «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Картина также выходит в российский прокат.
Николь Кидман, 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
«Безмолвное братство»
Еще один фильм, который приедет в Россию, с Джудом Лоу в главной роли. «Безмолвное братство» австралийского режиссера Джастина Курзеля — это классически поставленный полицейский триллер по одноименной книге о националистической группировке, готовящей теракты в США в 80-х годах.
Джуд Лоу играет агента ФБР, занимающегося расследованием. В кадре его персонаж бесконечно пьет и курит, напрашиваясь на сравнение с главными героями разных сезонов «Настоящего детектива». Фильм получил средние оценки, его критикуют за лаконичную и простую манеру постановки, но за это же и хвалят.
Джуд Лоу, 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
«Одинокие волки»
Пятый день фестиваля выдался насыщенным: приехали Эдриан Броуди и Фелисити Джонс на премьеру «Бруталиста», а также Брэд Питт и Джордж Клуни — на «Одиноких волков». Последние начали дурачиться и балагурить еще на фотоколле, устроили перформанс на красной дорожке и даже немного потанцевали в зале во время премьеры. Их приезд стал большей сенсацией, чем сам фильм, но, вероятно, так и задумывалось. Картину показывали вне конкурса, развлечения ради.
Оба актера выступили копродюсерами этой легкой криминальной комедии о решалах для Apple TV+ (на стриминге с 26 сентября), а сценаристом и режиссером пригласили Джона Уоттса, снявшего новую трилогию о Человеке-пауке. По сюжету двух стареющих, но молодящихся фиксеров-решал вызывают заметать следы одного и того же преступления.
Джордж Клуни и Брэд Питт, 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
«Бруталист»
«Серебряный лев» за лучшую режиссуру
«Бруталист» на фестивале стал настоящим событием. Этот необъятный и могучий фильм длиной в три с половиной часа снят на 70-миллиметровую пленку. Во время показа сделали антракт, чтобы киномеханик мог заменить бобину. В своей новой картине экс-актер, а теперь признанный режиссер Брэйди Корбет вольно экранизировал бестселлер «Источник» популярной американской писательницы и философа Айн Рэнд — уроженки Петербурга.
Главный герой — еврейский архитектор, который спасается от холокоста и едет в Америку воплощать внешний облик родины капитализма. Картина, рефлексирующая по поводу архитектуры и идей, которые меняют мир, хрупкости и силы человека, разрушения и созидания, разделила критиков на два лагеря. Кто-то остался в восхищении от масштаба замысла и продакшена, а кто-то был разочарован претенциозностью и искусственным пафосом.
Команда картины «Бруталист», 2024 (Фото: Aleksander Kalka)
«Соседняя комната»
«Золотой лев» за лучший фильм
На премьеру своего первого англоязычного фильма с Джулианной Мур и Тильдой Суинтон в главных ролях испанский мэтр Педро Альмодовар прибыл в розовом костюме с золотой брошью в форме пера. Картина о женской дружбе и смерти моментально стала фаворитом публики и покорила жюри. Режиссер получил второго «льва» в своей карьере, но первого — непосредственно за фильм.
Как и прежде, героини — женщины, в этот раз две подруги, одна из которых, будучи больной раком, решает совершить эвтаназию и приглашает приятельницу прожить последние дни с ней вместе, в соседней комнате. У картины обилие восхищенных отзывов, но многим она не понравилась: ее назвали не самой органичной в фильмографии режиссера. Англоязычные диалоги показались некоторым чрезмерно простыми и звучащими фальшиво, а люксовый антураж — не соответствующим профессии главной героини — военного корреспондента.
Тильда Суинтон, Педро Альмодовар, Джулианна Мур, 2024 (Фото: Andrea Avezz)
«Джокер: Безумие на двоих»
Приезд Леди Гаги на Лидо стал апофеозом и завершил парад селебрити. Обычно на премьеру прибывают на автомобиле, но певица триумфально продефилировала пешком в сопровождении охраны от отеля «Эксельсиор», где останавливаются звезды, до фестивального дворца, где проходят показы. Однако самый ожидаемый и символичный конкурсный фильм оказался самым большим разочарованием.
Первому «Джокеру» удалось выйти за рамки супергеройских вселенных и завоевать настоящую любовь зрителей. Пять лет назад выдающийся успех картины стартовал именно с победы на Венецианском кинофестивале. В продолжении франшизы Тодда Филлипса о комике-неудачнике Артуре Флеке (Хоакин Феникс) приглаженная Леди Гага воплощает героиню вселенной DC Comics Харли Квинн. К названию добавили приставку folie à deux, что с французского переводится как «безумие на двоих».
По сюжету Джокер ожидает в психиатрической больнице решения суда за пять убийств, которые мы видели в предыдущем фильме. Там он и влюбляется в Квинн. Их страсть сублимируется в музыку, а кино меняет жанр от мрачного экзистенциального триллера к судебной драме и тюремному мюзиклу, отсылая к «Танцующей в темноте», «Чикаго» и «Шербурским зонтикам», вместе взятым. Однако, по замечаниям критиков, безумия не случилось, а «Джокер» потерял и суперсилу, и очарование.
Команда картины «Джокер: Безумие на двоих», 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
«Горная невеста»
Приз Большого жюри
Одной из скрытых жемчужин фестиваля стал медленный и лиричный итальянский фильм о жизни и взрослении сестер в горной деревушке Вермильо в последний год Второй мировой войны. Привычный уклад большого семейства меняется с приездом в деревню дезертира, в которого влюбляется одна из девушек.
Фильм уже окрестили итальянскими «Маленькими женщинами», а сама режиссер Маура Дельперо поделилась, что вдохновением для нее послужили творчество Ханеке, Тарковского и Де Сики, а также сны об умершем отце. Вручая Дельперо награду, председатель жюри Изабель Юппер отметила, что постановщице удалось «привнести в образы поэзию». Во многом за поэзию образов отвечал талантливый российский оператор Михаил Кричман, известный своей совместной работой с режиссером Андреем Звягинцевым.
«Апрель»
Специальный приз жюри
Еще одним фильмом-открытием стала грузинская драма об акушерке, которая занимается нелегальными абортами в глубинке. Картина балансирует между шокирующей натуралистичностью родов и прерывания беременностей, сюрреалистичными образами из подсознания героини, стерильными интерьерами казенной больницы и сумеречными пейзажами Грузии.
Работу постановщицы Деи Кулумбегашвили продюсировал Лука Гуаданьино. Отличие картины от других фильмов об абортах, не в первый раз появляющихся в конкурсе, в том, что действие разворачивается в наши дни, а запрет на прерывание беременности не юридический, а социальный.
Команда картины «Апрель», 2024 (Фото: Andrea Avezz)
«Тихая жизнь»
В конкурсе «Горизонты» показали картину греческого режиссера Александроса Авранаса, главные роли в которой исполнили российские актеры Чулпан Хаматова и Григорий Добрыгин. Дочери семейной пары эмигрантов из России сталкиваются с невыносимым давлением миграционной бюрократической машины в Швеции и впадают в состояние, похожее на кому.
Речь идет о реальном синдроме детей-беженцев, который выявили шведские медики. В итоге за антиутопической постановкой, подчеркнутой художественными средствами, обнажается документальный контекст, намекающий на универсальность темы.
Команда картины «Тихая жизнь», 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
«Виктория»
Еще одна уникальная история о детях и материнстве. 40-летняя Жасмин с брутальной внешностью и трепетным сердцем живет с семьей в одном из пригородов Неаполя. После смерти отца в героине рождается необъяснимое желание иметь дочь и женщина загорается идеей усыновления. Во многих странах нельзя выбирать, ребенка какого пола ты хочешь забрать из приюта, что приводит Жасмин в Беларусь — где она встречает свою дочь Викторию.
Уникальность проекта в том, что это документальный фильм в рамках художественного. Семья Жасмин — реальная. Все вместе: жена, муж и их сыновья — согласились реконструировать свой путь усыновления в картине режиссеров-документалистов Алессандро Кассиголи и Кэйси Кауффмана. Единственная актриса в касте — это приемная девочка.
Команда картины «Виктория», 2024 (Фото: Giorgio Zucchiatti)
Съемки зимнего белорусского детдома проходили в горном итальянском Абруццо. В Минске снимали кадры улиц и пейзажи.