ЛОНГРИД

Вне съемок: громкие судебные разбирательства в киноиндустрии

Запрещенные NTF-объекты по «Криминальному чтиву», шах и мат от чемпионки мира, использование Netflix чужих образов и многое другое.

Вне всяких сомнений, самым громким и значимым судебным разбирательством этого года останется пересмотр дела о клевете между Эмбер Хёрд и Джонни Деппом. 1 июня 2022 года суд присяжных признал актрису виновной в клевете на экс-мужа и обязал ее выплатить 15 миллионов долларов в качестве компенсации по делу о защите его чести и достоинства. По мотивам этих событий Disney+ даже показал двухсерийную документалку (ее премьера состоялась 19 сентября).

Внимательно наблюдая за этой историей, мы решили вспомнить еще несколько интересных судебных прецедентов в западной киноиндустрии за последние годы, которые тоже заслуживают внимания.

1. Бывшая наркоторговка подала в суд на Netflix за использование ее образа в сериале «Королева юга»

Сандру Авилу Белтран (известную под прозвищем «Королева Тихого океана») никто не предупреждал о том, что она будет фигурировать в сюжете сериала. Теперь она намерена отвоевать у Netflix и испанской компании Telemundo 40% от всех доходов, которые они заработали за 11 лет показа «Королевы юга».

Премьера теленовеллы состоялась в 2011 году, а с 2016 года на Netflix вышли пять сезонов адаптации сериала из Испании. В 2019-м компания Telemundo использовала кадры ареста Авилы Белтран для рекламы второго сезона шоу, которые позже стали материалами промо для американского шоу. Фактически с 2011 по 2022 год суммарно вышло 7 сезонов (почти 200 эпизодов), напрямую или косвенно описывающие жизнь и деятельность Белтран.

До 2016 года женщина находилась под заключением и никак не могла повлиять на шоу или связаться с его создателями. Она оставалась в тени до недавнего времени, пока не появилась в одном из самых известных подкастов Мексики, запустила TikTok и начала публиковать посты в социальных сетях. Телевизионный облик мешает ей создавать карьеру: по заявлению истца «обе компании действовали неправомерно с намерением нанести ущерб имиджу и заработать на этом деньги».

В основу сериала лег роман Артуро Переса-Реверте, который ранее публично заявил, что в нем рассказана история «Королевы Тихого океана». В прошлом он, будучи мексиканским журналистом, с разрешения Сандры взял у нее интервью и написал книгу, потому к нему у «Королевы Тихого океана» претензий нет. Почему Белтран не подала иск против компаний раньше неизвестно.

2. Miramax подала в суд на Квентина Тарантино из-за продажи NFT-сцен из фильма «Криминальное чтиво»

Осенью 2021 года Квентин Тарантино создал сайт, на котором планировал продать части первых версий сценария с вырезанными сценами и его эксклюзивными аудиокомментариями в виде NFT-объектов. Руководство Miramax обвинило режиссера в нарушении авторских прав, которые, по их мнению, распространяются и на неиспользованные или вырезанные эпизоды.

В 1990-х, во время съемок фильма, Тарантино подписал с кинокомпанией контракт, согласно которому все права на публикацию сценария принадлежат ей. В иске сообщалось, что Тарантино «хочет лично заработать на правах Miramax на „Криминальное чтиво“».

В начале сентября 2022 года стороны договорились оставить этот вопрос позади без привлечения судей. Условия сделки не разглашаются, но достоверно известно, что в январе более чем за миллион долларов на аукционе был продан первый NFT из коллекции Тарантино.

3. Сопродюсер четвертой «Матрицы» подал в суд на Warner Bros. из-за онлайн-премьеры фильма

Австралийская компания Village Roadshow Entertainment Group, сотрудники которой принимали участие в продюсировании фильма «Матрица: Воскрешение», утверждает, что ее лишили части кассовых сборов. Онлайн-премьера четвертой части франшизы вышла раньше срока и, по мнению истца, это повлияло на доход.

До выхода фильма обе стороны решили отказаться от гибридного релиза — одновременно в кинотеатрах и стримингах. Village Roadshow утверждает, что Warner Bros. отдавала себе отчет в том, что ранняя онлайн-премьера навредит сборам, но привлечение новых зрителей на платформу HBO Max было первоочередной задачей для студии.

4. Суд обязал Кевина Спейси выплатить $31 млн создателям «Карточного домика»

Скандал из-за обвинений в сексуальных домогательствах оставил Кевина Спейси без ролей. Актер был вынужден уйти из текущих проектов, а теперь еще и должен выплатить студии MRC огромную сумму за нарушение условий контракта. В 2019 году создатели сериала «Карточный домик» подали иск на актера после того, как он нарушил правила поведения, касающиеся недопустимости сексуальных домогательств на работе.

MRC заявила, что из-за этого киностудии пришлось свернуть съемки нескольких эпизодов «Карточного домика», в которых снимался Спейси. А впоследствии он и вовсе был уволен, сценарий — переписан, а количество серий сокращено с тринадцати до восьми. Это, как заявили представители компании, повлекло за собой дополнительные издержки и сокращение лицензионных выплат от платформы Netflix.

В октябре 2020 года суд вынес решение в пользу киностудии, а в ноябре 2021-го отклонил апелляционную жалобу, поданную Спейси. Актер и его кинокомпании M. Profitt Productions и Trigger Street Productions должны выплатить MRC компенсацию в размере 31 миллиона долларов.

5. Netflix урегулировал иск, поданный шахматисткой Ноной Гаприндашвили

В последней серии популярного сериала «Ход королевы» о шахматистке в исполнении Ани Тейлор-Джой один из персонажей говорит, что Нона Гаприндашвили является чемпионкой мира среди женщин, но с мужчинами она никогда не играла. По мнению самой Гаприндашвили, это высказывание не только ложное, но и сексистское и уничижительное: к 1960-му шахматистка сыграла с 59 мужчинами, причем некоторые из них были гроссмейстерами.

Кроме того, в проекте ее назвали русской, хотя Нона является грузинкой. Гаприндашвили подала иск на 5 миллионов долларов за ее «сексистское изображение» в сериале. Недавно стало известно, что иск урегулирован по нераскрытому соглашению.

6. Экс-журналистка Vanity Fair подала иск на Netflix за клевету

Рэйчел Уильямс, экс-журналистке издания Vanity Fair и подруге Анны Делви (Сорокиной), не понравилось ее изображение в сериале «Изобретая Анну». По сюжету ее героиня с радостью принимала щедрые подарки от Делви, прославившейся в реальной жизни из-за обвинений в покушении на крупную кражу, мошенничестве и серьезных финансовых махинациях. Девушка обманывала представителей высшего общества Нью-Йорка, притворившись богатой наследницей. В последних эпизодах сериала Уильямс стала жертвой очередной аферы и сдала подругу властям при первой возможности.

«Этот иск покажет, что Netflix принял сознательное решение изобразить героиню как жадную, снобистскую, бесчестную, трусливую, манипулятивную и оппортунистическую личность. Транслирующиеся в шоу заявления являются порочащими, поскольку они имеют тенденцию подвергать Уильямс общественному презрению, осмеянию, отвращению или позору, а также вызывать дурное мнение о ней», — заявили представители Рэйчел.