Культурные корни
Японская культура рассматривает понятие мести как способ восстановления чести. Кодекс бусидо (с японского — «путь воина») сформировался в XVI–XVII веках: он предписывал самураю защищать честь до последнего дыхания. История 47 ронинов, пример благородной коллективной мести, легла в основу множества художественных произведений. В 1962 году японский режиссер Масаки Кобаяси снимает фильм «Харакири», драму, в которой мститель — разрушитель лицемерного порядка, вышедший на бой и умерший за честь господина.
Южная Корея — страна, где тема мести стала зеркалом общественных конфликтов. Колонизация, война, диктатура, классовое неравенство — все это породило героя, готового восстать против системы. Во времена японской оккупации в Корее господствовало правило: отомстить японцам во имя своего народа — высшая награда для корейца. Возмездием занимались и женщины — за убитых мужей, сыновей и братьев.
Один из культовых южнокорейских фильмов «Олдбой» раскрывает эту тему со всех сторон. Он основан на одноименной японской манге, сюжет которой режиссер Пак Чхан Ук значительно переработал. Фильм занимает центральное место в трилогии «Месть»: главный герой, которого однажды внезапно похищают и держат взаперти 15 лет в одиночной камере без объяснения причин, тренируется, пытается не сойти с ума и строит планы мести.
Китайская философия связывает справедливость с семьей и обществом. Месть часто изображается как акт преданности или защиты чести рода. Это проявляется как в классической литературе, так и в современных фильмах. Например, в романе «История Троецарствия» Ло Гуаньчжун описывает многочисленные акты возмездия военачальников друг против друга и борьбу за восстановление справедливости. А китайский фэнтези-боевик «Дом летающих кинжалов» режиссера Чжан Имоу рассказывает историю о любви, предательстве и мести в контексте борьбы повстанцев с императорскими силами.
Возмездие — универсальный сюжет, но в Азии он переплетается с темами уважения к предкам и семье, стремлением к социальной гармонии, подавлением эмоций в пользу коллективного блага.
Мстители и мстительницы
Образ женщины, ищущей возмездия, особенно силен в азиатской культуре. Призраки, вдовы, матери, отвергнутые любовницы, поруганные куртизанки — они мстят не только за себя, но и за весь женский опыт боли и унижения. В поиске справедливости девушки оказываются порой более изощренны и жестоки, чем мужчины. Однако иногда женщине буквально приходится прикинуться мужчиной, чтобы спасти семью и себя.
Сериал «Путешествия Чангэ» рассказывает о принцессе Ли Чангэ (Дилраба Дилмурат), единственной выжившей после дворцового переворота, устроенного ее дядей, будущим императором Ли Шимином. Девушка отправляется в провинцию Шо и, чтобы собрать армию и свергнуть недостойного родственника, переодевается мужчиной.
Месть является центральной темой сериала и служит движущей силой для действий главной героини. Но стремление к расплате приводит Ли Чангэ к многочисленным проблемам и моральным дилеммам, заставляя девушку по-новому посмотреть на свои цели. Она понимает, что месть не всегда приносит желаемое облегчение. Ее внутренний конфликт и трансформация становятся важной частью повествования, поднимая вопросы о цене отмщения. «Я просто хочу внести свой вклад в восстановление мира», — произносит принцесса. Но что, если этот вклад не создает, а только рушит?
Похожие конфликты случаются и с героиней сериала «Ева»: она потеряла отца и теперь хочет найти убийцу и отомстить за свой род. Для этого девушка втирается в доверие к семье олигарха и соблазняет его зятя. Месть настолько глубоко проникла в душу Евы и овладела ее разумом, что она готова пойти до конца. План возмездия героиня осуществляет не самым очевидным образом. Будучи в отношениях с богатым и влиятельным мужчиной, она собирает доказательства того, что семья олигарха занимается незаконными делами, и хочет предоставить улики в суде. Героиня понимает, что на убийство она не способна, но ведь отомстить можно по-разному — например, лишить своих обидчиков состояния, славы и уважения в обществе.
Психологические уловки использует и героиня южнокорейского сериала «Никто не знает». Детектив Ча Ён Джин (Ким Со Хён) посвятила свою жизнь поискам маньяка, убившего ее подругу 19 лет назад. Теперь серийный убийца возвращается, и девушка берется за рискованное расследование вместе со школьным учителем, обладающим нужной информацией. Пока происходят новые преступления, героиня сталкивается с трудностями, так как многие считают ее одержимой и неадекватной. Никто не верит, что найти маньяка реально, но детективом руководит месть, а значит, она готова идти до конца.
Высокий сезон и ставки
Новый сериал «Высокий сезон» (2025) тоже стал своеобразным высказыванием на тему мести, использующим популярный образ мстительницы и азиатские традиции сторителлинга. Действие разворачивается на фоне живописного вьетнамского побережья: серферы, волны, красивые девушки и криминал. Некоторые сцены, например погоня на байках по ночному городу, сняты в духе гонконгских боевиков и фильмов Гая Ричи.
По сюжету молодые и успешные Миша (Павел Попов) и Аня (Анна Завтур) проводят отпуск во Вьетнаме. Красивая картинка, будущее предложение руки и сердца, Миша надежный и внимательный, но в глазах Ани поблескивает тайна. Накануне отъезда девушка исчезает. Точнее, решает исчезнуть. В поисках невесты Миша встречает Тао (Донг Ань Куинь), капитана народной армии Вьетнама, которая хочет выяснить обстоятельства гибели своей младшей сестры. Вместе они начинают расследование, которое приводит их к опасным тайнам и смертельной угрозе.
Тао — олицетворение смелости и силы. В первой же серии зрители увидят девушку, которую боятся даже мужчины. Вьетнамская актриса Донг Ань Куинь не впервые играет роль мстительницы: она уже снималась в фильмах «Фурии» и «Боль меняет людей» и прошла интенсивную подготовку, включающую практики боевых искусств. В «Фуриях» героини мстят за совершенное над ними насилие. Их цель — уничтожить преступную группировку, которая занимается секс-торговлей и продажей запрещенных веществ. Залитые брызгами крови лица мстительниц, крики мужчин и поиски справедливости — всего этого в картине с лихвой.
Тема мести пронизывает сюжет сериала «Высокий сезон» на нескольких уровнях. Во-первых, исчезновение Ани связано с ее прошлым, в котором она скрывала от Миши важные детали. Во-вторых, Тао выясняет обстоятельства гибели младшей сестры. Героиня хладнокровна и бесстрашна, при этом невероятна красива, она легко проходит туда, куда сложно проникнуть мужчине, и, показывая фото сестры, спрашивает, с кем ее видели в последний раз. Объединившись ради поиска правды, Миша и Тао выбирают добиться своего: она мстит убийце, он ищет любимую. Получится у них или нет, можно узнать уже 11 июня, когда «Высокий сезон» будет доступен в онлайн-кинотеатре START.