ЛОНГРИД

Сезон охоты: образ мстителей и мстительниц в азиатском кино

Яна Верзун
Писательница, автор романов «Зависимые» и «Музыка в пустом доме», резидент Переделкина, продюсер литпроектов

Тема возмездия — одна из самых популярных в азиатском кино. От молчаливых самураев до обманутых домохозяек, от потусторонних духов до хладнокровных убийц — восточные мстители и мстительницы воплощают не просто личную обиду, а многовековой культурный код. Вспоминаем сериалы* о расплате и ждем новинку нашего кинотеатра — «Высокий сезон».

Культурные корни
Японская культура рассматривает понятие мести как способ восстановления чести. Кодекс бусидо (с японского — «путь воина») сформировался в XVI–XVII веках: он предписывал самураю защищать честь до последнего дыхания. История 47 ронинов, пример благородной коллективной мести, легла в основу множества художественных произведений. В 1962 году японский режиссер Масаки Кобаяси снимает фильм «Харакири», драму, в которой мститель — разрушитель лицемерного порядка, вышедший на бой и умерший за честь господина.
«Харакири» (1962)
«Харакири» (1962)
«Харакири» (1962)
«Харакири» (1962)
«Харакири» (1962)
«Харакири» (1962)
Южная Корея — страна, где тема мести стала зеркалом общественных конфликтов. Колонизация, война, диктатура, классовое неравенство — все это породило героя, готового восстать против системы. Во времена японской оккупации в Корее господствовало правило: отомстить японцам во имя своего народа — высшая награда для корейца. Возмездием занимались и женщины — за убитых мужей, сыновей и братьев.
Один из культовых южнокорейских фильмов «Олдбой» раскрывает эту тему со всех сторон. Он основан на одноименной японской манге, сюжет которой режиссер Пак Чхан Ук значительно переработал. Фильм занимает центральное место в трилогии «Месть»: главный герой, которого однажды внезапно похищают и держат взаперти 15 лет в одиночной камере без объяснения причин, тренируется, пытается не сойти с ума и строит планы мести.
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
«Олдбой» (2003)
Китайская философия связывает справедливость с семьей и обществом. Месть часто изображается как акт преданности или защиты чести рода. Это проявляется как в классической литературе, так и в современных фильмах. Например, в романе «История Троецарствия» Ло Гуаньчжун описывает многочисленные акты возмездия военачальников друг против друга и борьбу за восстановление справедливости. А китайский фэнтези-боевик «Дом летающих кинжалов» режиссера Чжан Имоу рассказывает историю о любви, предательстве и мести в контексте борьбы повстанцев с императорскими силами.
«Дом летающих кинжалов» (2004)
«Дом летающих кинжалов» (2004)
«Дом летающих кинжалов» (2004)
«Дом летающих кинжалов» (2004)
«Дом летающих кинжалов» (2004)
«Дом летающих кинжалов» (2004)
Возмездие — универсальный сюжет, но в Азии он переплетается с темами уважения к предкам и семье, стремлением к социальной гармонии, подавлением эмоций в пользу коллективного блага.
Мстители и мстительницы
Образ женщины, ищущей возмездия, особенно силен в азиатской культуре. Призраки, вдовы, матери, отвергнутые любовницы, поруганные куртизанки — они мстят не только за себя, но и за весь женский опыт боли и унижения. В поиске справедливости девушки оказываются порой более изощренны и жестоки, чем мужчины. Однако иногда женщине буквально приходится прикинуться мужчиной, чтобы спасти семью и себя.
Сериал «Путешествия Чангэ» рассказывает о принцессе Ли Чангэ (Дилраба Дилмурат), единственной выжившей после дворцового переворота, устроенного ее дядей, будущим императором Ли Шимином. Девушка отправляется в провинцию Шо и, чтобы собрать армию и свергнуть недостойного родственника, переодевается мужчиной.
«Путешествия Чангэ» (сериал, 2021)
«Путешествия Чангэ» (сериал, 2021)
«Путешествия Чангэ» (сериал, 2021)
«Путешествия Чангэ» (сериал, 2021)
«Путешествия Чангэ» (сериал, 2021)
«Путешествия Чангэ» (сериал, 2021)
Месть является центральной темой сериала и служит движущей силой для действий главной героини. Но стремление к расплате приводит Ли Чангэ к многочисленным проблемам и моральным дилеммам, заставляя девушку по-новому посмотреть на свои цели. Она понимает, что месть не всегда приносит желаемое облегчение. Ее внутренний конфликт и трансформация становятся важной частью повествования, поднимая вопросы о цене отмщения. «Я просто хочу внести свой вклад в восстановление мира», — произносит принцесса. Но что, если этот вклад не создает, а только рушит?
Похожие конфликты случаются и с героиней сериала «Ева»: она потеряла отца и теперь хочет найти убийцу и отомстить за свой род. Для этого девушка втирается в доверие к семье олигарха и соблазняет его зятя. Месть настолько глубоко проникла в душу Евы и овладела ее разумом, что она готова пойти до конца. План возмездия героиня осуществляет не самым очевидным образом. Будучи в отношениях с богатым и влиятельным мужчиной, она собирает доказательства того, что семья олигарха занимается незаконными делами, и хочет предоставить улики в суде. Героиня понимает, что на убийство она не способна, но ведь отомстить можно по-разному — например, лишить своих обидчиков состояния, славы и уважения в обществе.
«Ева» (сериал, 2022)
«Ева» (сериал, 2022)
«Ева» (сериал, 2022)
«Ева» (сериал, 2022)
«Ева» (сериал, 2022)
«Ева» (сериал, 2022)
Психологические уловки использует и героиня южнокорейского сериала «Никто не знает». Детектив Ча Ён Джин (Ким Со Хён) посвятила свою жизнь поискам маньяка, убившего ее подругу 19 лет назад. Теперь серийный убийца возвращается, и девушка берется за рискованное расследование вместе со школьным учителем, обладающим нужной информацией. Пока происходят новые преступления, героиня сталкивается с трудностями, так как многие считают ее одержимой и неадекватной. Никто не верит, что найти маньяка реально, но детективом руководит месть, а значит, она готова идти до конца.
«Никто не знает» (сериал, 2020)
«Никто не знает» (сериал, 2020)
«Никто не знает» (сериал, 2020)
«Никто не знает» (сериал, 2020)
«Никто не знает» (сериал, 2020)
«Никто не знает» (сериал, 2020)
Высокий сезон и ставки
Новый сериал «Высокий сезон» (2025) тоже стал своеобразным высказыванием на тему мести, использующим популярный образ мстительницы и азиатские традиции сторителлинга. Действие разворачивается на фоне живописного вьетнамского побережья: серферы, волны, красивые девушки и криминал. Некоторые сцены, например погоня на байках по ночному городу, сняты в духе гонконгских боевиков и фильмов Гая Ричи.
По сюжету молодые и успешные Миша (Павел Попов) и Аня (Анна Завтур) проводят отпуск во Вьетнаме. Красивая картинка, будущее предложение руки и сердца, Миша надежный и внимательный, но в глазах Ани поблескивает тайна. Накануне отъезда девушка исчезает. Точнее, решает исчезнуть. В поисках невесты Миша встречает Тао (Донг Ань Куинь), капитана народной армии Вьетнама, которая хочет выяснить обстоятельства гибели своей младшей сестры. Вместе они начинают расследование, которое приводит их к опасным тайнам и смертельной угрозе.
«Высокий сезон» (сериал, 2025)
«Высокий сезон» (сериал, 2025)
«Высокий сезон» (сериал, 2025)
«Высокий сезон» (сериал, 2025)
«Высокий сезон» (сериал, 2025)
«Высокий сезон» (сериал, 2025)
Тао — олицетворение смелости и силы. В первой же серии зрители увидят девушку, которую боятся даже мужчины. Вьетнамская актриса Донг Ань Куинь не впервые играет роль мстительницы: она уже снималась в фильмах «Фурии» и «Боль меняет людей» и прошла интенсивную подготовку, включающую практики боевых искусств. В «Фуриях» героини мстят за совершенное над ними насилие. Их цель — уничтожить преступную группировку, которая занимается секс-торговлей и продажей запрещенных веществ. Залитые брызгами крови лица мстительниц, крики мужчин и поиски справедливости — всего этого в картине с лихвой.
«Фурии» (2022)
«Фурии» (2022)
«Фурии» (2022)
«Фурии» (2022)
«Фурии» (2022)
«Фурии» (2022)
Тема мести пронизывает сюжет сериала «Высокий сезон» на нескольких уровнях. Во-первых, исчезновение Ани связано с ее прошлым, в котором она скрывала от Миши важные детали. Во-вторых, Тао выясняет обстоятельства гибели младшей сестры. Героиня хладнокровна и бесстрашна, при этом невероятна красива, она легко проходит туда, куда сложно проникнуть мужчине, и, показывая фото сестры, спрашивает, с кем ее видели в последний раз. Объединившись ради поиска правды, Миша и Тао выбирают добиться своего: она мстит убийце, он ищет любимую. Получится у них или нет, можно узнать уже 11 июня, когда «Высокий сезон» будет доступен в онлайн-кинотеатре START.
* В материале упоминаются фильмы и сериалы с рейтингом 18+.