ЛОНГРИД

За что любят «Бывших»?

Анна Самойлова

Кинокритик, киновед

Можно ли жить долго и счастливо с любимым человеком, если вы прошли через конфликты, расставания и предательства? Ответ на вопрос — в финале «Бывшие. Happy end». Перед тем, как посмотреть полнометражный фильм, предлагаем вспомнить, почему зрители полюбили сериал.

Дуэт Аксенова — Шведов

История любви на экране получается, когда между актерами возникает химия. Речь идет не о романтике или реальной страсти, хотя бывает и такое. Имеется в виду совпадение техник игры артистов — понимание ими предыстории, характеров, сверхзадачи. Добиться необходимого эффекта — большая удача, и это получилось в «Бывших».

Любовь Аксенова и Денис Шведов создали в кадре непохожих друг на друга людей. У них отличается мироощущение, планы, даже слабости. Но персонажей тянет друг к другу как противоположностей, и зрители верят этому. Ведь не проникнуться историей хрупкой капризной девушки, которую разрушают запрещенные вещества, и брутального мужчины, пытающегося не провалиться в черную дыру алкоголя — невозможно.

Достоверность кроется в том, что Яна и Илья многогранные персонажи. Продуманность образа, вплоть до единого стиля в одежде и делает вымышленное «жизнеподобным». За их развитием интересно наблюдать.

Вспомнить события трех сезонов сериала «Бывшие» можно в нашем рекапе. Но, если вы не видели сериал, рекомендуем с него и начать.

Бережное отношение к изображению зависимостей

В сериале каждый герой в чем-то остро нуждается. Одни жадно стремятся к накоплению материальных благ и удовлетворению чувства собственного достоинства. Другие обнаруживают источник силы в болезненной привязанности к родственной душе.

Отец Яны — Александр Борисович (Виталий Хаев) — зависим от власти и финансового достатка, которые приобрел после удачной женитьбы. Рита (Софья Лебедева) — подруга Яны — уязвимая лань, она не может нести ответственность даже за себя. Девушка инфантильна и нуждается в постоянной физической и психологической поддержке. Ольга (Татьяна Волкова) — патологически привязана к Илье, хотя и не признает это.

Отличительная черта «Бывших» в том, что зависимость показана деликатно, без циничного интереса или отстраненного взгляда. Авторы сопереживают персонажам, и словно оставляют шанс многим из них в конце преодолеть слабости.

Динамичный сюжет

Сериалам не всегда удается продержаться на одном уровне в течение нескольких сезонов. Рано или поздно появляется риск уйти в повтор, однообразие или столкнуться с кризисом идей и серьезно отклониться оригинала. Но это не о «Бывших».

Каждая серия дает новый виток в развитии характеров. В одном эпизоде Яна и Илья испытывают друг к другу физическое влечение, в следующем — девушка уже стреляет в машину героя. Или, например, в одном кадре кажется, что у Ильи и Ольги всё налаживается, а потом супруги в кризисе. Сначала Яна попадает в клинику как пациентка, а потом возвращается в нее, чтобы установить порядки. Эта динамика удерживает интерес к сюжету.

Непредсказуемая романтическая линия

Догадаться, где в финале окажутся Яна и Илья, ни в первых сериях, ни даже в конце второго сезона — невозможно. Слишком многое предстоит преодолеть героям, чтобы даже получить возможность, не озираясь на посторонних, провести время вместе.

Яна испытывает влечение к Илье, но упускает то, что взаимоотношения строятся на гармонии, а не на подчинении. Он же боится отдаться волне чувств: бывший алкоголик знает, как трудно сохранять трезвость, когда охватывают эмоции.

На пути друг к другу герои проходят через браки, ошибки, похищения. Сталкиваются и с другими людьми, которые становятся их временными партнерами. Но эти случайные знакомые привлекают тем, что оказываются воплощением худших качеств бывших зависимых. Они олицетворение слабости, безалаберности и жестокости, к которым возвращаются Илья и Яна.

К счастью, эти союзы непрочны. Никакие преграды не способны остановить любовь. Но может ли она быть счастливой, или необходимые условия для ее существования — страдания?

Запоминающаяся операторская работа и интерьеры

Мир «Бывших» — пространство дорогих домов, из которых Яна вылетает, как птичка из клетки. Она живет в антураже мраморных полов, хрустальных люстр, больших бассейнов и, конечно, брендовых вещей. Из этой роскоши девушка попадает в ночные клубы, небольшие загородные участки и квартиры.

Интерьеры отражают, как меняется внутреннее состояние героев и насколько они близки друг с другом. Съемки сериала проходили в Москве и Подмосковье на натуре. В кадре можно заметить популярные столичные объекты, вроде МГУ или отеля Hyatt Regency.

Операторская работа передает, как под влиянием запрещенных веществ или алкоголя разрушается сознание героев. Очертания объектов теряют четкость, цвета обостряются, а лица знакомых расплываются в гримасах. Кроме того, использование «подвижной камеры» добавляет энергии.

Честное изображение любовных и семейных конфликтов

Болезненную историю Яны и Ильи обрамляют любовные драмы других персонажей. Александра Борисовича и Риты, Ирины Михайловны (Наталья Рогожкина) и любовника Виктора (Сергей Ланбамин), Ольги и бывшего мужа Дмитрия (Владимир Жеребцов). У каждого прописаны мотивация, предыстория, стремления, поэтому они не превращаются в схематичных персонажей.

Подробно раскрыты конфликты между родственниками: родителями и детьми, тещей и зятем, братьями, которые влюбились в одну девушку. Каждая серия показывает, как эгоизм, алчность и капризы способны разрушить то, что строилось годами. Хотя герои бывают жестокими друг к другу, за редким исключением они стремятся к пониманию и страдают из-за его отсутствия.

Юмор

Юмор — важная часть сериала. Комический эффект держится на репликах, реже на ситуациях или действиях. Легкие диалоги создают контрапункт с событиями: потерями, травмами, ссорами. Илья шутит вопреки неудачам и обиде, Яна заряжает непосредственностью, которую удается сохранять даже в трудные моменты. Это помогает посмотреть на проблемы под другим углом.

Социальная окраска

В «Бывших» социальный вопрос также играет важную роль. На неравенстве уже строится завязка сериала: герои — представители разных слоев общества. Кажется, им не суждено быть вместе, но происходит обратное.

В проекте разрушаются представления о том, что богатая жизнь — счастливая. Люди, мечтая о материальных благах, стремятся в мир Яны, а одинокая мажорка бежит из него навстречу искренним чувствам. В подтексте также звучат вопросы экономического неравенства и доступности запрещенных веществ.