ЛОНГРИД

За что мы любим французское кино

Ольга Чередниченко

Редактор, писатель, сценарист

На START вышел, пожалуй, самый нежный, известный и любимый многими французский фильм «Париж, я люблю тебя» — это сборник короткометражек от знаменитых режиссеров с мировыми звездами в главных ролях. Картина идеально передает романтичную атмосферу города, но даже это не главное ее достоинство. Всё французское кино обладает особым шармом, который отличает его от работ из других стран. Как именно устроен этот шарм и из каких ингредиентов он состоит, разбираемся на примере картины «Париж, я люблю тебя» и других знаковых фильмов.

Пропаганда гедонизма

Французы обожают есть и пить, смаковать эти процессы и, конечно, показывать их в фильмах. Получать удовольствие от жизни — не какая-то специальная задача, которую жители Франции ставят в свои ежедневники раз в квартал. Это их встроенное умение, базовая настройка, и в кино она обычно передана соответствующим образом, то есть между делом. Например, приключенческая драма «Расправь крылья» — об экологии, красивых птицах и взаимоотношениях отца с сыном. Семейные ужины на закате с видом на озеро в нем показывают неоднократно. При этом отдельно отмечается, что папа не умеет готовить ничего, кроме макарон, и подает все время их. Комедийная мелодрама «Прекрасная эпоха» с Гийомом Кане и Фанни Ардан вовсе построена вокруг сцены в лионском кафе. Даже в истории любви куриные яйца с сахаром и выплеснутый на одежду бокал рубинового вина играют свою роль — создают особый французский антураж.

Рваные сцены

Голливудские учебники по сценарному мастерству рекомендуют начинать сцены с середины. Это значит опускать ту часть, где герой заходит, здоровается, обсуждает погоду — и переходить сразу к делу, нырять в самую суть диалога. Французы в некоторых фильмах пошли в этом вопросе еще дальше — кажется, что они начинают сцены даже не с середины, а с последней четверти. Например, это очень заметно в параноидальных триллерах с Пьером Нинэ в главной роли — «Черный ящик» и «Любовники». Такой прием создает эффект недосказанности. Будто мы подсматриваем за персонажами в замочную скважину, причем постоянно опаздываем к этой замочной скважине и что-то упускаем. Наше подсознание реагирует усиленной тревогой за героев — мы не контролируем всё, что с ними происходит, не можем предсказать и предупредить опасность. Таким образом, жанр отрабатывает свою функцию — помочь зрителю «прожить» определенные эмоции в безопасной обстановке — на отлично.

«Черный ящик»

Тонкий эротизм

Восхищение красотой тела так же, как и культ еды — неотъемлемая часть жизни французов. В большинстве фильмов, содержащих любовную линию, обязательно присутствует тонкий эротизм. Это не грубые и однозначные сцены, а особая телесная пластика и ненавязчивые намеки, вроде невзначай заметных под одеждой линий и форм без нижнего белья. Все это призвано вызвать у зрителя чуть взбудораженное фоновое состояние, в котором он наблюдает за всеми остальными историями в фильме — мелодраматичными или даже детективными. Упавшие тонкие бретельки и тесные майки часто встречаются в сериале «Девчонки», триллере «Любовники», а также классическом «Париж, я люблю тебя». Куда более откровенными сценами насыщены фильмы «Нимфоманка» скандального датчанина Ларса фон Триера и «Экстаз» провокационного Гаспара Ноэ — это глубокие исследования человеческой сексуальности, причем сделанные настолько шокирующе, насколько это бывает только во французском кинематографе. Знаменитые режиссеры не просто достают сокровенные желания из самых недр подсознания, но и объясняют, откуда они берутся и почему они есть в том числе у вас.

Необычные формы

В 2012 году целых пять «Оскаров» получил французский фильм «Артист» с Жаном Дюжарденом в главной роли. Это современное кино, стилизованное под черно-белое немое. Написать увлекательную историю без диалогов — высший пилотаж для любого сценариста, и Мишелю Хазанавичусу это удалось виртуозно. Французы в целом любят экспериментировать с формой и часто добиваются успехов. Уже упомянутый жесткий триллер о танцорах «Экстаз» — тоже сделан очень необычно, с нарушением всех канонов сторителлинга, и тем не менее смотрится на одном дыхании. Кстати, его режиссер Гаспар Ноэ игру с формой всегда ставит во главу угла — взять хотя бы его фильм «Необратимость» с обратной хронологией.

Экологическая тема

Французы умеют работать с экологическими темами так, чтобы смотреть было увлекательно. В фильме «Расправь крылья» не только рассказана цепляющая семейная история, но и показаны очень милые пушистые гусята, которые постепенно прямо на глазах зрителей вырастают в больших и красивых птиц. Еще одна интересная экологическая работа — режиссерский дебют Луи Гарреля «Этот новый мир», в котором он исполнил супружеский дуэт вместе с Летицией Кастой. Сын их персонажей придумывает грандиозный проект по спасению планеты — смотрится забавно и пробуждает совесть.

Запутанные детективы

Драматический сериал «Девчонки», триллер «Любовники», детектив «Черный ящик» — все это истории про убийства, за которыми невероятно интересно следить. Французские сценаристы периодически нарушают голливудские каноны, которые уже въелись нам в подкорку, поэтому некоторые ходы выглядят очень свежими и неожиданными. Сюжеты часто разворачиваются медленнее, включают в себя больше подозрительных деталей и в целом немного ломают зрительские шаблоны стандартного детективного кино.

Естественная красота

Мы привыкли к тому, что актеры в американских фильмах зачастую красивы, вылизаны, почти идеальны. Если они выглядят неаккуратно — это обязательно хорошо продуманный творческий беспорядок. Если внешность нестандартна — значит, такова задумка. Скандинавские нуары в этом плане полная противоположность голливудского кино. Актеры часто работают в замызганных куртках, растянутых свитерах, со всеми несовершенствами кожи и фигуры. Они исповедуют принцип естественности и натуральности. Французские фильмы — нечто среднее между этими двумя концепциями. Актеры, особенно на главных ролях, как правило, красивы — но на любителя. В одежде часто можно заметить небрежность, но это всегда выглядит стильно. Еще бы, ведь французы знают, что делают — ведь именно в их стране кино родилось в принципе, а значит, у них самый большой кинематографический опыт на планете.