Пилот как демоверсия сериала
Представьте на секунду: вы продюсер крупного онлайн-кинотеатра или телеканала. Вы ежедневно приходите на работу и видите перед собой одно и то же — бесконечные стопки сценариев, ведомости, финансовые документы. В таком бумажном мире запросто можно потеряться и проворонить интересные проекты и талантливых авторов.
Ежегодно на малых экранах выходят тысячи сериалов. К примеру, в России в 2024 году появилось более 240 проектов, а в мире, согласно базе IMDb, свыше 10 тысяч. Невыпущенных в разы больше: какие-то сценарии идут в дальний ящик, другие остаются и вовсе невостребованными. Среди них могут быть потенциальные хиты и громкие провалы, но как вообще понять, что есть что, какому проекту стоит выписать крупный чек на производство, а каким авторам — предложить поработать над другой идеей?
Именно для этого и нужны пилотные эпизоды — своего рода демоверсия сериала, которую продюсеры и боссы телеканалов или онлайн-кинотеатров могут пощупать, показать фокус-группам, чтобы понять, есть ли у проекта художественное и коммерческое будущее. Даже у премиальных сериалов с преданной аудиторией, на которые выделены огромные ресурсы, случаются провалы. Так было с первым приквелом «Игры престолов», посвященным происхождению Белых ходоков. HBO свернула его после снятого пилотного эпизода, который так и не добрался до стримингового сервиса.
Принято считать, что пилот — это первый эпизод сериала. Для обычных зрителей так чаще всего и есть: если руководство канала или онлайн-кинотеатра все устраивает, то серия открывает сезон. Но с точки зрения индустрии задача пилота гораздо шире. Помимо знакомства с главными героями, погружения в мир проекта, введения конфликтов, важно продемонстрировать первым зрителям и продюсерам общее видение сериала, его тон, визуальный и нарративный язык, атмосферу — это позволит решить, стоит ли выделять средства на создание полноценного сезона. Учитывая, что стоимость производства одной серии стремительно растет, для онлайн-кинотеатров и телевидения пилотные эпизоды становятся необходимым инструментом, с помощью которого можно достичь искомого результата.
«Шерлок»: как пилот помог переформатировать сериал
Одним из ярких примеров пилота, изменившего судьбу будущего сериала, считается экспериментальная серия «Шерлока» для BBC. Шоураннеры Марк Гэтисс и Стивен Моффат создали «Этюд в розовых тонах» совсем не таким, каким мы знаем «Шерлока» сегодня. Пилот длился час, был снят за сравнительно небольшую сумму, рассказывал ту же историю, но в других красках. Главный герой казался реальным человеком, а не машиной по вычислению убийц, действие было не слишком динамичным, в повествовании не появлялся Майкрофт Холмс, а также не упоминался Мориарти.
Хоть эпизод и понравился руководству, но все же формат и тон сериала было решено изменить. Итоговый вариант первой серии претерпел множество трансформаций. Вместо сдержанного детектива об исключительном гении «Шерлок» превратился в пульсирующий городской триллер о супергерое (или высокоактивном социопате, как он сам себя называет) и его достойном противнике, Мориарти.
Темп сериала значительно вырос, добавились погони по Лондону, эволюционировали характеры Шерлока и Ватсона, серии стали длиннее на полчаса, а также появилась знакомая нам заставка с запоминающейся музыкой Дэвида Арнольда. Как итог — бешеная популярность, высочайшие рейтинги и статус едва ли не лучшего британского сериала современности. Да еще и пара ведущих актеров серьезно прокачала свои имена.
Фанатам, несмотря на иной формат, пилотный эпизод понравился. Шоураннеры включили его в дополнительные материалы к первому сезону на DVD. На форумах зрители активно спорили, какую версию «Шерлока» стоило выпустить в релиз, но ответа так и не нашли. В любом случае, без экспериментального пилота мы бы вряд ли увидели одного из самых ярких героев в истории телевидения.
«Теория большого взрыва»: ситком, который мы могли потерять
Еще одна показательная история произошла с «Теорией большого взрыва». Пилоты ситкомов, в отличие от полноценных эпизодов премиальных сериалов, стоят в разы дешевле, поэтому телеканалы все же дают создателям несколько шансов. Это случилось и с проектом Чака Лорри и Билла Прэди.
«Теория большого взрыва» с самого начала задумывалась как столкновение двух миров: жизни обычной девушки в крупном городе и быта двух гениальных друзей-физиков, которые хороши во всем, кроме общения с противоположным полом. Идея понравилась руководству телекомпании CBS, и оно дало добро на производство пилота. Однако снятая режиссером Джеймсом Берроузом серия оказалась неудачной. Об этом одновременно заявили и боссы канала, и зрители фокус-групп. Из отмеченных плюсов — только герои Джима Парсонса и Джонни Галэки. Да и те в итоге серьезно изменились.
Так, в пилоте Шелдон вел активную половую жизнь и рассказывал об этом направо и налево. Согласитесь, вовсе не похоже на привычного асексуального героя, которого мы знаем. Также в этом эпизоде зрители увидели более агрессивную и саркастичную версию будущей Пенни. Ее звали Кэти, и, по мнению продюсеров, она совсем не подходила друзьям, из-за чего сериал мог получиться нескладным.
«Пилот был отстойным. В нем присутствовало только два позитивных аспекта — Джонни и Джим… Несмотря на гениальность Леонарда и Шелдона, эти ребята — сущие дети и к ним нельзя подселять героиню с токсичным характером. Смотреть на такие взаимоотношения очень больно», — рассказывал Чак Лорри.
Все же в CBS решили, что идея проекта слишком хороша, чтобы не дать ему второго шанса. Основываясь на отзывах фокус-групп, авторы пришли к выводу, что Кэти необходимо заменить на более сдержанную Пенни, но увеличить при этом количество персонажей, чтобы зрители могли отдохнуть от Шелдона и Леонарда. Так появились Говард и Радж.
По признанию Чака Лорри, неудачный пилот позволил авторам осознать, в какую сторону развивать сериал и чего в нем не хватает. Позитивные изменения вылились в 12 сезонов, успешный спин-офф «Детство Шелдона», множество номинаций на престижные премии и высочайшие рейтинги вплоть до финала.
«Последний богатырь. Наследие» и «Этерна»: разведка боем
Российские онлайн-кинотеатры тоже активно вкладываются в пилоты и изучают реакцию первых зрителей. В Иванове проходит ежегодный фестиваль «Пилот», а в Сочи — «Новый сезон», в рамках которых организаторы предоставляют создателям контента площадки для презентации проектов инвесторам. Наиболее популярные российские сериалы непременно попадают в жернова крупнейших фестивалей.
Чудо-сериал START «Последний богатырь. Наследие» был заказан сразу целиком. И все же, франшиза, к которой относится проект, — народный хит, и ошибаться авторам нельзя было ни в коем случае. Внимание к сериалу было повышенным, а задача создателей — трудной, поэтому реакция критиков и зрителей была важна. Первый эпизод сериала стал одной из главных премьер минувшего «Нового сезона».
В интервью режиссер Антон Маслов признавался, что команда готовилась к съемкам почти два года, хотя, для сравнения, в обычных сериалах этот процесс занимает от полутора до трех с половиной месяцев. Пласт работы оказался значительным: создателям требовалось ввести новых героинь, адаптировать сказочный мир под многосерийный формат и сделать его технически совершенным для малых экранов. А судили об итогах продюсеры, а потом и первые зрители по пилотному эпизоду. Задачу можно было считать выполненной еще до того, как сериал вышел на START: на «Новом сезоне» проект получил специальный приз за прорыв в индустрии.
Основанная на одноименном цикле книг Веры Камши «Этерна», в отличие от «Наследия», получила классический пилот — пробную серию, в которую позже внесли значительные изменения. Авторы задумали дорогостоящую отечественную эпическую сагу на манер «Игры престолов» со сложносочиненным сюжетом и уникальным миром. Обойтись без пилотного эпизода было невозможно: уж слишком велики риски. Полуторачасовая серия вышла в начале 2022 года и, по словам продюсера Михаила Китаева, стала «проверкой концепции».
Пилот «Этерны» получил смешанные отзывы, и шоураннеры взяли паузу на размышление. Они собирали фокус-группы, изучали комментарии и оценки, чтобы понять, на что обратить внимание в работе над полноценным сезоном. В итоге в 2023 году было объявлено о пересъемках сериала: на ведущие роли придут новые актеры, режиссерское кресло вместо выбывшего Евгения Невского займет Сергей Трофимов (оператор «Последнего богатыря» и постановщик нескольких эпизодов «Нулевого пациента»), а действие будет масштабировано.
В новых сериях создатели обещают постепенно, в упрощенной форме знакомить зрителей с фэнтезийным миром и конфликтами. При этом сюжет пилота — кстати, удаленного из библиотеки онлайн-кинотеатра — будет частично перенесен на экраны в первых эпизодах.
Рассуждать о влиянии пилота на будущее «Этерны» пока рано. Время расставит все по своим местам: сериал обещают выпустить уже в этом году. Зарубежный опыт подсказывает, что экспериментальные эпизоды идут проектам на пользу. Главное — внимательно провести аналитику и сделать верные выводы, как это произошло с «Шерлоком», «Теорией большого взрыва» и сотнями других сериалов с огромными фанбазами.