Светлана Михайловна, мама Андрея (Юля Александрова)
Предлагаем начать со старших — матерей пацанов, которые понимают, что с детьми происходит неладное, но никак не могут повлиять на их выбор. В самой первой сцене мы видим, как 14-летний Андрей (Леон Кемстач) перебирает пальцами по картону с нарисованными клавишами, репетируя классику к выступлению в музыкалке. Семья мальчика живет небогато. Мама — Светлана Михайловна — воспитывает сына-подростка и маленькую Юлю в одиночку. Что произошло с отцом Андрея, неизвестно, в одной из сцен мы лишь слышим, как женщина говорит, что «не уберегла» мужа.
Как и любая мать, Светлана Михайловна хочет, чтобы жизнь Андрея сложилась как можно лучше. Она следит за успеваемостью мальчика в школе и на уроках сольфеджио, а когда подросток связывается с пацанами, искренне рассчитывает решить проблему походом к директору, в милицию или в суворовское училище.
«Слово пацана. Кровь на асфальте» (сериал, 2023)
Выросшей в советское время женщине, как и другим взрослым в сериале, сложно приспособиться к новым, перестроечным реалиям. Ее растерянность сказывается и на взаимоотношениях с сыном. Пока мальчик находит, как он считает, верный способ помочь себе и своей семье, мать хочет объяснить подростку, что выбранный им путь не сулит ничего хорошего, но не знает, как подступиться. «Отец бы такого не допустил», — говорит Светлана Михайловна и обращается за поддержкой к знакомому Ильдару (Антон Васильев). Но и тот не имеет ни малейшего представления, как вести себя с современными школьниками, и предпочитает решать вопросы шантажом, манипуляциями и грубой силой.
По характеру Светлана Михайловна настолько доверчивая, что обвести ее вокруг пальца совсем несложно. В одной из сцен она быстро ведется на обман мошенников, легко расставаясь со сторублевой купюрой и меховой шапкой. В другой ничего не подозревает, когда многочисленные друзья Андрея возмещают ей дорогой элемент гардероба, и до поры до времени даже не думает, что сын может ей врать.
При этом она всегда готова встать на сторону ребенка. Именно так и происходит, когда Ильдар у нее в гостях собирается выгнать друга Андрея Марата (Рузиль Минекаев). Светлана Михайловна решительно защищает мальчишку и отказывается идти на поводу у знакомого.
Ирина Сергеевна, инспектор по делам несовершеннолетних, нравится Андрею (Анастасия Красовская)
Ирину Сергеевну Андрей впервые видит на уроке, когда читает доклад о советском летчике Михаиле Девятаеве. Сотрудница милиции предлагает школьникам прийти на диспут, чтобы обсудить защиту города от волны насилия. В следующий раз герои встречаются уже в участке. Она ведет дело мальчика, который «пришился» к «универсамовским».
Внимательная и ответственная Ирина в исполнении Анастасии Красовской — полная противоположность ее начальнику Ильдару. В отличие от мужчины, использующего жестокие методы перевоспитания, героиня пытается переубедить подростка с помощью доверительных разговоров и наглядной демонстрации, что можно жить по-другому.
Ирина знает, что ее подопечный любит музыку, поэтому всячески старается заинтересовать ей мальчишку. Они оба слушают русский рок, особенно Цоя, и неравнодушны к «Ассе». В надежде, что таким образом ей удастся спасти Андрея, девушка приглашает его к себе на квартирник и подговаривает друзей взять школьника в группу клавишником. Вероятно, этот способ мог бы сработать, если бы не знакомые Ирины, которые сразу же встречают парня в штыки и говорят, что для гопоты петь не будут.
Для Андрея Ирина становится первым любовным интересом. С ней он хочет выглядеть взрослым, но его представления о поведении зрелого человека сужаются рамками «асфальтового» закона, где из-за обиды можно и камень в окно бросить.
Наташа, медсестра, девушка Вовы Адидаса (Елизавета Базыкина)
Наташа помогает Вове (Иван Янковский) в больнице, куда тот попадает после жестокой драки с группировкой «Хади Такташ». Девушка ухаживает за его раненой ногой, пока Марат, Андрей и Турбо (Слава Копейкин) торопливо вывозят парня из лечебницы. Через несколько дней Вова возвращается в госпиталь и вновь встречает героиню.
Наташа симпатизирует мужчине, но не сразу соглашается пойти с ним на свидание. Ее смущает, что он решил подарить ей колготки — дефицитный товар в те времена — и что не помог школьнику, когда они стали свидетелями вымогательства у того денег.
Второстепенные героини
На протяжении сериала мы встречаем разных героинь, которые становятся жертвами уличного беззакония или влияют на роковой выбор, который делают пацаны. Так, учительница Андрея по сольфеджио, вместо того чтобы хотя бы попытаться выяснить у мальчика, что с ним происходит, критикует его стрижку, ругает за сбитые костяшки пальцев и называет бестолочью. В ответ герой протестует, играет «Седую ночь» и пропускает занятия.
Педагог мальчика по русскому языку вовсе отрицает существование пацанских стай, а преподаватель английского считает, что с детьми должны разбираться их родители. Кажется, что учителя, с которыми подростки проводят существенную часть времени, совершенно не хотят вступать в диалог с учениками, предпочитая прятаться за стеной осуждения и неосведомленности о происходящем на улицах.
В сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» намеренно показано отсутствие нормальной коммуникации между взрослыми и детьми. Авторы подчеркивают: когда отцы и дети не хотят слышать друг друга, это всегда оборачивается большой трагедией.