ЛОНГРИД

Даже лапки не помеха: как снимаются в кино животные-актеры

Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

«Найдите мне кота, который хоть что-то понимает в кино!» — кричал режиссер в исполнении Франсуа Трюффо в «Американской ночи», когда по сюжету съемочная группа пыталась уговорить уличного котенка сыграть в кадре. Спойлер: дымчатого малыша не сильно волновали восклицания постановщика. Так как же найти животных, которые смогут понять задачу? За историю кинематографа появился не один десяток лент, где собаки, кошки, кони, тигры и другие четвероногие артисты блестяще справлялись со своими обязанностями. На START выходит фильм-притча «Абрек» о силе любви, побеждающей ненависть, где дикий хищник, волк Абрек, помогает людям остаться людьми. Рассказываем, как в кино работают с актерами-животными и почему они меняют восприятие всей картины.

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
Актерский труд
Животные-актеры тоже получают что-то вроде образования, перед тем как начать сниматься в кино. Да, даже им приходится постигать азы профессии, пусть и не через изучение Станиславского, а с помощью тренировок и угощений. Ведущий дрессировщик питомника Animal Art Александра Степанова («Сердце мира», «Пальма»), работавшая на «Абреке», объяснила, что животных обучают в специальной школе около двух лет. Там их готовят по особой программе, чтобы они могли играть в кадре: показывать привязанность к хозяину, изображать эмоции, выполнять трюки.
В фильме «Абрек» главного героя — волка — сыграли три волчьих собаки. Щенки Ива и Тарик изобразили волчонка в детстве, а Джин исполнил роль взрослого Абрека. По словам Степановой, люди, которые занимаются подготовкой четвероногих актеров, изучают особенности разных животных, не только кошек и собак. Специалисты способны найти подход к каждому.
«Абрек» (2023)
«Абрек» (2023)
«Абрек» (2023)
В «Абреке» одна из самых зрелищных и ужасающих сцен — это бойцовский клуб, где стравливают собак. Она поражает своим драматизмом и натуралистичностью: люди в ней словно дикие звери в клетках, жаждущие крови, а огромные псы, вынужденные драться, — жертвы, у которых нет выбора. В результате этот жестокий эпизод вызывает невероятно сильные эмоции: ненависть, страх, боль.
«Абрек» (2023)
«Абрек» (2023)
Собачьи бои наглядно раскрывают эти проявления. Главный герой картины — волк Абрек, которого худшие представители рода человеческого пытаются втянуть в кровавое безумие. Однако в нем нет места непостижимой людской злобе, он действует по своим естественным законам, всегда оставаясь верным себе, своей природе. Именно он становится немым учителем для русского сапера Володи и чеченского мальчика Халида. Именно дикий хищник помогает героям разобраться в себе, понять, что важно, а что нет, понять, за что стоит сражаться до конца, а где быть милосердным. Картина создана по мотивам повести Джамбулата Умарова «Абрек».

При съемках ни одно животное не пострадало, все действия были отыграны профессиональными четвероногими актерами. Кадры с каждой собакой снимались по отдельности, животные ни разу не встречались друг с другом, во время съемок сцен боя они находились на разных этажах. Специально для работы над картиной построили двухэтажный хромакей-павильон, а люди в зеленых костюмах давали псам команды и угощали их вкусностями за работу. Подробнее о том, как достигался такой напряженный эффект и как снимались собачьи бои, можно узнать в фильме о фильме «Абрек».
Лучшие друзья человека
В кино актерам-собакам нередко достаются большие и непростые роли: эти животные отлично умеют проявлять эмоции, выполнять сложные трюки. А еще никто не может остаться равнодушным, когда пушистые создания смотрят умными глазами прямо с экрана. Часто звери играют в лентах для детей, потому что кажутся абсолютными моральными ориентирами: пес точно не бросит хозяина в беде и всегда будет любить своего человека.
Фильмы «Хатико: Самый верный друг» и «Пальма» основаны на реальных историях собак, которые до последнего ждали своих любимых. Если поступки людей неоднозначны, то в преданности животных не возникает сомнений, они воплощают собой лучшие качества, которых нам порой не хватает. Наверное, нет ни одного человека, который не пролил бы слезы, когда Хатико в конце все же встретил хозяина, но уже не здесь, а после смерти.
«Хатико: Самый верный друг» (2008)
«Хатико: Самый верный друг» (2008)
«Хатико: Самый верный друг» (2008)
«Хатико: Самый верный друг» (2008)
«Хатико: Самый верный друг» (2008)
«Хатико: Самый верный друг» (2008)
Нечто похожее мы ощущаем и при просмотре «Белого плена», где хаски, невзирая на смертельную для них опасность, борются со стихией, чтобы спасти людей. Этот фильм тоже основан на реальных событиях: во время антарктической экспедиции ученые выжили только благодаря собакам. Правда, в той поездке из пятнадцати хаски, которые были в упряжке, уцелели только две. Глядя на то, как обаятельные животные умирают одно за другим, чтобы помочь людям выбраться из снежной бури, окончательно перестаешь сомневаться в том, что это лучшие существа на свете.
«Белый плен» (2005)
«Белый плен» (2005)
«Белый плен» (2005)
«Белый плен» (2005)
«Белый плен» (2005)
«Белый плен» (2005)
Но животному на экране необязательно умирать, чтобы мы почувствовали прилив эмоций. В сериале «Возвращение Мухтара», который ждет возможный перезапуск, пес не только выполняет героические миссии по поимке преступников, но иногда ведет себя как и любая другая собака: хулиганит, выпрашивает еду, строит глазки, ворует вещи и вальяжно спит где вздумается. Это выглядит так забавно и натурально, что у зрителей просыпаются приятные воспоминания о собственных питомцах, что позволяет легче ассоциировать себя с главными героями.
«Возвращение Мухтара», второй сезон (сериал, 2005)
«Возвращение Мухтара», второй сезон (сериал, 2005)
«Возвращение Мухтара», второй сезон (сериал, 2005)
«Возвращение Мухтара», второй сезон (сериал, 2005)
Кроме того, псы напоминают нам о лучшем, что в нас есть. В трогательном детском фильме «Белль и Себастьян» ключевой персонаж учится быть добрее и смелее, глядя на новообретенного пушистого друга.
В «Анатомии падения» Жюстин Трие, победившей в этом году в Каннах, совершенно точно снимался пес уровня мастерства Дэниэла Дэй-Льюиса. Бордер-колли по имени Месси получил за эту роль приз Palm Dog на фестивале. Сцена с участием зверя полностью меняет сюжет картины. «Отец говорит сыну, что однажды собаке, возможно, надоест заботиться об их семье. Для меня это очень современное заявление о том, как мы можем по-разному относиться к животным в обществе. Это не существо, которое нам чем-то обязано. Рядом с ним мы должны жить, уважая его, считаясь с ним», — пояснила режиссер.
«Анатомия падения» (2023)
На мягких лапках
Кошки кажутся животными, у которых часто есть заботы поважнее, чем спасение человека. Но как бы они ни кусались и ни проявляли недовольство, мы их все равно безумно любим. Этих питомцев можно выдрессировать: вопреки расхожему мнению, они прекрасно справляются с командами, хотя и делают вид, что им это не сильно нравится. Сейчас в производстве находится фильм по игре Stray — удивительному симулятору кошачьей жизни. «Это игра о том, что делает нас людьми, хотя в ней и нет людей», — поделились разработчики будущей картины.
Главный герой — бродячий кот, который проваливается в подземный город, где все люди вымерли, а остались лишь роботы и чудовища. Персонаж ведет себя максимально по-кошачьи: скидывает все подряд, бросается под ноги роботам, дерет ковры и обворожительно мурчит. В производстве участвовали десятки пушистых актеров, которые, словно Бенедикт Камбербэтч в «Хоббите», носили костюмы захвата движения, а кошка Лала озвучивала все «мур» и «мяу» в сотнях вариаций.
Игра Stray (2022)
Игра Stray (2022)
Игра Stray (2022)
Игра Stray (2022)
Кошки побольше в кино тоже появляются. Но, чтобы совладать с крупными хищниками, нужна особая подготовка и дрессировщики на площадке. В последние годы кинематографисты все же стараются отказываться от использования в кадре настоящих тигров и львов, заменяя их компьютерной графикой по требованиям зоозащитников. Содержать животное в клетке в течение всего съемочного периода непросто, да и звери не рады таким стесненным условиям.
Один из самых впечатляющих фильмов, в котором участвовали настоящие большие кошки, — «Миа и белый лев». Это история о дружбе маленькой девочки и львенка, которых хотят разлучить. Для съемок картины авторам пришлось искать ребенка, который будет расти вместе с животным, чтобы оно испытывало подлинную привязанность к своей экранной хозяйке. Фильм снимали почти три года, чтобы запечатлеть взросление девочки и льва. Белый зверь становится для героини не просто другом, но и частью ее души, причем самой светлой и смелой, способной на все, чтобы спасти близкого.
«Миа и белый лев» (2018)
«Миа и белый лев» (2018)
«Миа и белый лев» (2018)
«Миа и белый лев» (2018)
«Миа и белый лев» (2018)
«Миа и белый лев» (2018)
Масштаб побольше
Многие, кто общался с лошадьми, знают, что они очень хорошо понимают человека, поэтому этих животных тоже нередко можно встретить на площадке. Сильные и грациозные создания часто символизируют свободу. А еще всегда приятно видеть, как красиво развеваются их гривы! В фильме «Поли» девочка Сесиль спасает пони из цирка, где с тем жестоко обращались. Вместе с новым другом ребенок узнает о несправедливости и жестокости мира, а также учится защищать слабых.
В нью-хорроре «Агнец» малышка-овечка, конечно, ненастоящая, как и ее инфернальный родитель, но отара в загоне вполне реальная. По сюжету картины в семье фермеров, принимающих роды у овец, появляется необычное создание — наполовину ягненок, наполовину человек. Сцена с крошечными животными выглядит очень натуралистично, она отсылает к Библии и рождению Иисуса, появившегося на свет так же, как и дочь главных героев, — в хлеву, среди едва открывших глаза ягнят. Этим приемом режиссер проводит параллели между абсолютным добром и демоническим началом.
«Агнец» (2021)
«Агнец» (2021)
«Агнец» (2021)
«Агнец» (2021)
«Агнец» (2021)
«Агнец» (2021)
Животные масштабом побольше в кино появляются все-таки не очень часто. По словам Александры Степановой, слоны хорошо идут на контакт с человеком, а благодаря их высокому интеллекту взаимодействовать с ними интересно, но временами сложно. Слониха Тай исполнила роль Рози в романтической драме «Воды слонам!», ее грустные выразительные глаза невозможно забыть. Образ символизировал избыток эмоций, которым главные герои не находят выхода, а также чувства жены дрессировщика, не способной покинуть своего мучителя.
«Воды слонам!» (2011)
«Воды слонам!» (2011)
«Воды слонам!» (2011)
«Воды слонам!» (2011)
«Воды слонам!» (2011)
«Воды слонам!» (2011)
«Воды слонам!» (2011)
Тай пришлось очень непросто во время тренировок, о чем зоозащитники узнали лишь после выхода картины. За несколько лет до съемок укротители жестоко обращались со слонихой, чтобы она научилась всем трюкам. Как утверждает президент Международного общества защиты животных Ян Кример, Тай били током, чтобы она стояла на голове. Студия осудила действия дрессировщиков и заявила, что не знала о пытках, которым слониха подвергалась до съемок. Продюсеры подчеркнули, что во время производства фильма подобных инцидентов не происходило.
Ноев ковчег
Создатели некоторых кинопроизведений намеренно помещают своего зрителя в мир с множеством различных животных. Так они воплощают пасторальную атмосферу, говорят о семейных ценностях или показывают своеобразный Ноев ковчег. В сериале «Против всех» мы видим и кроликов, и кур, и другой домашний скот, который обычно можно встретить в деревне. Только вот они обитают посреди новенького ЖК в деревянном доме, хозяева которого не собираются продавать жадным застройщикам свое семейное жилище.
«Против всех» (сериал, 2023)
«Против всех» (сериал, 2023)
В семейных фильмах «Бэйб: Четвероногий малыш» и «Паутина Шарлотты», действие которых происходит на фермах, тоже снимались домашние животные. В «Паутине Шарлотты» главный герой — невероятно умный поросенок Уилбор, которому удается подружиться со всеми обитателями хлева, как и Бэйбу, сумевшему еще и доказать, что он способен пасти овец не хуже собак. «Свиньи не уступают по интеллекту псам, — отмечает Александра Степанова. — Это высокоорганизованные млекопитающие, работать с ними очень интересно».
«Паутина Шарлотты» (2006)
«Паутина Шарлотты» (2006)
«Паутина Шарлотты» (2006)
«Паутина Шарлотты» (2006)
«Паутина Шарлотты» (2006)
«Паутина Шарлотты» (2006)
«Паутина Шарлотты» (2006)
Авторы фильма «Бэйб: Четвероногий малыш» объясняли, что главного героя играли более пятидесяти поросят, так как эти животные быстро растут, а персонаж должен был оставаться малышом. Кстати, создатели картины признавались, что после съемок отказались от употребления мяса, увидев, насколько умными и трогательными могут быть свиньи и коровы.
«Бэйб: Четвероногий малыш» (1995)
«Бэйб: Четвероногий малыш» (1995)
«Бэйб: Четвероногий малыш» (1995)
«Бэйб: Четвероногий малыш» (1995)
«Бэйб: Четвероногий малыш» (1995)
«Бэйб: Четвероногий малыш» (1995)
В российской картине «Сердце мира» Наталии Мещаниновой тоже участвует множество четвероногих актеров, так как речь в ней идет о ветеринаре, работающем на станции для охотничьих собак. Лисы, барсуки, кабаны и другие дикие животные содержатся в клетках, а псов на них притравливают. Главный герой, как и звери, живет на островке иллюзорной безопасности, дожидаясь, когда прошлое, словно гончая, настигнет его.
«Сердце мира» (2018)
«Сердце мира» (2018)
«Сердце мира» (2018)
«Сердце мира» (2018)
«Историю о том, как герои тайком освобождают лис, мы придумали, а уже после съемок то же самое произошло на станции у одного из знакомых притравщиков. Только отпустили не лис, а три семьи кабанов с кабанятами. Всех животных загрызли волки. Хозяин потерял большое потомство и запил», — рассказывала режиссер в интервью. Так что и для персонажей картины выход из клетки смертельно опасен.
В основу фильма «Абрек» тоже легла непростая история о людях и животных, вынужденных существовать в мире, полном ненависти и жестокости. Однако в сердце картины все же чувствуется беззаветная любовь человека и волка, способная вдохновлять. «„Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи“ — именно эта фраза из Библии стала основной темой нашей истории», — рассказывает генеральный продюсер, соавтор сценария, сооснователь онлайн-кинотеатра START Алексей Троцюк.
В главных ролях: Артур Сопельник, Алина Рачковская, Ангелина Пахомова
Режиссеры: Иван Шурховецкий, Роман Батаев
Смотреть