ЛОНГРИД

Останутся только мечты: как показывают зиллениалов в кино

Элиза Данте
Режиссер, автор телеграм-канала «Контрапункт», кинокритик журнала «Кинотексты»

Миллениалы — это те, кто родились с 1981 по 1996 год, зумеры — с 1997-го по 2012-й. Первые ходят в офис, ездят на ретриты и берут ипотеки, вторые снимают тиктоки и жаждут свободы. Американские социологи выяснили, что между этими двумя поколениями есть еще одно — зиллениалы. Они застали 11 сентября детьми, не помнят развала СССР, росли с мобильными телефонами, учились делать мемы и создавали первые влоги. Сейчас им 20–30 лет. О них очень редко снимают фильмы, так как режиссеры и сценаристы этого возраста совершают пока только первые шаги. Кто же такие зиллениалы по версии кинематографа?

АльфаРомео, актриса, Кристина Кучеренко
«Как будто отделились»
Режиссеры в последние пару десятилетий в целом редко интересуются этим возрастным периодом. Чаще мы видим на экранах или состоявшихся людей 30+ лет, у которых есть семья, профессия, карьера, или же, наоборот, детей и подростков, которые впервые сталкиваются с любовью, проблемами, необходимостью принимать решения самостоятельно.
В зарубежной кинокритике есть такое понятие, как mid-20s. Оно означает как раз кризисный переход героя, когда он в возрасте 23–27 лет пытается осознать, правильный ли путь выбрал в жизни. «Мы вроде не взрослые, но уже и не дети. Мы как будто отделились от всех», — говорит персонаж фильма «Взрослый мир» в исполнении Эммы Робертс. Героиня мечтала стать поэтессой, но ее стихи оказались никому не нужны, поэтому она работает в секс-шопе.
«Взрослый мир» (2013)
«Взрослый мир» (2013)
«Взрослый мир» (2013)
«Взрослый мир» (2013)
«Взрослый мир» (2013)
На таком же распутье оказывается и героиня Греты Гервиг в «Милой Фрэнсис», когда понимает, что ее не берут в танцевальную труппу, количество долгов растет, а окружающие заводят семьи и строят карьеру. Она не готова принимать реальность, в которой ей придется становиться взрослой, предавать мечты и надевать офисную форму в угоду капитализму.
«Милая Фрэнсис» (2012)
«Милая Фрэнсис» (2012)
«Милая Фрэнсис» (2012)
«Милая Фрэнсис» (2012)
«Милая Фрэнсис» (2012)
«Милая Фрэнсис» (2012)
«Милая Фрэнсис» (2012)
Об этом также рассуждает герой Эндрю Гарфилда в фильме «Тик-так... БУМ!», пишущий свой мюзикл уже 10 лет. Ему вот-вот исполнится тридцать, а у него абсолютно ничего нет, кроме пианино в съемной комнате и несбывшейся мечты. Все эти герои сталкиваются с правдой жизни: не каждый может стать успешным, даже если старается изо всех сил. Это разбивает сердце, но нужно идти дальше.
«Тик-так... БУМ!» (2021)
«Тик-так... БУМ!» (2021)
«Тик-так... БУМ!» (2021)
«Тик-так... БУМ!» (2021)
«Тик-так... БУМ!» (2021)
«Тик-так... БУМ!» (2021)
Бережная любовь
Зиллениалы толерантны и открыты новому, их не привлекает создание семьи, у них нет возможности владеть недвижимостью и получать высокооплачиваемые должности, они умеют и любят учиться, но им сложно усидеть на месте. Сериалы по романам Салли Руни «Нормальные люди» и «Разговоры с друзьями» показывают, как бережно зиллениалы относятся друг к другу. Представить себе «Красотку» или «Как Гарри встретил Салли» в их вселенной уже невозможно. Новые герои умеют проговаривать чувства и ставить свои интересы на первое место — ведь, как говорят в самолете, сначала кислородную маску надеваем на себя.
«Нормальные люди» (сериал, 2020)
«Нормальные люди» (сериал, 2020)
«Нормальные люди» (сериал, 2020)
«Нормальные люди» (сериал, 2020)
«Нормальные люди» (сериал, 2020)
«Нормальные люди» (сериал, 2020)
В драме «14+» мы видим еще совсем юных зиллениалов, которые пока не научились словам «осознанность» и «принятие». Поэтому они говорят друг с другом о любви, как и все подростки, неумело и стеснительно. Но им уже свойственно зумерское желание обрести свободу, пусть они пока и не понимают, в чем она выражается. В «14+ Продолжение» герои ведут себя скорее как миллениалы: они так и не научились проговаривать эмоции и делиться травмой. Это и губит отношения главных персонажей.
«14+ Продолжение» (2023)
«14+ Продолжение» (2023)
Ни перспектив, ни денег
Уже в юном возрасте зиллениалы учатся брать на себя ответственность за свои желания и поступки, как персонаж «Колумбуса», заботящаяся о матери. Героиня Хейли Лу Ричардсон мечтает стать архитектором и знает все о каждом доме в округе. Она любит жизнь, но осознает, что ей никогда не выплатить огромный студенческий кредит, а значит, не на что существовать в большом городе. Как и миллениалы, она грезит о путешествиях, учебе и творчестве. Правда, из своей ситуации она не видит выхода.
«Колумбус» (2016)
«Колумбус» (2016)
«Колумбус» (2016)
«Колумбус» (2016)
«Колумбус» (2016)
«Колумбус» (2016)
Юлия из фильма «Худший человек на свете» не знает, чем ей заниматься, поэтому постоянно пробует новое, но так и не находит ответа на вопрос «Чего я от этой жизни хочу?». Но, надо сказать, по ней капитализм не ударил: героине не нужно надрываться на нелюбимой работе, чтобы свести концы с концами. Так что у Юлии все не так уж и плохо. Правда, ее бойфренд — классический миллениал: хорошо выглядит, занимается хоть и творчеством, но стабильным, выражает чувства как умеет и готов говорить о детях. Тут Юлия уже видит большой камень преткновения: зиллениалы, как и зумеры, очень дорожат своей свободой.
«Худший человек на свете» (2021)
«Худший человек на свете» (2021)
«Худший человек на свете» (2021)
«Худший человек на свете» (2021)
«Худший человек на свете» (2021)
Представители этого поколения обычно не могут позволить себе вести праздный образ жизни и владеть большими квартирами — какая есть, например, у героини «Меломанки» в исполнении Зои Кравиц. Персонажи картины «Разговоры с друзьями» примерно ее ровесники — им по 25–27 лет. Только вот двум поэтессам из Дублина 2020-х явно не удалось нажить столько вещей, сколько нью-йоркской владелице магазина пластинок из 2010-х. У них и работы-то толком нет, не то что своего бизнеса и просторной жилплощади.
«Меломанка» (сериал, 2020)
«Меломанка» (сериал, 2020)
«Меломанка» (сериал, 2020)
«Меломанка» (сериал, 2020)
«Меломанка» (сериал, 2020)
Травма
Если травмой американских миллениалов стала катастрофа 11 сентября, российских — крах Советского Союза и девяностые, то что у зиллениалов? Кризис 2008 года? Его они тоже помнят детьми, но последствия застали в самом пике, когда уже начали искать себе место в жизни. Ключевой момент, повлиявший на их судьбы, — всплеск демографии и урбанизация. Следствием этого часто становятся оторванность от корней и невозможность идти вперед.
В драме «Разжимая кулаки» Ада, наоборот, не может покинуть отчий дом. Родители душат ее заботой, а она мечтает вырваться в город, встретить любовь и узнать, какой бывает жизнь за пределами села. Но героиня пережила и настоящую трагедию, оказавшись одной из заложниц школы в Цхинвале во время теракта. Девушка вынуждена нести эту боль внутри себя, что выражается буквально — заболеванием мочеполовой системы. Недуг излечим, но отцу Ады он служит напоминанием о случившемся, с которым он не готов расстаться, поэтому он не отпускает дочь на операцию и держит под замком. Но ее жажду свободы не утолить.
«Разжимая кулаки» (2020)
«Разжимая кулаки» (2020)
«Разжимая кулаки» (2020)
«Разжимая кулаки» (2020)
«Разжимая кулаки» (2020)
«Может, хватит мечтать?»
«Театральный лагерь» стал одним из удивительных открытий 2023 года. Комедия, показанная на фестивале «Сандэнс», украла сердца многих кинокритиков. Причем в особом восторге остались как раз зиллениалы, потому что этот фильм позволяет им посмеяться над собой.
Главные герои — Ребекка-Дайан и Амос — работают в детском лагере для талантливых детей. Они и сами отдыхали здесь, когда были школьниками. Только с творчеством в большом мире у ребят не задалось: в театральную школу их не взяли, поэтому о сцене остается лишь мечтать. Они яркие и творческие, в них много энергии и надежд, но вот навыков, необходимых для выживания в условиях жестокой конкуренции, маловато. Как и у Троя — блогера, продающего курсы для начинающих бизнесменов, по совместительству оказавшегося врио директора лагеря. Он абсолютно ничего не знает о настоящем менеджменте и том, откуда берутся деньги.
«Театральный лагерь» (2023)
«Театральный лагерь» (2023)
«Театральный лагерь» (2023)
«Театральный лагерь» (2023)
«Театральный лагерь» (2023)
«Может, хватит мечтать? Может, пора начать действовать?» — говорит Ребекка-Дайан, когда Амос напоминает ей об их совместном желании стать актерами. Она соглашается вынырнуть из пузыря своих грез и попробовать нечто похожее, но более достижимое. Предает ли она себя?
Зиллениалов разрывает и убивает изнутри невозможность воплотить мечты. Они всю жизнь смотрели кино о невероятных судьбах, путешествиях, о том, что любое желание обязательно исполнится, стоит лишь по-настоящему захотеть и немного напрячься. Но новое кино зиллениалов или о зиллениалах говорит нам другое: «Да, не у всех получается. Не каждому дано стать успешным. Посмотри по сторонам, там тоже есть возможности».