ПОДБОРКА

Темная сторона силы: самые опасные и стильные злодейки российских фильмов и сериалов

Мари Григорян

Киножурналист, сериальный обозреватель в «Канобу», автор канала «у Мари нет вкуса»

Любимым героям российского кино мы посвящали материалы уже неоднократно: вспоминали ушедших персонажей, которых хотели бы вернуть к жизни, умилялись чувствам ярких влюбленных парочек и учились на ошибках неудачливых авантюристов. Вдохновившись вторым сезоном «Двух холмов» и по-прежнему великолепной игрой Светланы Камыниной, решили отдать дань злодейкам, без которых никак не обойтись в хорошей истории. Ведь положительным героям всегда нужен кто-то, кому придется противостоять!

Княгиня Варвара — франшиза «Последний богатырь»

Сказки про удалых молодцов никогда не обходятся без злодея, даже если действие перенесено в современность. Первая часть франшизы «Последний богатырь» показывает зрителям Белогорье под властью княгини Варвары (Екатерина Вилкова), правящей через своего мужа, Добрыню Никитича. Героиня похожа на благородную царевну, но угольные смоки айс колдуньи и ехидная улыбка сразу намекают на ее недобрые намерения, как и положено в классической мифологии.

Варвара, впрочем, далека от карикатурных злодеек: врагов она побеждает не только магией, но и интеллектом, устраивая настоящий дворцовый переворот. Ее непростая история и неожиданные связи раскрываются в следующих фильмах, а игра Вилковой делает этот образ неповторимым. Величавая, благородная и несгибаемая даже после поражения в первой картине, она запоминается надолго.

Дарья Салтыкова — «Кровавая барыня»

Исторические сериалы в России снимаются во внушительных количествах, но настолько противоречивые личности редко становятся главными героями. Биография беспощадной Салтычихи стала еще популярнее с подъемом жанра тру-крайм: люди охотно слушают о громких преступлениях прошлого, особенно если убийца был серийным. Но женщины-маньяки в подкастах встречаются отнюдь не часто.

«Кровавая барыня» вышла необычным для центрального телевидения проектом: в нем появились сцены жестокости и элементы триллера. Героиня из свободолюбивой, но ранимой женщины медленно превращается в монстра, серия за серией ожесточаясь все больше. Потрясающее исполнение Юлии Снигирь в полной мере передало, как внутри страдающего человека пробуждается нечто темное. Так что в галерее злодеек помещица Салтыкова занимает почетное место.

Вера Надеждовна — «Два холма»

Неподражаемая авантюристка, циничная Мать города, искусная интриганка и просто наша любимица. Именно мэрка Двух Холмов Вера Надеждовна вдохновила на создание рейтинга антагонисток. Успешно скрывая скелеты в своем шкафу, злодейка использует в свою пользу и матриархат, и дикую Москву, и нестабильное общественное мнение. Даже враги уважают ее, приматы слушаются, а победившие в конце первого сезона соперницы не могут списать со счетов.

Обаятельная героиня Светланы Камыниной запоминается каждой деталью — от узнаваемого стиля до совершенно неповторимого переключения между реальной Верой Надеждовной и ее выдуманным образом Матери. Искусно играя свою роль, она еще обязательно задаст жару в новых сериях «Двух холмов».

Наталья Кустова — «Почка»

Уникальность пожарного инспектора Наташи Кустовой мы уже подробно разбирали в статье о Любови Аксеновой. Сильный, многогранный и постоянно меняющийся по мере развития сюжета образ из «Почки» невозможно описать одной строкой. Героиня цинична и умеет разглядеть эту порочную черту в других. Она всегда играет грязно, но лишь потому, что остальные делают так же.

Не пытаясь строить из себя позитивного и доброго человека, персонаж Аксеновой объясняет, насколько наш мир полон лицемерия. Ее трансформация во втором сезоне в конечном итоге доказывает: слабости злодейке не к лицу. Если Кустова хочет побеждать, придется и дальше быть такой же жесткой и эгоистичной, как окружающая действительность.

Яна Ланчинская — «Кошка»

Еще одна злодейка в исполнении Екатерины Вилковой будто вышла прямиком из комиксного кино: у нее стильная прическа, необычный пиар-образ, таинственный благотворительный фонд и зловещая предыстория, раскрывающаяся только к концу сериала. Декорации Калининграда, конечно, не Готэм, а Ланчинская не миллиардер, но нечто от противников Бэтмена в ней все равно видится. Не в последнюю очередь в этом заслуга игры Вилковой, которая никогда не повторяется в своих ролях.

Яна и Варвара — две очень разные женщины, обратившиеся к злу по разным причинам. Но обилие внутренних противоречий, интересные образы и запоминающийся стиль героинь способны одинаково покорить зрителей.

Марина Белозерова — «Контейнер»

Самая гламурная злодейка этой подборки, идеально иллюстрирующая собой стиль «старые деньги» (old money) — о нем Журналу как раз недавно рассказала художница по костюмам, которая работала над сериалами «Против всех» и «Эпидемия-2». Жена одного из главных героев и заказчица клиники суррогатных матерей, Марина не собирается жертвовать молодостью и красотой ради рождения ребенка. Ее жизнь должна быть похожа на сказку со всеми атрибутами благосостояния, и ради этого Белозерова готова пойти на что угодно.

Марусе Фоминой удается любой характер. Совсем недавно можно было удивиться романтичности и кротости ее героини в «Балете». Но роль в «Контейнере» занимает особое место — в персонаже сочетаются цинизм и глубина, которые редко встречаются в стереотипных образах стерв. Именно поэтому за Марину нет-нет да и хочется поболеть, хотя ее поступки уходят далеко за границы общепринятой морали.

Анфиса/Фея — «Король и Шут»

Сериал о группе «Король и Шут» открыл российским зрителям сразу нескольких новых звезд, в том числе прекрасную Валери Зоидову. Образ ей достался неоднозначный, вызвавший много обсуждений и споров. Молодая актриса сыграла Анфису, первую жену Михаила Горшка Горшенева, и ее фэнтези-версию — таинственную, яркую и злобную Фею, повелительницу мух. Так как сериал состоит из двух параллельных сюжетных линий, отношения героев в обоих мирах развиваются одновременно. Любовь эта выглядит сложной, временами абьюзивной: супруга утягивает Михаила в наркозависимость, пытается вырвать из группы и даже влиять на его творчество.

Мать реальной Анфисы заявила, что такое изображение дочери на экране ее очень ранило: из женщины сделали злодейку, противопоставив следующей, «хорошей» жене. Но сериал «Король и Шут» все же остается художественной, преувеличенной и неточной версией событий, хоть и опирается на биографию участников группы. Яркий, спорный образ Анфисы-Феи может не иметь много общего с реальностью — зато он зацепил зрителей.

Агата — «Вампиры средней полосы»

Новые персонажи в «Вампирах средней полосы» появились с началом второго сезона. Агате в исполнении Лукерьи Ильяшенко, зачастившей в сверхъестественные сериалы, пришлось делить экранное время с другими злодеями вроде эксцентричного Бориса Феликсовича, танцующего под водой. Зрители видели не так много сцен с участием любопытной антагонистки, как хотелось бы, а жаль: способность причинять боль в кино всегда была эффектной! Но Агата все же успела запомниться фанатам стилем крутой вампирши во всем черном, острыми репликами и дракой с Аннушкой.

Дарья Смирнова — «Содержанки»

Распознать злодеев среди персонажей «Содержанок» довольно сложно: мы любим и ненавидим их всех. Герои сериала всегда отстаивают лишь собственные интересы, предают близких, манипулируют друзьями и при любом удобном случае делают выпады против врагов. Женщины в проекте — сильные, умные и властные — изначально нацелены на то, чтобы выжать всю возможную выгоду из несправедливого патриархального уклада. «Это мир мужчин», как мы знаем из песни Джеймса Брауна, и содержанки всего лишь ищут способы существования в нем.

Все-таки Даша (Софья Эрнст) выделяется среди них злыми поступками особой изощренности. Приехав в Москву в выгодном образе скромной провинциалки, она в первой же серии намекает на свой истинный характер. Эта героиня моментально хватается за любую соломинку, чтобы закрепиться в привлекательном для нее мире роскоши, где деньги позволяют ей открывать галереи, обманывать спонсоров и выкручивать руки любой женщине, встающей на ее пути. Даша будто бы напрочь лишена сострадания, верности или любого другого человеческого чувства. Наблюдать за ней невероятно раздражающе и волнительно одновременно.